Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7170) 18 - 24 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

И попирая царственной пятою

Железная леди румынского вокала снова в Москве

Лариса ДОЛГАЧЕВА


Без контекста не обойтись, а он таков: гастрольные маршруты заморских звезд во цвете сил через Москву не пролегают. Утолять вокальный голод аборигенов едут разве что знаменитости на закате карьеры, которые всем хороши, кроме одного: оценивать в их выступлениях приходится не столько искусство бельканто, сколько искусство певческого долголетия. Из того ли ряда, из другого ли едущая к нам румынка Марианна Николеско - предсказать труда не составляло. По той простой причине, что мы знакомы.

Первый раз она приезжала в Москву в ноябре 1996-го - по приглашению плетневского оркестра, с дирижером, которого выбрала сама (это был Эрик Халл), и с программой редко звучащих у нас арий Глюка, Моцарта, Бетховена, Спонтини, Россини, Беллини. Ее приняли на ура... хотя кого у нас теперь принимают иначе? Но тут основания были. Первое: супер- аппетитная программа. Второе: непривычный - сталь, агрессия, аффект - вокал. Третье: впечатляющая судьба. Молоденькую скрипачку в начале 70-х отправляют учиться в римскую академию "Санта-Чечилия", где из ее "вроде бы меццо" делают блестящее сопрано, далее - невозвращение в Румынию, ангажементы в лучших и прочих театрах мира, дом в Нью-Йорке, первая встреча с соотечественниками спустя 20 лет и превращение из персоны нон грата в национальную героиню, пекущуюся о детских домах и юных талантах, организующую первый в стране конкурс вокалистов, создающую фонд, из средств которого сегодня уже отреставрирован старейший концертный зал Бухареста Атенеум, et cetera... Были ли минусы в том ворохе плюсов? Сколько угодно! Но тогда еще можно было говорить об искусстве бельканто от Николеско. Теперь певица, находящаяся в той поре, когда каждый год работает не на, а против нее, презентовала совершенный учебник по искусству вокального долгожительства.

Стерты середина и низы - гласил один его параграф, - металлизируй их напряжением горла. По сей день красивы и полновесны верхи, особенно на форте, - выбирай вещицы, где форте и верхов изобилие (это уже из другого раздела). Трудно справиться с регистровой пестротой - постарайся выдать их за игру динамических оттенков. Стало невозможно скрыть свой адский труд - преврати и это в шоу (заставляет же трепетать свидетелей восходящий на какую-нибудь Джомолунгму альпинист, способен же доставить эстетическое удовольствие работающий кузнец!).

Но все то, что в вербальном изложении звучит, должно быть, жестоко по отношению к певице, на деле, в концертном зале (а именно - в БЗК), было увязано ею в блестящую игру с умно просчитанными эффектами. Простейший из них - яркие шарфы на черном платье. И хочешь оторваться, да не можешь. Или хочешь растерзать ее за то, что дурачит всех, подменяя одно искусство другим, а она на другую чашу весов - свою неимоверную самоотдачу, могучую энергию и суперличное, порой до анархии, прочтение каждой вещи. Тут и склонишь голову, констатируя: мало кто может быть так возбуждающе интересен (у нас с ней в этом схож разве что Дмитрий Степанович). Она и программу, в которой против правил раскрасила все - и раритеты Гайдна, Моцарта, и шлягеры Верди, Леонкавалло, Пуччини, Бойто - в один веристского толка стилистический цвет, предъявила как свой козырь. Вкупе с той рафинированной, что прозвучала в Москве два года назад, эта не столь рафинированная рисовала портрет певицы неограниченных возможностей. Когда-то так, по всему, и было...

И о гармонии. Она в концерте находилась, но - только в оркестре (скажу, что это был Российский национальный, и жгучая надобность в аргументах отпадет). На сей раз им управлял итальянец Марко Бальдери, который, кажется, был совершенно счастлив оттого, что наконец единение с русским оркестром состоялось (помнится, федосеевцы на "итальянском" концерте, посвященном 400-летию оперы, ему так и не дались). И пусть порой казалось: не он вел оркестр, а самодостаточная, вышколенная, хорошо знающая себе цену стоголовая "персона" вела дирижера к гармоническим вершинам. Увидеть твердь в штормящем море - уже удача.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;