Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7504) 17 - 23 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Скрытая угроза

"Мусульманский" вопрос современной литературы

МНЕНИЕ

Анна ВИКТОРОВА
Фото Рейтер


Конечно, "нет пророков в своем Отечестве", но, когда надо, мы их находим без особого труда. Вот написал Сергей Доренко роман, приобщился, так сказать, к художественной литературе. И пожалуйста, читатели из Госдумы уже обсуждают: в романе описан сценарий государственного переворота 2008 года. Не случись массовые беспорядки во Франции, никто и не заметил бы романа Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери", вполне заурядного произведения. Как не обратили особого, специального внимания в 2003 году на интересный, качественный роман известного писателя Андрея Волоса "Маскавская Мекка". Но события случились, и возможно, кто-то усмотрит некое символическое значение в том, что практически одновременно в книжных магазинах Москвы появились два романа, посвященные "мусульманскому вопросу". Уже по названиям этих книг можно судить об общем векторе их содержания: два крупнейших мегаполиса мира стали центрами ислама (действие, понятно, происходит в будущем). В романе Волоса мусульманский полумесяц красуется над Новодевичьим монастырем, у Чудиновой - над собором Парижской Богоматери. Буквально апокалипсис. Жизнь после конца христианской и, соответственно, европейской цивилизации. Москва Волоса не просто поменяла имя (теперь город называется Маскавом), но и всю топографию: "Вот эта длинная стрела, пересекающая центральную часть Маскава, - это проспект Слияния... Левее купол храма Христа Спасителя, рядом купол мечети Праведников... А острый свет, уходящий в небо, - это игла минарета Напрасных жертв..." - этот отрывок из речи телевизионного комментатора очень показателен. По законам шариата живет и Париж Елены Чудиновой: к 2048 году Евросоюз превращается в Евроисламский блок, виноделие считается преступлением, за которое побивают камнями, картины и скульптуры уничтожены, женщины ходят в паранджах, церкви превращены в мечети. Естественно, у даже самой мощной силы есть противодействие. И Волос, и Чудинова описывают сопротивление, показывая, таким образом, возможные способы разрубания затянувшегося узла. Увы, в обоих случаях они имеют довольно мало шансов на благополучный исход событий.

Романы Андрея Волоса и Елены Чудиновой ни в коем случае нельзя сравнивать как художественные произведения. Лауреат Государственной премии РФ и "Антибукера", не раз попадавший в длинный и короткий списки "Русского Букера", Андрей Волос заслуженно считается известным и качественным прозаиком, а его "Маскавская Мекка" - полноценная антиутопия, написанная в лучших традициях этого жанра. Елена Чудинова - имя совершенно новое и, если судить по качеству текста "Мечети Парижской Богоматери", в литературе надолго не задержится.

Объединяет же их то, что они волею обстоятельств оказались участниками развернувшейся в обществе дискуссии вокруг сосуществования двух разных миров, разных цивилизаций. "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Однако вот сошлись в предместьях Парижа, и что теперь с этим делать? Литература не хуже других может предложить свои ответы.

"Месседж" Волоса читается между строк, а у Чудиновой вынесен в специальное послесловие, где автор с готовностью объяснила, что же она имела в виду: отказ от традиционных ценностей ведет к распаду жизненных идеалов и форм религии, к разрушению самого типа европейца. Человек, лишившись опоры в собственной культуре, беззащитен, в том числе перед другой, агрессивной цивилизацией. Вывод в общем безупречный. Дело, как всегда, за малым: с чего начать? И каков практический механизм.

Несмотря на все усилия правительства и полиции, массовые аресты и введение комендантского часа, погромы во Франции продолжаются. Волна бунта докатилась и до соседней Бельгии: в этой одной из самых тихих стран Европы неизвестные теперь каждую ночь сжигают автомобили. В России же страшные телекадры стали поводом порассуждать о том, возможна ли такая ситуация в нашей стране.

Если верить многочисленным дискуссиям, развернувшимся нынче в прессе, французские события все-таки воспринимаются россиянами, скорее, как абстрактное и далекое зло, чем как конкретная угроза. Большинство граждан считают, что нашу страну должен уберечь ее исторический опыт многонационального государства. Ислам исповедуют около 20 миллионов россиян, они представлены в структурах бизнеса и власти. Угроза общественному спокойствию сегодняшней России исходит с прямо противоположной стороны.

У нас группы "бритоголовых" безнаказанно устраивают охоту на гастарбайтеров из бывших республик СССР и на темнокожих студентов. А в новый праздник - День народного единства - около двух тысяч националистов прошли по центральным улицам Москвы. Этот марш был украшен недвусмысленными лозунгамии: "Россия - для русских", "Иммигрант, уноси ноги восвояси!". Хуже того, агрессивный национализм становится предвыборной платформой некоторых политических партий. И что совсем уж плохо - дискредитирует само понятие патриотизма. Между тем нам предстоит еще о многом задуматься, чтобы утопии не стали кошмарным будущим. В нашей стране так и не существует внятной иммиграционной политики в отличие от той же Франции, которая всегда была готова продемонстрировать свое радушие приезжим. О несовершенстве французской модели теперь не говорит только ленивый, но это не значит, что отсутствие какой бы то ни было модели лучше и дает державе больше шансов на спокойное будущее. Что и говорить, в России к гастарбайтерам принято относиться с презрением и брезгливостью: их права никак не защищаются, а общественное мнение настроено однозначно против них, тем самым невольно поощряя настроения националистов. Но где гарантии, что в один прекрасный день миллионная армия затравленных, голодных и бесправных строителей (торговцев, уборщиков и т.д.) не отправится с канистрой бензина на ближайшую автостоянку? И как тогда поведут себя российское общество в целом и российская милиция в частности? Вряд ли российская милиция проявит такую же терпимость и обходительность, как это принято во Франции. Все-таки за плечами наших охранников правопорядка опыт Чечни и других "горячих точек", а за нашими плечами - 1993 год, так что всем ясно: единственным погибшим дело, к сожалению, точно не обойдется.

Бунт всегда - дело бессмысленное и беспощадное. И во Франции, и в России...

Ну а что касается романов с "объявленной угрозой", к ним можно относиться по-разному. Можно привести огромное количество примеров, когда литература действительно играла провидческую роль и вообще "в начале было слово..." Можно так же аргументированно это оспорить. Но несомненно одно: литература обладает удивительным свойством улавливать, понимать и предъявлять нам социальные страхи, существующие в том числе и в подсознании людей. А к этому следует относиться серьезно...

Также в рубрике:

МНЕНИЕ

НАСЛЕДИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Обращение к пленуму
    Союза кинематографистов Российской Федерации, президентам гильдий Союза, ко всем членам Союза кинематографистов
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;