Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7170) 18 - 24 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Возвращение "Годунова"

Совесть властителя и совесть художника

Константин ЩЕРБАКОВ


В пьесе Шекспира "Гамлет" датский король Клавдий впадает в истерику, теряет лицо, выдавая себя, когда актеры, по воле Гамлета, разыгрывают сцену "мышеловки", напоминающую его собственное преступление - убийство брата, законного короля. ("Я это представленье и задумал, чтоб совесть короля на нем суметь намеками, как на крючок, поддеть"). После король еще пытается молиться, взывая о прощении, но душевного облегчения не происходит - "при мне все то, зачем я убивал: моя корона, край и королева".

В пьесе Пушкина "Борис Годунов" тоже "мышеловка" - сцена с Юродивым. ("Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича".) Годунов слушает с отрешенным спокойствием и просит, чтоб Николка за него помолился, а в спектакле Олега Ефремова в его же исполнении еще и целует Юродивого. Страшное извержение душевной лавы, яростную борьбу с собой Ефремов играл в сценах предшествовавших - когда царь размышлял о неблагодарности черни и о том, что единое успокоение - чистая совесть - для него недоступно.

Готовность к преступлениям новым - и готовность к расплате, потребность в искуплении. Но оба - и король Клавдий, и царь Борис - завершили свой жизненный путь так, что и самому нелюбимому из простых смертных не пожелаешь. Но оба - и король Клавдий, и царь Борис - оставили свои земли на пороге смуты, в преддверии Фортинбраса из Норвегии, Лжедимитрия из Польши. Даром что Годунов, в отличие от Клавдия, думал о народе, хотел его блага и этим надеялся замолить грех. Тщетно. "При мне все то, зачем я убивал". Совесть над собою экспериментов не признает, всю ли ее замарать, краешек ли, во имя интересов низших ли, высших.

Преступление черты, насилие над собственной душой, покаяние, искупление, расплата - очень русские темы. В новой редакции спектакля "Борис Годунов", вышедшей на мхатовской сцене, взяты они Ефремовым глубоко, мощно. Годунов Ефремова монументален и человечен в любом своем проявлении, безогляден в гневе и мужествен в единоборстве с судьбой, иногда даже странно ироничен - и искренен до дна в покаянии и смирении. Желание отыскать лад с самим собой, со своею душевной сутью оказалось сильнее всех иных желаний, и открытых, благородных, и потаенных, стыдных, а невозможность исполнить это сокровенное желание стала причиной смерти.

Театр поднялся до пушкинской трагедийности - в этом художественный масштаб мхатовского спектакля. Главная его неожиданность происходит тогда, когда в сценическом действии зазвучали вдруг ноты беззащитно-лирические.

Разрывающей сердце печалью о несбывшемся были пронизаны недавние ефремовские "Три сестры". А горькие размышления о тщете усилий, направленных на исправление, улучшение и действительности, и людских нравов, содержащиеся в монологе Бориса "Достиг я высшей власти", приобретают в устах Ефремова характер поразительного личного откровения, которое рождается на наших глазах, - и нас целиком захватывает.

Надежды Тузенбаха, Ирины, любовь Маши Прозоровой и Александра Вершинина, государственные усилия Бориса Годунова, героическая работа по созданию нового МХАТа, неустанные попытки возвращения в нашу обыденность нравственных начал, традиционных для русской культуры, - неужто все забывается, теряет смысл, когда утверждается на дворе другое время? И перейдут ли страдания наши "в радость для тех, кто будет жить после нас"? Глядя в глаза тем, кто уже торопится жить после нас, как не задуматься: а к чему им вообще наши страдания (как, впрочем, и радости тоже)?

Вот вопросы, к которым обращает нас Ефремов и "Борисом Годуновым", и "Тремя сестрами".

Так что же? А вот что. Если после всех эпохальных сдвигов и перемен, горьких разочарований, переворотов на площадях, улицах, в мозгах и душах - если после всего этого сбереглись, обнаружились душевные силы да и физические для "Бориса Годунова", для "Трех сестер", значит, во всем, что было прожито, таится высокий смысл, который сегодня явил себя, отозвался в двух конкретных художественных созданиях и, Бог ведает, как отзовется завтра. Там, где прогибалась, уступала совесть властителей, пусть хотевших добра, старавшихся, - там совесть художника оставалась непреклонной. Отсюда, не в последнюю очередь, - секунды сценического потрясения, рожденные далеко не молодым и очень уставшим Мастером.

Вячеслав Невинный и Андрей Мягков, очень "ефремовские" актеры, играют не только Варлаама и Мисаила, они проходят через все действие, им отданы в спектакле реплики из толпы, "мнение народное", таким образом сгущенное, сконцентрированное, - то самое, которым можно манипулировать, которое даже на нашей короткой памяти не раз и не два подтасовывалось, приспосабливалось к конъюнктурам и мифологиям самого разного рода. В финале спектакля после реплики Мосальского: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!" - толпа действительно начинает кричать: верноподданно, тупо, истошно. Но вот с беспощадной яркостью прожектор высвечивает посреди сцены неподвижное тело Федора, и крики обрываются мгновенно - на сцену и зал обрушивается тишина.

Мы, конечно, притерпелись - и к убийствам, и к крикам. Что же должно произойти, чтобы шум, гам, суета были оборваны мигом непокорного безмолвия? По Пушкину, как я понимаю, безмолвие - это первый шаг к тому, чтобы ощутить свою самодостаточность и перестать быть частицей толпы, чтобы на смену шуму и крикам пришли достойные человека слова.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;