Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7168) 4 - 10 марта 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаАЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: "Мы хотим, чтобы театральную Россию услышали в Москве"Выступление на Всероссийском форуме "Театр: время перемен"
Дорогие друзья! Прежде всего позвольте мне от имени Союза театральных деятелей поблагодарить Правительство России, а также правительство Москвы и мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова за саму возможность нынешней встречи. Как вы все, надеюсь, понимаете, в современных условиях пригласить в столицу столько людей, представляющих театральную Россию, - это серьезное государственное решение. Я хочу это подчеркнуть особо, потому что в нашей прессе эта тема в последние дни обсуждалась: кому, мол, этот форум нужен и не проводит ли его Калягин просто для того, чтобы встряхнуть общественное мнение и напомнить о существовании союза. Некоторые журналисты попытались меня накануне встречи уж совсем выбить из колеи. И форум-то у нас не подготовлен, и хотят создать какие-то криминальные фонды, и СТД разрушен, и т.д. Честно скажу: мне в такие минуты становится стыдно. Не обидно, не неловко, не скучно, а именно стыдно. Но я не клюну на дешевку и не буду втягиваться в дискуссию, чтобы подтвердить ожидания скептиков и превратить всероссийский сход в еще одну выясняловку. После того как я сам побывал во многих городах России - от Екатеринбурга и Самары до Челябинска, Краснодара и Петербурга - и услышал, как криком кричит театральная Россия, после всего этого я не хочу обсуждать, зачем вы приехали в Москву. Просто не хочу. Есть общее место: театральная Россия простирается далеко за пределы Садового кольца. Но когда это общее место почувствуешь сердцем, когда увидишь глаза своих коллег, то придешь к убеждению, что мы должны были собраться именно так, как собрались сегодня: всей Россией, всем миром. Собраться для того, чтобы понять, как живем, как выживаем и что нам делать с великим российским театром на пороге ХХI века. Это и есть главная причина нашей встречи. Не ошибусь, если предположу, что именно потому, что сегодня здесь собралась театральная Россия, федеральное правительство ускорило решение по "театральному вопросу" и приняло постановление о поддержке театра в Российской Федерации. Это постановление - конечно, только начало. Важнейшие проблемы остаются пока не решенными и даже всерьез не сформулированными. Поэтому нам предстоит в эти два дня огромная работа. Три месяца газета "Культура" публикует дискуссионные материалы к форуму, все наши участники получили при регистрации проекты основных документов, за которыми огромная работа лучших экспертов российского театра, научных институтов, практиков сцены. Честно скажу, я еще в своей жизни не помню ни одного театрального собрания, которое было бы так тщательно подготовлено. Ну теперь к делу. Сегодня надо говорить о судьбе того, что мы называем государственным репертуарным театром. Именно в таких театрах большинство из нас сформировалось, именно в таких театрах прошла и проходит вся наша творческая жизнь. Когда кто-то пытался пустить слух, что форум собирают для того, чтобы закрыть репертуарные театры, я подивился наивности этой затеи. Это что - подпалить собственный дом? Уничтожить свою семью? Пустить по миру своих родителей и родственников? Таких людей надо было бы немедленно отправить на Канатчикову дачу. Но ведь и слух-то не зря пустили. В сущности, этот слух есть спекуляция на тему, действительно существующую. Я хочу эту тему назвать своими словами. Наши замечательные театральные "дома", которыми славилась Россия, порядком поизносились. "Крыша" государственная течет, а то и просто отсутствует. В огромной труппе иногда не сразу поймешь, кто кому родственник. Очаг в некоторых "домах" потух, и зрители не приходят туда согреться. Театральная система, созданная в одной социально-экономической формации, никак не может адаптироваться к условиям рыночной экономики с ее жестокими правилами естественного отбора. Вот в чем действительная проблема репертуарных театров, которую нам надо обсудить в эти два дня. Все мы знаем, что в годы советской власти театральная система поддерживалась в основном из идеологических мотивов. В годы нашей свободы государственные театры оказались брошенными на произвол судьбы. Многие коллективы - особенно в тех регионах, где местная власть любит охотиться на кабанов больше, чем ходить в театр, - поставлены на грань выживания. Нищенская зарплата не дает возможности не только творить, но просто жить. Экономическая удавка оказалась действительно не менее опасной, чем удавка идеологическая. При всем при этом свобода раскрепостила нас! Российские театры предлагают сейчас огромный репертуар русской и мировой классики, они не ударились в дешевку и порнографию, сохраняя по всему пространству России островки духовной культуры. Российский театр не просто выживает, он пытается творить в условиях, очень часто невыносимых для творчества. Лучше бы, конечно, собираться и говорить о чистом искусстве. Доживем и до этого когда-нибудь. Но сейчас именно об условиях, в которых приходится работать. Я не хочу сегодня просить дополнительных денег. Я знаю, что бюджет сформирован и никаких других средств у правительства на этот год нет. Стоит говорить об ином . Как неэффективно, если хотите, неумело расходуются даже те деньги, которые государство выделяет театрам. В сущности, что происходит? Стало общим правилом в последние годы финансировать минимум заработной платы и коммунальные услуги (далеко не в полном объеме). Вот и все. Что это значит на практике? Это значит, что государство как учредитель театра заинтересовано только в том, чтобы актер или режиссер не умер с голоду. Этому самому учредителю оказывается, совсем не важно и даже неинтересно, будут ли эти актеры играть, будет ли этот режиссер что-то ставить. Постановки спектаклей, как правило, почти по всей России перестали финансироваться. Спектакли ставятся в основном за счет внебюджетных источников, и это единственный признак того, что мы все же начали как-то учиться рыночным отношениям. Но при этом источники эти мутные, не чистые, не прозрачные. Закон о спонсорстве и меценатстве не работает, и все вы знаете почему. Богатые не хотят показывать реальную прибыль, из которой только и разрешено меценатствовать. Многие театры и даже театральные школы выживают на условиях полукриминального бартера: об этом говорили откровенно на региональных конференциях. В таких условиях государственная помощь и поддержка оказывается для многих театров решающей. Но государство отказалось финансировать основную деятельность театров! У нас нет возможности лечь на рельсы. У нас нет возможности серьезного социального протеста. У нас даже нет настоящего профсоюза, который бы представлял наши интересы (в такой профсоюз должен, мне кажется, превратиться ныне абсолютно аморфный профсоюз работников культуры). Из него, вероятно, могут выделиться отдельные профсоюзы: актеров, продюсеров, режиссеров и т.д. Всячески способствуя созданию отдельных профессиональных союзов, я убежден, что мы должны сохранить Союз театральных деятелей как объединение всех творческих людей театра, независимо от их профессиональных и часто конфликтных интересов. Напомню, что Всероссийское театральное общество преобразовали в творческий союз в 1986 году во многом по той причине, что членам творческого союза при советской власти полагались важные льготы по жилью, пенсиям и т.д., которые "обществу" тогда не полагались. В самое трудное время наше сообщество спасал Михаил Александрович Ульянов, и я, сколько у меня хватит сил, буду идти именно этим путем. Роль председателя профсоюза, честно скажу, я играть не хочу и не буду. Но даже тогда, когда будут созданы новые профсоюзы (а рынок заставит их создать), то главный вопрос останется: а что, собственно говоря, такие профсоюзы должны защищать? Если только минимальную зарплату - дело малоперспективное. Мы должны потребовать права на осуществление своих профессиональных обязанностей. Учитель должен учить, врач - лечить. Актер должен играть. По крайней мере до тех пор, пока его хотят смотреть. Вот и все. Те, кто учредил или учреждает театр - город, министерство, муниципальная или губернская власть, должны, мне кажется, изменить систему мышления. Есть коммунальные затраты: надо, чтобы зрители пришли в обогретое и чистое пространство. Это одна часть. Текущее финансирование или дотация государства должна быть непременно сохранена. Но есть затраты творческие: театр должен выпускать спектакли. Рядом с "коммунальной" дотацией надо финансировать творческий труд, то есть конечную продукцию, в которую включается достойная зарплата актеров, режиссеров, художников, всего персонала, обслуживающего репетиции, выпуск и эксплуатацию спектакля. Деньги должны даваться и на конкретные творческие проекты театра, как это было даже при советской власти. Да, есть одна болевая проблема, которую понимает любой руководитель театра, любой нормальный человек. Если учредитель - государство, город или губерния - будет оплачивать все коммунальные расходы театра, а деньги на творчество будут идти под конкретные проекты и конкретные спектакли, под конкретные актерские составы, которые в этом сезоне нужны театру, то не окажется ли кое-кто за бортом? И куда ж ему деваться, тому актеру или режиссеру, которому не нашлось места в репертуаре одного или даже нескольких сезонов? Если это молодой человек - дело можно как-то поправить. У нас даже в нынешних условиях миграция творческого состава по России каждый сезон достигает двадцати процентов. А если это актер, который отдал своему театру всю жизнь? Если ему некуда деваться? Социально не защищенные в театре - это наши старики, пенсионеры. На пенсию им не выжить - это аксиома. Люди не виноваты в том, что в нашем государстве, работая всю жизнь, можно в старости остаться нищим. Вот нашим старикам мы обязаны обеспечить этот самый прожиточный минимум. Любым способом - при помощи государственных театров (это их прямая обязанность), спонсоров, специальных бенефисных спектаклей. Может быть, даже при помощи нашей уже окрепшей вполне капиталистической антрепризы, которая могла бы отчислять в пользу местных пенсионных фондов определенный процент с выручки: такие целевые пенсионные фонды надо создать в каждом областном центре, при Доме актера, отделении СТД или еще как - не нам решать из Москвы. Региональная власть это может сделать очень быстро и эффективно, просто переговорив с теми, кто сегодня объединяет российские антрепризы. Город дает антрепризе на льготных условиях помещение или ту самую свободную площадку, о создании которой говорится в проекте обращения нашего форума. А звезды же с чистой совестью платят налог, не вообще налог, пропадающий в общей дыре, а прямой налог в пользу своих неименитых собратьев по профессии. Это было бы и по-товарищески, и по справедливости, и, если хотите, по-русски. Повторю еще раз, чтобы все услышали и поняли меня. Социальная защита - вещь первостепенная, но она не должна превращать театр в собес. Поэтому и нужен закон о театре, который бы установил новые, более ответственные отношения по всей цепочке: город - учредитель - руководитель театра - труппа - театральное здание. Любой участник коллективного дела должен понимать, что он делает в сезоне, когда он занят, на каких условиях занят и когда свободен. Эти задачи сформулированы не нами, а нашими предками. Люди, работающие в государственных театрах, по природе своей мало озабочены теми, кто пока на обочине, пробивается, хочет войти в театральную жизнь, не имея никакой государственной поддержки. Вопрос создания конкурентной среды, вопрос помощи новым входящим в мир театральным поколениям - вопрос первостепенной важности. Это проблема не того или иного театра или режиссера, это проблема всего нашего театрального сообщества. Я понимаю, как трудно сейчас говорить о театральной реформе. Я знаю, что даже слово "реформа" вызывает у людей содрогание. Только что прочитал в прекрасной книге, выпущенной специально к форуму, что в Ленкоме после августовских событий гвоздевой фразой спектакля "Мудрец" стали слова генерала Крутицкого, который хочет сочинить проект "О вреде всяких реформ вообще". На этих словах в зале, говорит Марк Анатольевич, начиналось братание. Не по этой ли причине Марк Захаров, один из любимых моих режиссеров, так встревожился по поводу форума? А не разругаемся ли мы тут вдрызг, не разнесем ли все в щепки? Марк Анатольевич теперь не любит митингующей театральной публики (как я его понимаю!). Марк Анатольевич предлагает нам всем избавиться от перестроечной эйфории. И тут я с ним согласен. Марку Анатольевичу кажется, что теперь гораздо практичнее зайти просто в кабинет к Борису Николаевичу, Евгению Максимовичу, Юрию Михайловичу или к очаровательной Валентине Ивановне Матвиенко и все решить с ними с глазу на глаз, без всякой всенародной дискуссии и театральной поножовщины. Марку Анатольевичу так удобнее, он таким образом решил все индивидуальные проблемы Ленкома, и можно ему только позавидовать. Вы знаете, меня тоже принимают в высоких кабинетах: одни потому, что помнят тетку Чарлея, другие потому, что помнят Владимира Ильича. Но театральная Россия в кабинеты не вхожа. Она далека от кабинетов. И потому Союз театральных деятелей России вместе с Министерством культуры собрали всероссийское театральное вече. Собрали совершенно осознанно и без всякой паники или страха перед мнением театрального народа. Наоборот. Мы с жадностью собирали мнения людей театра по всей России и очень хотели, чтобы эту Россию услышали в Москве. Да, в нынешних условиях действительно опасно собираться больше трех. Опасно не то что реформировать, но даже просто шевелить и трогать людей театра. Завтрашний день непредсказуем, ситуация нестабильна. Но мы оказались в глубокой яме - я уже не про театр говорю, а про всю нашу жизнь - не потому, что начали реформы. Мы оказались в этой яме потому, что проводили эти реформы кабинетно, без всякой вразумительной подготовки народа, без понимания социальных последствий своих действий и без всякой ответственности перед теми, кто стал жертвой социальных экспериментов. Мы не можем не учитывать этих общих обстоятельств, говоря о совершенствовании театральной системы России. Мы не можем вести театральную реформу, не объявив внятно свои цели всему театральному сообществу. Неужели мы должны бояться своих товарищей? Что у нас, одни Крутицкие, что ли, остались?! В ситуации острого кризиса доверия - а в этом вся суть дела - каждое решение по театральной реформе должно быть взвешенным и осторожным. Чтобы не навредить. Абсолютно необходимо, чтобы эта реформа была публичной, не кабинетной. Абсолютно необходимо, чтобы сам театральный народ понял, чего мы хотим и куда идем. Пусть это будет переходный исторический период, пусть он растянется на десять лет, но на путь создания цивилизованной театральной системы надо становиться. Альтернативой этому может быть только то, что мы имеем сейчас во многих театрах: склоки, отсутствие искусства, нищету и правовое бесправие творческих людей. Говорю это как председатель СТД. Говорю это как руководитель репертуарного театра, находящегося на дотации города Москвы. Говорю это как актер Московского Художественного театра, на глазах которого прошли все "разделы" и размежевания последних лет. Здесь сидит Олег Николаевич Ефремов, который, наверное, как никто в нашей стране знает, что такое создать естественный свободный театр под названием "Современник" и что значит реформировать или совершенствовать театр не естественный и не свободный. У нас за плечами огромный опыт строителей российского театра ХХ века. Опыт Станиславского и Мейерхольда, Александра Таирова и Георгия Товстоногова, Олега Ефремова и Юрия Любимова, Андрея Гончарова и Марка Захарова, Анатолия Васильева и Льва Додина, Олега Табакова и Валерия Фокина. Это очень разный опыт. У нас есть трагический случай Анатолия Эфроса, ставшего жертвой той системы, в которой художник был не волен выбирать, с кем ему хочется работать. Мы пока бессильны помочь Петру Фоменко, который шесть лет не может обрести свой театральный дом. Мы не можем помочь ни Борису Львову-Анохину, ни Сергею Женовачу.У нас есть проблемы антрепризы, театрального образования, профессиональной театральной прессы. Есть проблемы налогов, льгот, охраны авторских и смежных прав и еще тысячи вопросов, на которые у меня нет ответов. Может быть, они есть у кого-то из вас? Не будем бояться друг друга. Немцы под Москвой давно не стоят, и новый Наполеон нам не угрожает. Мы занимаемся радостным, прекрасным, смешным, возвышенным делом, которое называется театральной игрой. Неужели мы настолько тупы, что не придумаем правила, по которым эта игра будет еще более радостной и прекрасной?! Печатается с небольшими сокращениями. Продолжение темы на странице "Театр: время перемен".Также в рубрике:
|