Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7170) 18 - 24 марта 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаИ попирая царственной пятоюЖелезная леди румынского вокала снова в Москве Лариса ДОЛГАЧЕВА Без контекста не обойтись, а он таков: гастрольные маршруты заморских звезд во цвете сил через Москву не пролегают. Утолять вокальный голод аборигенов едут разве что знаменитости на закате карьеры, которые всем хороши, кроме одного: оценивать в их выступлениях приходится не столько искусство бельканто, сколько искусство певческого долголетия. Из того ли ряда, из другого ли едущая к нам румынка Марианна Николеско - предсказать труда не составляло. По той простой причине, что мы знакомы. Первый раз она приезжала в Москву в ноябре 1996-го - по приглашению плетневского оркестра, с дирижером, которого выбрала сама (это был Эрик Халл), и с программой редко звучащих у нас арий Глюка, Моцарта, Бетховена, Спонтини, Россини, Беллини. Ее приняли на ура... хотя кого у нас теперь принимают иначе? Но тут основания были. Первое: супер- аппетитная программа. Второе: непривычный - сталь, агрессия, аффект - вокал. Третье: впечатляющая судьба. Молоденькую скрипачку в начале 70-х отправляют учиться в римскую академию "Санта-Чечилия", где из ее "вроде бы меццо" делают блестящее сопрано, далее - невозвращение в Румынию, ангажементы в лучших и прочих театрах мира, дом в Нью-Йорке, первая встреча с соотечественниками спустя 20 лет и превращение из персоны нон грата в национальную героиню, пекущуюся о детских домах и юных талантах, организующую первый в стране конкурс вокалистов, создающую фонд, из средств которого сегодня уже отреставрирован старейший концертный зал Бухареста Атенеум, et cetera... Были ли минусы в том ворохе плюсов? Сколько угодно! Но тогда еще можно было говорить об искусстве бельканто от Николеско. Теперь певица, находящаяся в той поре, когда каждый год работает не на, а против нее, презентовала совершенный учебник по искусству вокального долгожительства. Стерты середина и низы - гласил один его параграф, - металлизируй их напряжением горла. По сей день красивы и полновесны верхи, особенно на форте, - выбирай вещицы, где форте и верхов изобилие (это уже из другого раздела). Трудно справиться с регистровой пестротой - постарайся выдать их за игру динамических оттенков. Стало невозможно скрыть свой адский труд - преврати и это в шоу (заставляет же трепетать свидетелей восходящий на какую-нибудь Джомолунгму альпинист, способен же доставить эстетическое удовольствие работающий кузнец!). Но все то, что в вербальном изложении звучит, должно быть, жестоко по отношению к певице, на деле, в концертном зале (а именно - в БЗК), было увязано ею в блестящую игру с умно просчитанными эффектами. Простейший из них - яркие шарфы на черном платье. И хочешь оторваться, да не можешь. Или хочешь растерзать ее за то, что дурачит всех, подменяя одно искусство другим, а она на другую чашу весов - свою неимоверную самоотдачу, могучую энергию и суперличное, порой до анархии, прочтение каждой вещи. Тут и склонишь голову, констатируя: мало кто может быть так возбуждающе интересен (у нас с ней в этом схож разве что Дмитрий Степанович). Она и программу, в которой против правил раскрасила все - и раритеты Гайдна, Моцарта, и шлягеры Верди, Леонкавалло, Пуччини, Бойто - в один веристского толка стилистический цвет, предъявила как свой козырь. Вкупе с той рафинированной, что прозвучала в Москве два года назад, эта не столь рафинированная рисовала портрет певицы неограниченных возможностей. Когда-то так, по всему, и было... И о гармонии. Она в концерте находилась, но - только в оркестре (скажу, что это был Российский национальный, и жгучая надобность в аргументах отпадет). На сей раз им управлял итальянец Марко Бальдери, который, кажется, был совершенно счастлив оттого, что наконец единение с русским оркестром состоялось (помнится, федосеевцы на "итальянском" концерте, посвященном 400-летию оперы, ему так и не дались). И пусть порой казалось: не он вел оркестр, а самодостаточная, вышколенная, хорошо знающая себе цену стоголовая "персона" вела дирижера к гармоническим вершинам. Увидеть твердь в штормящем море - уже удача. Также в рубрике:
|