Сны мудрецов
Марина СТАРУШ
1На минувшей неделе Государственная дума приняла в третьем чтении Закон "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации". Пресса бурно и страстно откомментировала этот документ, усмотрев в нем реальную угрозу свободе слова. Страстность вполне объяснимая: несмотря на все перемены последних лет, призрак цензуры никогда окончательно не покидал пределов Отечества, в котором с любовью и тщанием на протяжении двух столетий доводили до совершенства систему идеологического управления прессой. Так что это как раз неудивительно: цензурой пугали и будут пугать до тех пор, пока власть и пресса не научатся выстраивать партнерские отношения, принятые в демократическом обществе, а до этого, судя по всему, еще далеко. Парадоксально, но по-настоящему интересен не политический аспект этого закона, очевидный в контексте предстоящих выборов, а как раз нравственный.
2 Двенадцать человек, делегированных двумя ветвями власти на паритетной основе, сформулируют некий нравственный кодекс, который и будут проводить в жизнь вполне полицейскими мерами - штрафами, лишением лицензий, заменой руководителей теле- и радиокомпаний как государственных, так и частных. Нравы и нравственность - слова однокоренные, но не тождественные. Полицейские меры уместны в полиции нравов, утвердить с их помощью такое сложное, обусловленное исторически, национально, культурно и экономически явление, как общественная нравственность не только невозможно, но и безнравственно. Вообще идея двенадцати "безупречных" была не так уж и плоха, если бы, как заметил очень проницательный политический писатель Марк Твен, это были самые просвещенные люди в стране и если бы они были бессмертны. Но закон предусматривает обновление Высшего совета каждые шесть лет, и нет никаких оснований предполагать, что вновь назначенные не откорректируют нашу нравственность в соответствии с текущими политическими запросами, что в стране случается регулярно. Собственно, сам факт согласия того или иного гражданина войти в этот орган, подозрительно напоминающий Министерство Правды из романа Оруэлла, автоматически ставит под сомнение его личные нравственные устои. Нельзя назначить "совестью нации". Нельзя и все. Это или смешно, или очень грустно.
3 Интересен - и как раз с точки зрения нравственности - и момент принятия закона. В условиях чрезвычайно жесткого бюджета предлагается добавить в его расходную часть содержание целого аппарата совета, по сути дела, министерства, со всеми вытекающими расходами и социальными гарантиями. Вообще порыв "подумать о душе" в ситуации, когда большинство населения озабочено добыванием хлеба насущного, к высоконравственным деяниям не отнесешь. Неуловимо напоминает печально знаменитое "если у них нет хлеба, почему они не едят пирожных?". Любопытно, что создание этой квазиструктуры планируется, когда подведомственный ей объект - национальное телевидение - переживает тяжелейшие финансовые трудности, однако никто не спешит протянуть ему руку помощи.
4 Впрочем, многие наблюдатели убеждены, что, если этот закон и пройдет Совет Федерации, его не утвердит Президент. А преодолеть вето Президента, судя по итогам голосования, Дума не сможет. Так что закон останется, так сказать, виртуальным, как и многие события нашей политической жизни. Не думаю, что это обстоятельство, в общем-то вполне предсказуемое, было неведомо разработчикам закона. Но выборы на дворе - время срочной и спешной работы по созданию репутаций. Не смущает и сомнительность предприятия - создать одно отдельно взятое нравственное телевидение в стране, где с этическими нормами дело обстоит неважно, в том числе в политике. Скажем, вот такой простой вопрос, имеющий прямое отношение к политической этике: кто сказал, что налогоплательщики согласны обеспечивать своими деньгами рабочее время людей, которые удовлетворяют личные или партийные амбиции - считаться ли поборниками нравственности или борцами за дело народное? Даже во имя высоких интересов победы на предстоящих выборах.
5 Конечно, рядовой избиратель, он же рядовой телезритель, чьим нравственным здоровьем так озабочены депутаты, не раз и не два испытывал благородное негодование по поводу увиденного на экране. Возможно, он не в курсе, что в стране достаточно законов, которые регламентируют деятельность СМИ, поэтому пользуется привычными методами: не нравится - выключи телевизор. Но вряд ли ему понравилось бы, если бы за него это делал кто-то другой. На очень простом основании - о вкусах не спорят.
6 К сожалению, общественную нравственность нельзя внедрить бюрократическими методами и даже благими пожеланиями. Она складывается из деяний отдельных людей, из того в конечном счете, как общество позволяет им себя вести. К концу ХХ века не придумано более эффективного контроля за общественной нравственностью, чем пресса. Причем свободная пресса. Может, как раз в этом направлении и следует поработать.
7 ...Самая популярная постановка нынешнего театрального сезона - "Гамлет". По всей видимости, не случайно. Так и витает над страной: "Есть много странного на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".