Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7168) 4 - 10 марта 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаКолокол, который раскачивало времяГод без Свиридова с музыкой Свиридова Роман ЛЕДЕНЕВ Этот могучий духом человек казался (и должен бы быть) бессмертным. Но год назад его не стало. Было большое горе. Провожали художника общенародной славы, вошедшего своей понятной и близкой многим музыкой в дома. Им восхищались, его узнавали, как узнают любимых звезд. Нет Свиридова. Есть огромный мир его вдохновенной музыки. Она рождена сыном Земли, бесконечно ее любившим, и, в первую очередь, - Родину свою и свой народ. Обеспокоенно смотрел он на человечество, с необъяснимым упорством вредящее себе, озлобленное, рычащее, снедаемое пороками. В его музыке - голос тревоги, печали, надежды и умиротворения; в ней - истины пророков, излучение добра, призывы к возвышенному; в ней - крепость дуба и нежность зеленеющей березы. Его музыка - колокол, который раскачивало время, и она вобрала в себя множество тем и примет нашей сложной и не всегда понятной жизни. Свиридов как-то заметил: "Надо стремиться создавать шедевры. Только им может быть уготована долгая жизнь". Сам он работал с высшей степенью художнической взыскательности, длительно, создавая порой различные редакции, доводя сочинения до ослепительного совершенства. Только тогда решался он представить их слушателю. Его наследие - сонм шедевров. Некоторые из них мы еще не знаем: они задержались на столе в ожидании небольших правок, дополнений, оркестровых вариантов. И они будут с нами. Насыщен концертами из произведений Свиридова был прошедший год - первый, в котором прекрасной музыке не хватило присутствия в зале ее автора. Не поднимался грузно с места, не шел неторопливо к сцене под восхищенными взглядами слушателей и громом оваций композитор, чьи творения давно стали ценнейшей и необходимейшей частью нашей культуры. Вспомним первое поколение исполнителей музыки Свиридова - И.Архипову, А.Ведерникова, А.Масленникова, Е.Нестеренко, Е.Образцову, В.Пьявко, Камерный хор В.Минина, Русскую хоровую капеллу под руководством А.Юрлова - теперь С.Гусева, оркестры К.Кондрашина, Г.Рождественского, Е.Светланова, В.Федосеева. Какие имена, какие музыканты! Им посчастливилось работать с Георгием Васильевичем, разучивая программы, а солистам - петь в его сопровождении; его рукам был подвластен рояль и... нерояль - инструмент, способный на тончайшие психологические нюансы, особую, недосягаемую выразительность. Весь путь зрелого Свиридова прошел с ним рядом уникальный артист Александр Ведерников, самой судьбой и натурой своей предназначенный для музыки Свиридова, как и вообще музыки глубоко содержательной и значительной. В переполненном зале консерватории в концерте, данном им вместе с Н.Гуреевой, Александр Ведерников вновь царствовал в великом просторе свиридовских мелодий, заставив вспомнить свои прежние блистательные выступления, в том числе и с самим Свиридовым. По-прежнему в музыке Свиридова - Владимир Федосеев, продирижировавший, по-моему, всеми его оркестровыми произведениями. Обладая огромным творческим диапазоном, вмещающим музыку всего мира, он остается русским артистом, дышит воздухом русской культуры, и Свиридов чрезвычайно близок и дорог ему. Через несколько дней после кончины Свиридова Федосеев выступил с первой программой его памяти в рамках фестиваля "Православная Россия". Снова жила музыка Свиридова в двух замечательных хоровых коллективах - Московском камерном хоре В.Минина и в Капелле им. А.Юрлова под руководством С.Гусева. Это - "старая" свиридовская "гвардия". Но как живое дерево постоянно прирастает новыми побегами, так ширится круг исполнителей, питающихся творчеством Свиридова. Несколько лет назад в него вошел певец, вызывающий к себе повсюду огромный интерес, - Дмитрий Хворостовский. Помню его первые, поисковые соприкосновения со Свиридовым и теперь сравниваю с последними концертами, где страстно и свободно исполнял он поэму "Отчалившая Русь" - громадную по охвату мыслей и чувств композицию, и новый цикл "Петербург". Пианист М.Аркадьев - постоянный и тонкий партнер Д.Хворостовского - дал и собственную свиридовскую программу. Мы услышали "Отчалившую Русь" и в исполнении Е.Шевелевой и А.Севидова, нашедших свои горячие краски для передачи глубоко трагических и глубоких состояний поэмы. Петербургская хоровая капелла под руководством В.Чернушенко подняла одно из самых поразительных произведений, к которому, я думаю, композитор шел всю жизнь, как к воплощению своих художественных и нравственных идеалов. "Песнопения и молитвы" - утонченнейшее, не имеющее себе равных в жанре духовной музыки сочинение - великое своим неповторимым обликом и протяженностью, поэзией сокровенных чувств и восторга. Уходит ощущение времени, скрывается окружающее, мягко звучит хор, вспыхивают удивительные гармонии, струится мелодия - нет слов выразить ощущение от слышанного. Исполнение, уже не первое, в разной компоновке частей этого цикла - высокого полета. Отважился на цельную свиридовскую программу молодой дирижер, талантливый музыкант Александр Ведерников-младший, с детства впитывавший музыку Свиридова. Ярко прозвучала Сюита из музыки к кинофильму "Время, вперед!", немного подзабытая в последние годы, вероятно, по причине смущающей социалистической тематики. Вот где XX век, его мощная, железная поступь, резкие контрасты! Здесь же - всем известная пружинистая тема, ставшая символом нашего времени. В этом же концерте прозвучала "Музыка для камерного оркестра" - строгое, классических линий сочинение, как и Фортепианное трио (прекрасно сыгранное ансамблем "Московское трио") и "Пушкинские романсы" - это лик раннего Свиридова, но уже заложены все главные черты позднейшего. Да, пространство музыки Свиридова заполняется новыми интересными музыкантами. Это несколько хоровых коллективов - хор под управлением Е.Растворовой, удачно показавший "Песни безвременья", часть которых была исполнена впервые; хор Н.Корнева, звучавший, может быть, несколько манерно, и хор студентов Московской консерватории (руководитель Б.Тевлин). Это певица И.Бикулова, исполнению которой хотелось бы пожелать большей камерности. Это молодые певцы Л.Токарская, С.Аксенова, В.Планкин и А.Телегин и большая энтузиастка музыки Свиридова, понимающая и чувствующая ее пианистка Е.Савельева, благодаря которым мы услышали редко исполняемые трогательнейшие "Петербургские песни". Я не вдаюсь в подробности программ, и пусть простят меня исполнители, которые заслуживают гораздо больше "пристальных" оценок и похвальных слов (а иногда и критики). Но это не обзор концертов - просто радостная констатация интенсивной жизни музыки Свиридова, чудесной ее силы. Конечно, здесь не обо всем на эту тему. Был еще фестиваль музыки Свиридова в Курске. Можно упомянуть передачу на радио "Орфей", подготовленную и проведенную А.Вульфовым, со своей интонацией, живой мыслью, трепетным чувством и трогательно искренней, не "радийной" речью. Многое было... Родные и близкие Георгия Васильевича Свиридова, собравшиеся в печальную годовщину, говорили о нем. Я заметил, что в высказываниях его друзей А.Золотова, В.Рубина, знавших его на протяжении десятилетий, открываются новые грани понимания тайн его музыки, находятся новые и глубокие слова, подтверждая истину, что чем крупнее явление, тем бесконечнее и обширнее наши представления и суждения о нем. * * *Год без Свиридова, с его музыкой... Также в рубрике:
|