Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7504) 17 - 23 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЛАРС ФОН ТРИЕР: "Свои представления о США я черпаю из мультфильмов"По материалам журнала "Шпигель" подготовила Ольга РОМАНЦОВА
Ларс фон ТРИЕР считается одним из главных возмутителей общественного спокойствия в европейском кино. Он изобрел "Догму", он снял возмутивший американцев "Догвилль", "Мандерлей" и собирается завершить кинотрилогию об Америке. Хотел попробовать свои силы в опере, согласившись поставить "Кольцо нибелунга" Вагнера в Байройте, но отказался от этого проекта. Корреспондент журнала "Шпигель" решил более подробно разобраться во вкусах и политических взглядах известного режиссера.
- Господин фон Триер, действие вашего нового фильма "Мандерлей" снова происходит в Америке, хотя вы ни разу не были в этой стране. Чем она вас так привлекает? - Мы все выросли под влиянием американской культуры. В детстве я с восторгом смотрел мультфильмы Уолта Диснея, и Америка казалась мне волшебной страной. Можно сказать, что я черпаю свои представления об США из мультфильмов об утенке Дональде и из комиксов.
- Это действительно так? А что производило на вас самое сильное впечатление? - Экзотический мир, где жил утенок Дональд. У него был замечательный почтовый ящик с маленьким знаменем сверху. Он ел фантастические пироги: в пирогах, нарисованных в комиксах, всегда были маленькие дырочки, из которых исходил аромат. В моей жизни не было ничего подобного.
- Значит, маленькому Ларсу очень нравилась Америка? - Не знаю, действительно ли мне так нравилась Америка, я был слишком маленьким, чтобы относиться к чему-нибудь серьезно. Но я мог бы написать книгу "Побег в Америку". Дети всегда мечтают попасть в прекрасный мир, лучший, чем тот, что их окружает. В таких случаях ребенок часто сбегает из дома.
- А вы пытались сбежать? - Далеко мне убежать не удалось. В двенадцать лет я вместе с большой демонстрацией уехал в соседний город. Мы протестовали против войны во Вьетнаме и ходили с плакатами вокруг здания Всемирного банка.
- Ну и поворот - от поклонника Дональда до противника Международного банка реконструкции и развития. - Мои родители были социалистами и противниками политики США, в детстве я разделял их убеждения. Во время демонстрации я спросил полицейского, когда идет обратный поезд. Он ответил: если ты не знаешь, каким поездом ехать обратно, тебе рано ходить на демонстрации. Я очень рассердился и стал говорить ему о правах человека и свободе слова.
- Многих зрителей раздражает, что вы снимаете фильмы о США, но так и не побывали в этой стране. Почему бы вам просто не прилететь туда, чтобы увидеть все собственными глазами? - Я боюсь летать на самолетах и обычно плохо себя чувствую. Хотя если бы поездка в США входила в мои планы, я бы давно отправился туда. Мне не хочется тратить на это энергию. Все должно случиться естественно, само собой. Раз в жизни, в шестнадцать лет, я специально отправился в Африку. И был очень разочарован. С тех пор больше не путешествую. Езжу только на кинофестиваль в Канн.
- Роберт Льюис Стивенсон писал, что путешественник должен уметь разочаровываться. Вы боитесь, что Америка вам не понравится? - Меня наверняка разочаруют пироги. Они окажутся гораздо хуже, чем были у утенка Дональда.
- В вашем новом фильме "Мандерлей" речь идет о расовых проблемах. Бывшие рабы после освобождения хотят жить по старым правилам. Может быть, это просто фантазия белых людей? - Нет, на меня произвел очень сильное впечатление эротический роман "История господина О" с подзаголовком "Счастье в рабстве". Французский писатель Жан Полхан рассказывает о бывших рабах на острове Барбадос в Карибском море, которые просили своего господина снова сделать их рабами. А когда этот человек отказался, с ним и его семьей жестоко расправились.
- Знаете, у этого автора есть эссе о предубеждениях. В нем говорится об англичанине, который вступил на французскую землю и увидел в гавани рыжую женщину. Из этого англичанин сделал вывод: все француженки рыжие. Вам не кажется, что вы в том же положении? - Не кажется. Я веду себя иначе, чем этот идиот-англичанин. Я намеренно не еду в страну, о которой я делаю фильмы. Многие вещи гораздо лучше видны на расстоянии. Дистанция дает мне художественную свободу. Я могу задавать настолько наивные вопросы, которые не могли бы задать американцы.
- "Нью-Йорк таймс" упрекает вас, что вы в "Мандерлее" умышленно упрощаете взгляд на расовые проблемы в Америке. Вы согласны с этим? - Да, я его упрощаю. Да, я использую клише. Но в США существует разновидность коллективной договоренности: здесь не обсуждают расовых вопросов. О них не говорят ни те, кто из-за этого выиграл, ни те, кто проиграл.
- Вам нравится быть провокатором? - Скажем так: это не доставляет мне неприятностей. Кстати, на фильм "Догвилль" американцы отреагировали гораздо сильнее, чем на "Мандерлей". Наверное, они начинают привыкать к провокациям. Если кого-то вторично пинают в задницу, он реагирует не так сильно, как в первый раз.
- Голливуд десятилетиями производил фильмы, которые не показывали в Европе, они искажали то, что происходит в Старом Свете. Как вы относитесь к такому искажению истории? - Недавно я еще раз посмотрел фильм "Ниночка", снятый Любичем в 1939 году по сценарию Билли Уайлдлера...
- ...где рассказывают о Париже и русских коммунистах, изнемогающих от западных соблазнов. - Голливуд часто использовал клише, но делал это так мастерски, что в итоге добивался высокой правды.
- В "Мандерлее" ваша героиня Грейс пытается упразднить рабство на плантации в Алабаме и ввести силой демократическую структуру управления - точь-в-точь как США в Ираке. - Сценарий был готов еще до начала войны в Ираке. Не могу сказать, что жители Ирака под властью Саддама жили счастливее, чем сегодня. Я только считаю, что американское представление о демократии не назовешь демократическим.
- Почему? - Идея, что каждый отдельный человек должен пытаться заработать как можно больше денег и это принесет пользу, приводит к углублению пропасти между богатыми и бедными. Один из наших министров в Дании недавно сказал, что хочет позаботиться, чтобы в нашем обществе было меньше равенства. Это не мое представление о демократии.
- Ваш фильм направлен против этого неокапитализма? - Может быть, это прозвучит наивно, но в этом фильме я борюсь за ценности, принятые в моей семье. Я бы хотел снять фильм, который понравился бы моим родителям - прежде всего моей матери, убежденной социалистке.
- Вы до сих пор считаетесь с мнением матери? - Да, хотя она умерла несколько лет назад. Вернее, как раз поэтому. Когда она была еще жива, мне хотелось сделать что-нибудь ей назло. Я снял "Рассекая волны", чтобы ее рассердить, и мне это удалось. Мама не могла вынести, что женщина в этой картине жертвует собой ради мужчины. Но если люди сентиментальны, стоит ли осуждать их за это? Нужно позволять себе проявлять чувства. Только так человек лучше узнает собственную природу.
- Странно, что вы об этом говорите. Большинство критиков считают вас циником. - Я не циник, скорее мизантроп.
- Часто ли вы ходите в кино? - Чтобы посмотреть фильмы других режиссеров? Вы шутите? Для этого я слишком эгоцентричен. Зато моя жена - настоящая фанатка кино, ей всегда хочется увидеть все фильмы. Она часто уговаривает меня посмотреть кино вместе с ней, и иногда ей это удается. Я сажусь рядом с ней, но мне это быстро надоедает.
- И вы убегаете из кинотеатра? - Я уже очень давно там не был. Мы с женой смотрим фильмы дома на DVD. Конечно, в моей жизни был период, когда я был настоящим киноманом и запоем смотрел все фильмы. Тогда я создавал базу, помогающую мне сейчас работать. Но если бы я сейчас стал смотреть то, что делают мои коллеги, моя фантазия наверняка перестала бы работать.
- А вдруг они смогли бы вас чему-нибудь научить? - Мне пришлось бы думать, как сделать картину, не похожую на все остальные. Но тот, кто сознательно пытается быть оригинальным, быстро теряет свою неповторимость.
- В 2006 году вы собирались поставить "Кольцо" Рихарда Вагнера на фестивале в Байройте. Почему вы отказались от этой затеи? - По техническим причинам. Я хотел, чтобы на сцене все было максимально реалистично, никакой абстракции и театральности, как в моих последних фильмах. Но быстро понял, что спектакль погибнет из-за его монументальности.
- Вы не ссорились с директором Байройтского фестиваля Вольфгангом Вагнером? - Нет. Я придумал идею, которую невозможно реализовать. Если режиссер перед съемками фильма понимает, что может реализовать только 70 процентов задуманного, его замысел так и остается на бумаге. Я понял, что в постановке "Кольца" смогу реализовать только 30 процентов задуманного. Это слишком мало. Сейчас мне жаль времени, потраченного на этот проект. Я мог бы снять два игровых фильма.
- Неудача этого проекта стала для вас душевной травмой? - Почему вы так думаете?
- Раньше в вашем офисе висела фотография Людвига II, друга и покровителя Вагнера. - Я даже назвал Людвигом второго сына! Но сейчас я решил убрать эту фотографию. Теперь я живу, как спартанец или как монах. Маркиз де Сад начал писать в тюрьме. Я тоже хочу посадить себя в тюрьму. Хотя если верить Гамлету, я уже там нахожусь. Дания - это тюрьма. Также в рубрике:
|