Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7170) 18 - 24 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Живая душа Манилова

Экспозиция в галерее Марата Гельмана

Александр ВАЙНШТЕЙН


Экспозиция, задуманная как "Храм уединенного размышления", собрала многочисленных любителей размышлений приватных, присутствие которых внесло свою лепту в осуществление "Маниловского проекта". Первая акция состоялась в декабре и называлась "Чаепитие с приятными людьми".

Архитектурные откровения гоголевского персонажа, его мечты о башнях, бельведерах и мостах, которые "хорошо бы" построить, подхваченные, по мнению устроителей акции, волной московского строительного бума, которая и сама не знает, что несет, обыгрываются художниками с известной долей иронии, приниканием к "пророческому" источнику, печатью легкого удивления по поводу происходящего и проницательностью открывающих заново литературный текст. Казалось бы, не новость, что "светочувствительный" негатив постоянно проявляющихся идей (в частности, идей созерцательно- утопических) можно найти у Гоголя, выступающего благодаря "протекции" художников на этот раз в роли Витрувия. Не новость и удивительная живучесть чичиковых и маниловых в наших бурлящих переменами водах. Но в "Храме уединенного размышления" посетителям предлагается настроиться на умиротворяющую волну маниловских мечтаний.

На стенах нарисованы представляющиеся осуществленными или осуществимыми проекты гоголевской архитектуры с бесконечным количеством башен, бельведеров и мостов. Это ответ художников на отстраненное "хорошо бы", обыгрывание частицы "бы", которая очень часто оказывается на "кончике стрелы", устремленной в будущее речи, или оживляет обращенное в прошлое сослагательное наклонение, особенно не любимое, но тем не менее используемое в исторической науке.

Утопические архитектурные сооружения, чьи образы украсили внутренние стены "Храма уединенного размышления", создают пространство нового города, башни которого напоминают сторожевые вышки. Удается ли самим чичиковым обозревать с этих вышек окольцованные московские просторы, может поразмышлять посетитель галереи. Для этого достаточно пространства нового "Храма". Кроме того, можно воспользоваться специально установленным в галерее диваном самого Манилова, заставив потесниться его бесплотную тень. Хочется пожелать организаторам акции для увеличения размаха крылатого замысла и создания здоровой конкуренции парку Искусств посадить деревья и проложить аллеи в новом маниловском парке, используя вместо скамеек диваны.

Башенные конструкции, изображенные на стенах "Храма", переходят друг в друга без всякого объединяющего плана, поскольку выполнены разными художниками в момент стихийных импровизаций, основой для которых послужила своеобразная московская архитектура 90-х годов XX века. Подсознательные архитектурные импульсы, замаскированные или замурованные в новоявленных строениях, выявляются маниловским проектом - в этом и заключен его социальный пафос.

Москва, срезающая волной строительного бума многочисленные временные пласты, многообразна по архитектурной стилистике. Многоликий город выдерживает пожары, переоценки ценностей, набеги новоявленных стилистов и не сдается. Будь у города одно лицо, он бы давно потерялся. Многоликость же защищала своим внутренним устройством.

Бессистемность, пародируемая, но одновременно оцененная и обыгрываемая участниками художественного проекта, среди которых Сергей Лобанов, Лев Мелихов, Григорий Ревзин, Татьяна Гурова и др., дает возможность посетителю галереи представить себя сидящим в огромнейшем доме с высоким бельведером так, что "оттуда можно видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах" ("Мертвые души"). Организаторы акции, включившие Николая Васильевича в список соавторов, смогли не только прикоснуться к маниловскому источнику, но и, наполнив ладони живительной влагой, понять, что душа Манилова жива.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;