Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7504) 17 - 23 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКоролева фондовГрафические выставки Русского музея Елена ШИРОЯН
В нынешнем сезоне графика выходит в королевы, то ли продолжая тенденцию года, то ли заполняя брешь - картины уж очень нарасхват. Русский музей в очередной раз блеснул своим графическим собранием, развернув такие выставки, что москвичей замучит зависть. В корпусе Бенуа открылась выставка Валентина Серова: на 25 холстов приходится столько же гравюр и сотня рисунков. В Михайловском замке продолжился проект "Три века русского рисунка", взявший старт прошлой зимой. В ГРМ (впрочем, как и в Лувре, Третьяковке или Уффици) рисунок и гравюра - драгоценная, чтимая знатоками, много дающая для понимания эволюции искусства часть собрания. При этом не слишком заметная публике - графику выставляют нечасто, опасаясь хрупкости бумаги, желтеющей быстрее, чем тускнеют пигменты. С акварелью еще сложнее - могут выцвести водяные краски. Среди двухсот экспонатов выставки "Рисунок и акварель в русском искусстве. Первая половина XIX века", второй серии мегапроекта ГРМ, немало выставлено впервые. Коллекция русского рисунка в ГРМ так обширна и значительна, что может отразить все грани искусства графиков этого периода. Да и только ли искусству пришлось им служить? Еще не было фотографии, но в любом путешествии, в экспедициях по Крыму и Кавказу, Сибири и Алтаю требовался художник - фиксировать быт и костюмы местных народов, строения и пейзажи. Знаменитые братья Чернецовы создали своеобразный тип видового пейзажа, суховатого, подробного и точного; но даже из их работ ясно, как тщательная документальность, поначалу в пику академизму, стала надоедать художникам. Творчество путешествующих обогащалось, приобретало новую выразительность в контакте с природой, как у М.Воробьева или А.Иванова, - ландшафты, пронизанные глубоко личностным восприятием, в дальнейшем внесут свою лепту в "пейзажный взрыв" второй половины века.
Другой аспект: на заре НТР (научно-технической революции) наука и промышленность рекрутировали все больше людей, умеющих рисовать и чертить. В отсутствие специальных учебных заведений подобных специалистов поставляла Академия художеств, а следовательно, художники поступали на службу. Надо же, знаменитый автор акварельных портретов Петр Соколов служил в Кораблестроительном департаменте! Кстати, "хожение" за пределы художнической среды подсказывало темы и образы, даря непосредственное соприкосновение с жизнью. Впрочем, XIX век был еще синкретичен, и художники не делились на живописцев и прикладников: их навыки требовались при изготовлении как мебели, фарфора, карет, так и бумаги с тиснением. Словом, классики были завзятыми дизайнерами... В эпоху Александра I возникает особая система со своим кодом, универсальный media дворянской культуры. В графике, говорящей на языке, понятном практически каждому, находят себе место и профессионалы, и просто люди из разных слоев общества, способные рисовать. Любительский рисунок в России занимает прочное место в быту, наравне с музицированием и балами. Наиболее доступный вид творчества, он превращается в социально значимое и модное средство общения. Во всех гостиных лежат альбомы, висят на стене акварельные и карандашные пейзажи, красуются портреты, по возможности заказанные именитым живописцам. В альбомах не только пишут стихи, но и рисуют, порой такие знаменитости, как Федор Толстой. Образованный человек должен уметь рисовать! На рубеже ХVIII - ХIХ веков рисование проникает и в общеобразовательную школу - в статусе обязательной дисциплины, и преподают его художники-профессионалы. При всеобщей тяге к рисованию в последних со временем превращаются и художники-любители, из круга которых выйдут такие величины, как Павел Федотов. Еще один особый тип графика - "писатель рисующий". В этом замечены Пушкин и Крылов, Гоголь и Лермонтов - рисунок "на полях" служит как бы продолжением литературного труда, поясняет, как рождались образы либо шел процесс жизненных наблюдений... Разумеется, не литераторы - главные герои выставки. Их кумиры - художники, рисунками не менее прославленные, чем живописью. Возможно, стремительный "кроки" и нежная, изящная акварель больше отвечали чувствам людей пушкинской поры? Недаром в этих техниках охотно работают модные и признанные мастера - Кипренский, Карл Брюллов и его брат Александр, известный архитектор. Все трое оставили множество чудесных портретов современников, варьируемых от легкого наброска до тщательно проработанного законченного произведения. * * *...Стоит сказать "Серов" - и в памяти всплывают "Девушка, освещенная солнцем" и "Похищение Европы", образы Ермоловой, Левитана и Шаляпина, Петр на строительстве Петербурга и пленительный "Мика Морозов". Деревенские сюжеты - "Октябрь в Домотканово" и "Баба с лошадью" - не менее значимы, чем великолепные портреты Горького, Саввы Морозова, танцовщицы Иды Рубинштейн... В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения гениального Серова. Юбилей художника из числа самых великих за всю историю России, как и полагается, отмечен. Но выставкой не такой, как прежде, когда наследие классика собирали воедино из разных коллекций: большая его часть хранится в Третьяковской галерее - с 1899 года Серов состоял членом ее Опекунского совета. Немало в провинциальных музеях - Твери, Самары, Перми и далее. Да и в частных собраниях, включая семейное - потомки мастера живут в Москве. Представляете, сколь огромным должно быть помещение, способное вместить все или почти все, что написано Серовым? И каких затрат потребует организация? На сей раз задействовано только собрание ГРМ, собрание поистине замечательное: 359 произведений (56 картин, 300 графических листов и даже две скульптуры). Что позволяет оценить все многообразие серовских поисков за три с половиной десятилетия творчества. Вдобавок в отделе рукописей ГРМ лежит полсотни писем, телеграмм, открыток - мгновения короткой жизни Серова плюс размышления об искусстве и обществе этого пылкого, порою резкого и неравнодушного человека. Кстати, к колоссам его причислили уже при жизни: Репин мог бы сказать о нем, как Жуковский о Пушкине, что ученик превзошел учителя, а "мировой" уровень Серова подтвердил Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже. В самом его рождении есть некая мистика, ведь и здесь огромную роль сыграло искусство, а именно музыка: отец - выдающийся композитор Александр Серов (к слову, страстный рисовальщик), мать - пианистка. Валентина Бергман-Серова, первая в России женщина-композитор, чью оперу исполняли на сцене императорского театра, и поборница народного просвещения, по совету друга семьи Марка Антокольского она показала рисунки сына Илье Репину. Тот стал ему вторым отцом: 8 - 9-летний мальчик, выказавший исключительные способности, два года занимался под руководством Репина в Париже и в Москве. И в 15 лет поступил в Академию художеств, к прославленному П.П.Чистякову. Но бросил учебу, не завершив курса, - стесняли рамки старой системы. А уже в 20 лет вошел в "высший слой" русского искусства - Абрамцевский кружок, где был самым юным участником. В 22 года он напишет "Девочку с персиками" и вмиг прославится. За этот холст Серову дадут 1-ю премию Московского общества любителей художеств, а Павел Третьяков купит полотно "Девушка, освещенная солнцем". Однако искусник светлых и солнечных красок быстро от них откажется, уйдя к монохромной гамме и силуэтным линиям... Живописец, график и сценограф, лидер объединения "Мир искусства", блестящий портретист и тонкий пейзажист, автор исторических и мифологических полотен - все это Серов. С него ведется отсчет нового искусства России: академик Дмитрий Сарабьянов называет Серова, наряду с Врубелем, родоначальником русской живописи ХХ века. В эпоху, небедную талантами, эти два художника (кстати, близкие друзья) были мегазвездами, как в XIX веке Карл Брюллов и Александр Иванов. Лишь после безвременной смерти Серова стал ясен трагизм его судьбы: при невероятной широте и креативности натуры, оказавшись на перевале от старого к новому, он сделал далеко не все, что мог бы. Серов завершил одну эпоху и открыл другую, но развить его находки довелось уже иным, включая серовских учеников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: среди них - П.Кузнецов, Н.Сапунов, К.Петров-Водкин, М.Сарьян, Н.Ульянов, К.Юон... От выставки титана невольно ждешь многого. Художник не просто крупный, а стилеобразующий, украшение экспозиции в ведущих музеях. На образ работает и биография: ранняя смерть отца, выход из Академии художеств в знак протеста против расстрела 9 января. (Из Зимнего дворца увидел зарево заката над беззащитной толпой - осталась эмоциональная зарисовка "Дворцовая набережная в 1905 году", стал очевидцем расстрела рабочих на Васильевском острове, что потрясло художника и сделало угрюмым, - картина "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?") Плюс трения с сиятельными заказчиками - зарабатывая на хлеб для огромной семьи, их без конца приходилось портретировать, порой вызывая их гнев: так, портрет молодого Николая II забраковала августейшая супруга. Бродя по корпусу Бенуа, читаешь историю русского искусства fin de siПcle сквозь биографию художника: вот семья, он с удовольствием ее писал - взять хотя бы лирическую картину "Дети", где тонко подмечены характеры сыновей. Вот "великосветские" портреты, принесшие Серову громкую известность, правда, сердившую автора - он не желал слыть только портретистом. Конечно, тут не весь Серов, но работы знаковые: портреты членов семьи князей Юсуповых, портрет М.Ф.Морозовой, матери купцов-миллионеров. Картина-портрет С.М.Боткиной, показанный на Всемирной выставке в Париже, - точка отсчета новой линии в творчестве. На рубеже веков увлечение историей - и цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой и маслом. Небольшие композиции ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны") словно писаны с натуры. В русле идеалов "Мира искусства", считая историческую живопись архиважной, Серов участвует в создании серии картин - наглядных пособий по русской истории. В те же годы иллюстрирует юбилейное издание сочинений А.С.Пушкина. Посетив в 1907 году Грецию, стремится воплотить образ легендарной Эллады в цикле "Одиссей и Навзикая". Тогда же появляются эскизы к постановке в Мариинском театре оперы "Юдифь" А.Н.Серова, вошедшие в золотой фонд русской сценографии. Вообще, Серов и театр - отдельная глава. Фурор в Париже и Лондоне произвел занавес к балету "Шехеразада", созданный для "Русских сезонов Дягилева" и отразивший тот дух новаторства, которым дягилевская антреприза ошеломила театралов Европы. Сюрприз выставки - тот самый занавес Серова к "Шехеразаде", известный прежде лишь по восторженным откликам современников и мемуарам. Для показа в России, первого с момента создания в 1911 году, этот шедевр прислали владельцы - Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Также в рубрике:
|