Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7169) 11 - 17 марта 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВид с моста на фоне порядка и отсутствия стеныЗаметки о Берлинале-99 Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ Международный кинофестиваль в Берлине отличается от прочих кинопраздников планеты подчеркнуто уважительным, заинтересованным и искренне дружелюбным отношением к российскому кино. Разумеется, существуют и иные черты, выгодно отличающие Берлинале от, скажем, Ярмарки Тщеславия в Канне, - четкость и порядок; отсутствие хамства, жлобства и снобизма в работе фестивальных служб... Конечно, приятно, когда тебе не грубят, когда просмотры начинаются минута в минуту, когда о единственной замене в ретроспективном показе оповещают корректно и заблаговременно. Но, право же, радость собственного комфортного существования затмевается гордостью за державу. Наших фильмов в большом конкурсе в этом году не было. А в короткометражном - сразу две ленты: "Колы" Бориса Казакова и "Фараон" Сергея Овчарова. Последний получил "Золотого медведя", что замечательно не только потому, что фильм хороший, не только потому, что самобытный русский талант Овчарова достоин всяческих - в том числе таких высоких - поощрений. Десятиминутный "Фараон" - заявка на большую картину. Надеюсь, теперь, после берлинской победы, найти на нее средства будет легче. В "Панораме" поразил рогожкинский "Блокпост" - неожиданно мягкая, тонкая картина о жестких и "толстых" событиях на сегодняшнем Кавказе. Кошмар "Караула" и "Чекиста" сменился мудрой созерцательностью, роднящей негромкий "Блокпост" с сильнейшими антимилитаристскими лентами Запада и Востока, да и с "Балладой о солдате", между прочим. На форуме молодого кино все только и говорили об "Окраине" Петра Луцика. Стильность этого фильма, его рефлексия по поводу классического советского кино и неклассической постсоветской чернухи обеспечили ему приз со знаменательным именем Дон Кихота. Что ж, увидим, продолжит ли Луцик романтические сражения с ангелами и демонами прошлого в своей новой картине. В то время как в Москве разворачивалась драма с элементами фарса под названием "Замена председателя Госкино", и А.Медведев, сдающий пост, и А.Голутва, его в конце концов принявший, находились в Берлине. Директор фестиваля Мориц де Хадельн торжественно вручил Армену Николаевичу "Золотую камеру", которой обычно награждаются самые почетные гости Берлинале. В приветственной речи господина де Хадельна и в ответном слове экс-министра была подчеркнута необходимость сохранения государственной структуры, которая помогала бы кинематографистам выжить в сложное время и способствовала бы продолжению контактов с зарубежьем, начало которым положил когда-то Берлинский кинофестиваль. Первые сорок лет своей жизни Берлинале провел в городе, огороженном Стеной. Сейчас этот символ "неразвитого социализма" исчез, и юбилейный, пятидесятый фестиваль пройдет в новом шикарном кинокомплексе, что возводится теперь недалеко от рейхстага, в том месте, где Стена и проходила. В феврале двухтысячного года на новой площади Марлен Дитрих получит наконец вещественное выражение центральная идея Берлинале - идея Моста между Востоком и Западом. С особой очевидностью она воплощалась в жизнь в семидесятых - восьмидесятых годах. В девяностых как-то померкла: рухнул занавес, рухнула Стена, рухнул Советский Союз. Возникло много других мостов... Однако сейчас, похоже, у центральной идеи фестиваля есть шанс возродиться с новой силой. Теперь Берлин не только показывает наше кино Европе и Америке, не только помогает нам увидеть то, что не попадает в наш стандартно-голливудский прокат. Самим своим существованием Берлинале преподает нам сейчас полезные уроки жизни в новых условиях. В России набирают силу ксенофобские настроения. Все ищут виноватых. И находят. Генералы клеймят евреев, сатирики язвят над гомосексуалистами... А Берлинале открывается фильмом немецкого режиссера Макса Фербенбока "Эми и Ягуар", повествующим о лесбийской любви немки и еврейки в годы нацизма. Актрисы Марта Шрадер и Юлиане Келер делят приз за лучшее исполнение женской роли, а мы еще раз вспоминаем, к чему приводили (и приводят!) вопли "жиды!" и крики "пидерасы!". Можно было бы, наверное, не включать в конкурсный показ израильский фильм "Городская сенсация", но немцам сам факт участия картины из этой страны помогает избавляться от чувства исторической вины. На второй день фестиваля в Берлин прибыл Стивен Спилберг. Он как продюсер представлял документальный фильм Джеймса Молла "Последние дни" - рассказ о венгерских евреях, в 1944 году вывезенных в Освенцим... На третий день показали еще один документальный фильм - "Специалист" Эяна Сивана, основанный на архивных кинодокументах иерусалимского процесса над Эйхманом - большим специалистом по еврейскому вопросу... Гомосексуальная программа, как всегда в Берлине обширная, концентрируется в специальной секции "Панорамы". Есть свое жюри, присуждаются призы, выходит журнал - впору говорить об отдельном мини-фестивале. Тем более что и фильмы - полнометражные и короткие, игровые и документальные - столь многочисленны, что уже невозможно просто тематически их классифицировать. Скажем, канадская лента "Бифкейк" режиссера Тома Фитцджералда удивительно легка и изящна. Она рассказывает о карьере и судьбе фотографа Боба Майзера, организовавшего в начале пятидесятых своеобразное ателье моделей. Он делал снимки атлетически сложенных юношей, издавал журнал... Никакой порнографии не было и в помине, но суровые нравы эпохи маккартизма не могли не оказать влияния на судьбу Майзера. Он был арестован, ателье разгромлено, манекенщикам пришлось искать более пристойную работу... Фитцджералд монтирует игровые куски с документальными интервью "пионеров гомоэротической культуры". Сильно постаревшие, они рассказывают о каких-то смешных эпизодах юности, и это снимает излишний мелодраматический надрыв, сообщает всему повествованию вышеупомянутую легкость и изящество. Между тем характерными для фильмов данного направления являются как раз утяжеленность повествования и явная неуклюжесть формы, в которую облекается идея терпимости. Хорошая идея, но Запад давно ее усвоил - зачем столь многим так неинтересно повторять? Впрочем, вопрос сей можно адресовать не только экзотической части программы. В главном конкурсе знаменитый канадец Дэвид Кроненберг в картине с причудливым названием "eXistenZ" два часа громоздил на экране всяческие виртуальные безобразия, шокировал предельным натурализмом для того лишь, чтобы в финале подвести нас к "удивительно свежей мысли": чрезмерное вовлечение в индустрию игр опасно - виртуальный мир может показаться более естественным, чем настоящий... Получил приз за вклад в киноискусство, понятно. Не за это же диво-дивное награждать! Самым, однако, большим разочарованием Берлина стала лента испанского оскароносца Фернандо Труэбы "Девушка твоей мечты", ставшая как бы пародией на фильм "Эми и Ягуар". В 1938 году, в разгар гражданской войны в Испании, Франко посылает группу кинематографистов в Берлин для, так сказать, обмена опытом. В первый же день в павильонах студии УФА первый любовник нацистского экрана, который оказался, конечно же, гомосексуалистом, пристает к знойному испанскому артисту. Впрочем, соблазнительной Макарене не приходится долго страдать - ее прелестями увлекся сам Йозеф Геббельс. Но она его не любит. Ей приглянулся Лев, еврей из России (в тридцать восьмом-то году!), которого в числе прочих соплеменников и цыган привезли на съемки из концлагеря (?!) изображать смуглых испанцев. Начинается нечто невообразимое. Лев пытается бежать, Макарена прячет его в чемодане (он - цирковой артист и умеет "складываться") и везет в дом, снятый для нее Геббельсом, который, разумеется, тоже появляется там. Шеф нацистской пропаганды получает бутылкой по башке, и еврей с испанкой занимаются любовью на кровати рейхсминистра. И все это - без малейшей тени иронии. Все обстоятельно, всерьез. Тяжеловесность в стиле УФА, а политкорректная забота о меньшинствах - в жанре пошловатого фарса. Фамилию Труэбы в титрах вполне можно было бы заменить на славное имя одессита Юнгвальд-Хилькевича, но испанцы о существовании данного кинематографиста вряд ли подозревают и, очевидно, поэтому отдали "Девушке" все национальные кинопремии. В Берлине, слава Богу, она не получила ни одной, оказавшись, между прочим, в хорошей компании. Самая большая несправедливость Берлинале-99 - отсутствие в наградном списке Роберта Олтмана с его новой работой "Богатство Куки" - очаровательной, милой, славной и плавной историей человеческих привязанностей и любовей. Просмотр фильма доставляет неизъяснимое наслаждение с первого до последнего кадра. Режиссера-классика как бы нет. И фильма нет. Есть кусок жизни, в которую нас чудесным образом вдруг поместили Гленн Клоуз и Джулианна Мур, Лив Тайлер и Крис О'Донел... Мы забываем о том, что видели их прежде в других ролях, в других картинах. Они для нас новы, как прекрасный негритянский актер Чарлз Даттон, которого мы, действительно, видим впервые. Внимая Олтману, забываешь о своей кинокритической профессии. Воспринимаешь экранное действо чисто и непосредственно, как в детстве. Чем дело кончится? Чем сердце успокоится? Накажут ли Зло? Восторжествует ли Добро? Когда наказывают, когда торжествует - испытываешь радость. А когда зажигается свет - жалость. Жюри, как видно, этих чувств не испытало. Жаль. Но спасибо ему за то, что присудило "Серебряного медведя" замечательной датской картине "Мифуне - последняя песнь". В разгар медового месяца преуспевающий бизнесмен должен отправиться в деревню на похороны отца. Молодая жена очень недовольна - об отце да еще о слабоумном брате супруг ничего не говорил. Впрочем, Крестен не собирается быть на родине долго. Отца - в могилу, братца - в больницу... Но все происходит как раз наоборот. Более того, все происходит так, как мы и предполагаем. Крестен не сможет оставить брата; стервоза-жена с ним разведется; возникнет другая женщина; начнется другая жизнь. Эта простая и светлая история напомнит вдруг картины и прозу Василия Шукшина, заставит вновь думать о поисках праздника, которые ведет человек на протяжении жизни. О том, что кино не должно мудрствовать лукаво. Оно прежде всего обязано заботиться о том, чтобы зритель выходил из зала просветленным... А при чем же здесь Мифуне? Да при том, что любимым фильмом братьев в детстве были классические "Семь самураев", в котором великий японский актер навсегда поразил их воображение своей тигриной пластикой и удивительной мелодикой речи. Очищение через любимые кинообразы детства - это открытие режиссера Серена Краг-Якобсена дорогого стоит... Впрочем, картина вскоре появится в России, и вы сами сможете ею насладиться, проверив истинность того, что здесь сказано. Возникнет у нас и "Влюбленный Шекспир" (приз за сценарий), и "Тонкая красная линия" (главный триумфатор Берлинале-99). В столь радостной оперативности есть, между прочим, заслуга дальновидных кинополитиков из Берлина, воздвигнувших когда-то свой замечательный Мост. Также в рубрике:
|