Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7168) 4 - 10 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Колокол, который раскачивало время

Год без Свиридова с музыкой Свиридова

Роман ЛЕДЕНЕВ


Этот могучий духом человек казался (и должен бы быть) бессмертным. Но год назад его не стало. Было большое горе. Провожали художника общенародной славы, вошедшего своей понятной и близкой многим музыкой в дома. Им восхищались, его узнавали, как узнают любимых звезд. Нет Свиридова. Есть огромный мир его вдохновенной музыки. Она рождена сыном Земли, бесконечно ее любившим, и, в первую очередь, - Родину свою и свой народ. Обеспокоенно смотрел он на человечество, с необъяснимым упорством вредящее себе, озлобленное, рычащее, снедаемое пороками. В его музыке - голос тревоги, печали, надежды и умиротворения; в ней - истины пророков, излучение добра, призывы к возвышенному; в ней - крепость дуба и нежность зеленеющей березы. Его музыка - колокол, который раскачивало время, и она вобрала в себя множество тем и примет нашей сложной и не всегда понятной жизни.

Свиридов как-то заметил: "Надо стремиться создавать шедевры. Только им может быть уготована долгая жизнь". Сам он работал с высшей степенью художнической взыскательности, длительно, создавая порой различные редакции, доводя сочинения до ослепительного совершенства. Только тогда решался он представить их слушателю.

Его наследие - сонм шедевров. Некоторые из них мы еще не знаем: они задержались на столе в ожидании небольших правок, дополнений, оркестровых вариантов. И они будут с нами.

Насыщен концертами из произведений Свиридова был прошедший год - первый, в котором прекрасной музыке не хватило присутствия в зале ее автора. Не поднимался грузно с места, не шел неторопливо к сцене под восхищенными взглядами слушателей и громом оваций композитор, чьи творения давно стали ценнейшей и необходимейшей частью нашей культуры.

Вспомним первое поколение исполнителей музыки Свиридова - И.Архипову, А.Ведерникова, А.Масленникова, Е.Нестеренко, Е.Образцову, В.Пьявко, Камерный хор В.Минина, Русскую хоровую капеллу под руководством А.Юрлова - теперь С.Гусева, оркестры К.Кондрашина, Г.Рождественского, Е.Светланова, В.Федосеева.

Какие имена, какие музыканты! Им посчастливилось работать с Георгием Васильевичем, разучивая программы, а солистам - петь в его сопровождении; его рукам был подвластен рояль и... нерояль - инструмент, способный на тончайшие психологические нюансы, особую, недосягаемую выразительность.

Весь путь зрелого Свиридова прошел с ним рядом уникальный артист Александр Ведерников, самой судьбой и натурой своей предназначенный для музыки Свиридова, как и вообще музыки глубоко содержательной и значительной. В переполненном зале консерватории в концерте, данном им вместе с Н.Гуреевой, Александр Ведерников вновь царствовал в великом просторе свиридовских мелодий, заставив вспомнить свои прежние блистательные выступления, в том числе и с самим Свиридовым.

По-прежнему в музыке Свиридова - Владимир Федосеев, продирижировавший, по-моему, всеми его оркестровыми произведениями. Обладая огромным творческим диапазоном, вмещающим музыку всего мира, он остается русским артистом, дышит воздухом русской культуры, и Свиридов чрезвычайно близок и дорог ему.

Через несколько дней после кончины Свиридова Федосеев выступил с первой программой его памяти в рамках фестиваля "Православная Россия".

Снова жила музыка Свиридова в двух замечательных хоровых коллективах - Московском камерном хоре В.Минина и в Капелле им. А.Юрлова под руководством С.Гусева.

Это - "старая" свиридовская "гвардия".

Но как живое дерево постоянно прирастает новыми побегами, так ширится круг исполнителей, питающихся творчеством Свиридова.

Несколько лет назад в него вошел певец, вызывающий к себе повсюду огромный интерес, - Дмитрий Хворостовский. Помню его первые, поисковые соприкосновения со Свиридовым и теперь сравниваю с последними концертами, где страстно и свободно исполнял он поэму "Отчалившая Русь" - громадную по охвату мыслей и чувств композицию, и новый цикл "Петербург". Пианист М.Аркадьев - постоянный и тонкий партнер Д.Хворостовского - дал и собственную свиридовскую программу.

Мы услышали "Отчалившую Русь" и в исполнении Е.Шевелевой и А.Севидова, нашедших свои горячие краски для передачи глубоко трагических и глубоких состояний поэмы.

Петербургская хоровая капелла под руководством В.Чернушенко подняла одно из самых поразительных произведений, к которому, я думаю, композитор шел всю жизнь, как к воплощению своих художественных и нравственных идеалов.

"Песнопения и молитвы" - утонченнейшее, не имеющее себе равных в жанре духовной музыки сочинение - великое своим неповторимым обликом и протяженностью, поэзией сокровенных чувств и восторга. Уходит ощущение времени, скрывается окружающее, мягко звучит хор, вспыхивают удивительные гармонии, струится мелодия - нет слов выразить ощущение от слышанного. Исполнение, уже не первое, в разной компоновке частей этого цикла - высокого полета.

Отважился на цельную свиридовскую программу молодой дирижер, талантливый музыкант Александр Ведерников-младший, с детства впитывавший музыку Свиридова. Ярко прозвучала Сюита из музыки к кинофильму "Время, вперед!", немного подзабытая в последние годы, вероятно, по причине смущающей социалистической тематики. Вот где XX век, его мощная, железная поступь, резкие контрасты! Здесь же - всем известная пружинистая тема, ставшая символом нашего времени.

В этом же концерте прозвучала "Музыка для камерного оркестра" - строгое, классических линий сочинение, как и Фортепианное трио (прекрасно сыгранное ансамблем "Московское трио") и "Пушкинские романсы" - это лик раннего Свиридова, но уже заложены все главные черты позднейшего.

Да, пространство музыки Свиридова заполняется новыми интересными музыкантами.

Это несколько хоровых коллективов - хор под управлением Е.Растворовой, удачно показавший "Песни безвременья", часть которых была исполнена впервые; хор Н.Корнева, звучавший, может быть, несколько манерно, и хор студентов Московской консерватории (руководитель Б.Тевлин).

Это певица И.Бикулова, исполнению которой хотелось бы пожелать большей камерности.

Это молодые певцы Л.Токарская, С.Аксенова, В.Планкин и А.Телегин и большая энтузиастка музыки Свиридова, понимающая и чувствующая ее пианистка Е.Савельева, благодаря которым мы услышали редко исполняемые трогательнейшие "Петербургские песни".

Я не вдаюсь в подробности программ, и пусть простят меня исполнители, которые заслуживают гораздо больше "пристальных" оценок и похвальных слов (а иногда и критики). Но это не обзор концертов - просто радостная констатация интенсивной жизни музыки Свиридова, чудесной ее силы.

Конечно, здесь не обо всем на эту тему. Был еще фестиваль музыки Свиридова в Курске. Можно упомянуть передачу на радио "Орфей", подготовленную и проведенную А.Вульфовым, со своей интонацией, живой мыслью, трепетным чувством и трогательно искренней, не "радийной" речью. Многое было...

Родные и близкие Георгия Васильевича Свиридова, собравшиеся в печальную годовщину, говорили о нем. Я заметил, что в высказываниях его друзей А.Золотова, В.Рубина, знавших его на протяжении десятилетий, открываются новые грани понимания тайн его музыки, находятся новые и глубокие слова, подтверждая истину, что чем крупнее явление, тем бесконечнее и обширнее наши представления и суждения о нем.

* * *

Год без Свиридова, с его музыкой...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;