Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7168) 4 - 10 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Танец длиною в жизнь

Легенда эстрады Анна Редель

Евгений ЭПШТЕЙН


Мое творческое сотрудничество с Ределями - так называли блистательную балетную пару Анну Редель и Михаила Хрусталева - началось с казуса. Мы репетировали танец "Тайное свидание". Я сыграл красивое вступление, на котором появился Хрусталев в широкой бурке. Все шло гладко до того момента, когда бурка упала с его плеча и под ней оказалась партнерша, тесно прильнувшая к нему. Это было так неожиданно, что я потерял нотную строчку и остановился.

- Маэстро, где же музыка? - раздраженно спросил Хрусталев. Пришлось повторять все сначала. После репетиции он добродушно посмеивался.

- Ну то, что вы, молодой музыкант, от растерянности остановились, понятно, но в этом же месте спотыкались в первый раз даже такие опытные зубры, как Макаров и Стучевский!

Удивление было первой и естественной реакцией тех, кто видел танец Редель и Хрусталева. Удивлялись выдумке, мастерству и смелости артистов в каждом из номеров их большого концертного репертуара, неожиданности трюков и поддержек, романтическому полету фантазии. Техника, отточенная до абсолюта, когда ее не замечаешь, эмоциональная насыщенность каждого движения, яркость образов - так танцевали создатели нового балетного жанра на эстраде.

Немного найдется на свете балерин, чей творческий стаж насчитывал бы 87 лет! Начало карьеры Анна Аркадьевна Редель относит к трехлетнему возрасту, когда впервые выступила с импровизированным танцем на публике: это было в фойе кинотеатра перед сеансом - маленькая Нюра Редель к ужасу мамы танцевала под музыку оркестра. Однажды ее увидел известный артист балета Большого театра Л.Жуков, который сказал: "Эту девочку надо учить, у нее танцевальная душа". Но учиться Анна Редель начала не в родной Москве, а в Ялте, куда они бежали с мамой, спасаясь от голода. В ту пору Ялта была средоточием знаменитостей, на набережной можно было запросто встретить Александра Вертинского, Ивана Мозжухина, Михаила Мордкина, за которыми толпами ходили влюбленные девочки. Партнерша Мордкина, балерина Маргарита Фроман, открыла в Ялте балетную школу, и Нюра Редель стала одной из первых ее учениц - у нее был фантастический подъем, которому могла бы позавидовать сама Анна Павлова, и очень крепкие пальцы, позволявшие танцевать на них даже босиком. Со школой Фроман юная балерина отправилась в свое первое концертное турне.

- В Константинополе и Стамбуле нас ждал финансовый провал, хотя в газетных рецензиях хвалили наши выступления. Дело в том, что эмигрантская волна, хлынувшая из России, была еще впереди, а турки концертам классического балета предпочитали кафе-шантан. И если бы не опытный антрепренер Л.Леонидов, возивший группу артистов Художественного театра, где были Качалов, Книппер-Чехова и другие знаменитости, наша балетная школа прекратила бы свое существование - он взял нас под свое крыло и прокатил по Болгарии, Сербии, Чехии, где мы прошли с большим успехом. В Софии мы танцевали с моей подружкой Валей Гуревич танец "Кошечки" в присутствии болгарского царя. И вдруг в самый разгар танца наши кошачьи хвосты сцепились, и мы начали судорожно отрываться друг от друга. Валя чуть не рыдала, а я остервенело старалась отцепиться и вырвала хвост своей партнерши с корнем. Успех был ошеломляющим, а мы за кулисами размазывали слезы.

В 14 лет Нюра Редель стала ведущей солисткой балета в Загребе - М.Фроман, знавшая наизусть все постановки М.Фокина, поставила для нее "Тамару" на музыку Балакирева, "Шехеразаду" Римского-Корсакова, "Петрушку" Стравинского. Однажды ее увидел Станиславский.

- Вы не хотели бы пойти на драматическую сцену? - спросил он, зайдя после представления за кулисы. - У вас несомненное актерское дарование.

- Я люблю балет, - ответила Нюра.

- Ну что ж, если вам понадобится моя рекомендация в Большой театр, я с удовольствием вам ее дам.

И подарил свою фотографию с теплой напутственной надписью.

- Рекомендация мне понадобилась, когда после долгих скитаний и приключений мы с мамой вернулись в Москву. Но, к сожалению, она не помогла: в училище Большого театра меня сочли "переростком" - мне было 16 лет - и не приняли. И я пошла в театральный техникум Луначарского на отделение классического танца. Наверное, это было предопределено свыше, потому что здесь я нашла свою судьбу.

Судьба эта предстала в образе Михаила Хрусталева с отделения пластического танца, в которого были поголовно влюблены все студентки техникума. Он предложил Анне партнерство, хотя она понятия не имела о поддержках, по части которых он считался мастером. Сокурсники говорили, что они не пара, что она "классичка с зажатой спиной", а он корифей пластики. Но они, оказалось, великолепно дополняли друг друга: слегка флегматичный красавец с аристократическими чертами лица при самом пролетарском происхождении - "Мишенька" и порывистая, стремительная, с прелестными ножками, вздернутым носиком и живыми черными глазами - "Нюринька". Их альянс состоялся, и на выпуске они танцевали несколько номеров. Их первый совместный "Вальс" был весь на акробатических поддержках, от которых у зрителей захватывало дух.

- А я нисколько не боялась. Я была уверена в Мише, в его силе и расчете и наверху чувствовала себя так же спокойно, как на полу. Таких танцев еще не было, мы первые ввели акробатику в танец, и это пользовалось успехом у публики. Наш "Вальс" в постановке И.Дубовской стал, как теперь говорят, шлягером, и его требовали повсюду. Поддержки придумывал Миша, и чем сложнее они были, тем большую радость я ощущала от того, что у меня это получается.

Их "свахой" была Лидия Русланова, с которой они вместе гастролировали в Смоленске. Михаил каждый день приходил к Анне с цветами, а Лидия Андреевна подначивала: "Смотри, какой красавец, какой роскошный партнер и, по-моему, очень любит тебя. Вы просто обязаны пожениться". Так и случилось - партнеры объединились в семью, и начался их совместный полет к признанию и славе.

- Не все было поначалу слаженно и гладко. Помню, в "Матросском танце" я так разволновалась, что забыла весь рисунок номера и суматошно бегала по сцене, а Миша гонялся за мной. Лишь в самом конце мы сошлись в поддержке, но тем не менее успех был большой, и мы бисировали танец - теперь уже все вспомнилось. Мы стремительно набирали репертуар. Чаще всего я придумывала сюжетную канву, а Миша воплощал ее в движения и поддержки. К нашим услугам было все музыкальное богатство мировой классики, и мы черпали его полными горстями: Шопен, Лист, Альбенис, Скрябин, Стравинский - эта музыка подарила нам более сотни концертных номеров. С нами работали замечательные балетмейстеры - Дубовская, Мей, Голейзовский, а костюмы шились по эскизам Вильямса, Бруни, Судакевич. Правда, фантазия художников нередко упиралась в отсутствие необходимых материалов, и тогда в трико превращались дядины кальсоны, а жабо делались из мочалки.

На Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1939 году Редель и Хрусталев вышли уже признанными мастерами эстрадного танца, и любое место ниже первого было бы для них поражением. Но они его завоевали - шесть их концертных номеров были единодушно признаны лучшими, и "золотая пара" после победы была нарасхват у эстрадных администраторов. Четыре-пять концертов за вечер стали для них обычной нормой, а однажды дали девять выступлений! "Танго" Альбениса, "Мефисто-вальс" Листа, "Венский вальс" Штрауса, "После бала" - театрально-музыкальная Москва бредила этими номерами. Рецензенты взахлеб писали о яркой образности танцев-новелл Редель и Хрусталева, о неразрывном единстве классики и пластики в их искусстве, о смелости акробатических поддержек, которые были не самоцелью, а средством художественной выразительности.

Говорят, у войны не женское лицо. Но с июня 41-го года женщины Советского Союза тянули фронтовую лямку наравне с мужчинами и нередко превосходили их силой духа, выносливостью, умением приспосабливаться к экстремальным условиям.

- Артисты фронтовых концертных бригад не ходили в атаки, не рыли окопы, не пускали под откос поезда, но военного лиха мы хлебнули сполна: были под бомбежками и обстрелами, спали в сырых блиндажах, когда копна сухого сена казалась роскошной периной, выступали по нескольку раз в день в сараях, бараках, а то и на голой земле. Но нелепо было сетовать на трудности, глядя на тех, кто только что вышел из боя, кто смотрел в лицо смерти. Мы видели, как теплели их глаза на концертах нашей бригады, в которую входили известные артисты П.Лисициан, Спивак, Раскатов и Симановская, Плинер и мы с Мишей. Мы сознавали, что наше искусство вливает в них силы, и старались выступать с той же мерой ответственности, как на самых престижных довоенных концертных площадках. Недаром генерал Доватор сказал, что не отпустит нас из своего "хозяйства" - а его кавалерийский корпус только что вернулся из рейда по вражеским тылам, пока все конники не посмотрят наш концерт. Однажды в какой-то деревушке нам предложили заночевать в единственном уцелевшем здании школы, но что-то удержало нас, и мы предпочли привычные уже землянки. Ночью был страшный обстрел, разметавший в щепки школу. Вот и не верь в предчувствия! Мы выступали на фронтах под Ельней и Вязьмой, давали концерты в только что освобожденном Ленинграде, добирались даже до Ирана, где стояли наши войска. Мы научились с Мишей приспосабливать наши номера под любые размеры концертной площадки, и они пользовались у фронтовой аудитории неизменным успехом.

В послевоенные годы начались гастрольные поездки по странам Европы: Румыния, Венгрия, Болгария, Чехословакия, Германия. Перед поездкой в Австрию им говорили: "Вы с ума сошли - везти в Вену "Вальс" Штрауса! Это все равно, что в Тулу со своим самоваром!" Но Редель и Хрусталев рискнули, и венцы заходились в восторженных криках от их танца, а фотографии московской балетной пары публиковали на первых страницах самые известные австрийские издания.

Сценический век балетных артистов недолог, но Редель и Хрусталев оказались концертными долгожителями: более 30 лет их дуэт радовал поклонников эстрадного танца. Они многократно объездили весь Советский Союз, были в зените славы, и только болезнь Михаила Михайловича заставила их оставить сцену. Но жизнь в искусстве продолжалась. Хрусталев возглавил Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства, Редель преподавала на отделении хореографии, была главным балетмейстером студии.

- Между прочим, и сатирик Женя Петросян, и певица Шура Стрельченко тоже были моими учениками, потому что танец входил в программу обучения артистов всех жанров. После смерти Миши я еще больше ушла в педагогику, ставила танцы в Москонцерте, во многих драматических театрах - это помогло мне пережить ужас потери. Некоторые наши любимые танцы я передала своим ученикам, но в обновленных редакциях, приспособив их к индивидуальности исполнителей. Это было данью памяти моего любимого человека, с которым мы прошли по жизни рука об руку полвека.

Анна Аркадьевна и сегодня, в свои 90 лет, живет интересами балета, к ней обращаются за консультациями артисты и руководители танцевальных коллективов. Она с радостью делится своим огромным сценическим опытом со всеми, кто нуждается в ее советах и поддержке.

- Увы, я с грустью должна констатировать умирание моего жанра, эстрадного танца. Сегодня его вытеснили со сцены чечеточники и подтанцовщики в антуражах поп-звезд. Наверное, это знамение времени. Кстати, само звание звезды сегодня изрядно девальвировано, его дают всем, кто хоть пару раз промелькнет на телеэкране. В былые годы звезд не было, зато были великие артисты Райкин, Утесов, Шульженко, Русланова...

А мы от себя, безусловно, добавили бы к этому перечню блистательную балетную пару - Анну Редель и Михаила Хрусталева. И очень жаль, что в галерее фотопортретов на стенах фойе Театра эстрады до сих пор не нашлось для них места...

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;