Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7518) 22 февраля - 1 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеИнтимный МоцартВ БЗК выступила легендарная скрипачка Анне-Софи Муттер МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
Пока решается судьба Московской консерватории, концертная жизнь в ее залах бьет ключом, и фестивали, и статусные концерты идут непрерывной чередой. Во всяком случае, именно к разряду главных событий сезона можно отнести выступление в Большом зале консерватории легендарной звезды мирового скрипичного искусства Анне-Софи Муттер. Это еще один проект петербургского Фонда "Музыкальный олимп", только что поддержавшего "Бетховенские академии" Михаила Плетнева. Почти тридцать лет Муттер входит в пятерку лучших скрипачей мира - с того самого момента, как дебютировала в 1979 году на фестивале в Люцерне, а в следующем году познакомилась с Гербертом фон Караяном, выступив с ним в Зальцбурге. Тогда ей было лишь 13 лет! Для многих Муттер стала наследницей великих скрипачей прошлого с их "золотым" звуком, олимпийским совершенством техники, изысканным вкусом. Для самой Анне-Софи идеалом остаются Исаак Стерн и Артюр Грюмьё, в том числе как непревзойденные интерпретаторы музыки Моцарта, сочинения которого артистка будет исполнять весь юбилейный год. Впереди у нее намечены записи всех скрипичных концертов великого австрийца и Концертной симфонии, где партнером блистательной Муттер станет Юрий Башмет. В Россию Анне-Софи Муттер приехала в рамках мирового гастрольного тура, где вместе с пианистом Ламбертом Ориксом (США) она исполняет все скрипичные сонаты Моцарта. В России она в общей сложности сыграла 10 сонат (учитывая концерт в Петербурге). Главной доминантой искусства Муттер является стремление к высшей гармонии с собой, с музыкой, со стилем и эпохой, к которой принадлежит то или иное произведение. Ее трактовки потрясающе убедительны: когда ее слушаешь, кажется, что по-другому и мыслить-то невозможно. При этом она откровенная противница аутентизма. "Мы слышим по-другому, - заявляет скрипачка, - чем современники Моцарта. И мы не можем притворяться, что способны возвратиться к тому, как это было 250 лет назад. Мы привыкли к иным концепциям красоты и стиля. Я не использую жильных струн: я - убежденный сторонник современных струн на скрипке, потому что это расширяет ее диапазон не только по силе звучания, но также и по красочности, и по штрихам. Все это - выразительные ресурсы, составляющие неотъемлемую часть композиторского стиля Моцарта". Подкупают в манере звезды удивительная мягкость и доверительность тона. Она интуитивно расслышала в музыке Моцарта то, о чем говорил первый биограф Баха - Н.Форкель: камерная музыка должна "благодетельствовать человеку". Думается, вся публика ощутила те чувства необыкновенного умиротворения, совершенной красоты и человечности, которые излучала игра выдающейся артистки. Особенно эти качества проявились в проникновенном Адажио из Сонаты ми-бемоль мажор (KV 481), в Сонате соль мажор (KV 379), о которой уже современники писали, что она "свидетельствует о великом музыкальном гении автора". И скрипачке в полной мере удалось передать и трагические нотки минорных тем, и ласковые интонации вариаций второй части этого сочинения, не впадая в салонные преувеличения. Но непревзойденной вершиной вечера стало исполнение знаменитой ми-минорной Сонаты (KV 304). Эта единственная минорная соната в скрипичном наследии Моцарта овеяна дымкой настоящей меланхолии и, в сущности, демонстрирует подлинно романтическую экспрессию. Анне-Софи Муттер покорила публику своей открытой лирикой, богатством интонаций и виртуозным пониманием природы инструмента, выразившимся в практически безграничном многообразии штрихов, динамических нюансов. И хотя ее скрипка звучала очень легко и часто интимно, слышимость была прекрасная вплоть до последних рядов второго амфитеатра. Нельзя не упомянуть об отличном ансамбле Муттер и Ламберта Орикса, тем более что в оригинале Моцарт обозначал свои опусы как "сонаты для фортепиано и скрипки", подчеркивая, по меньшей мере, равноправную роль участников. Пианист слушался на фоне титулованной солистки весьма достойно, безупречно вел свою партию, продемонстрировав "ангельское" звучание рояля, изысканный вкус и полное согласие с идеями солистки. Дуэт этот можно считать в своем роде эталонным: кстати, их совместный диск, где записаны все скрипичные сонаты Бетховена, получил "Грэмми" в категории "Лучшая камерная запись". Орикса было бы интересно послушать и как солиста с оркестром: в этом качестве он выступал с такими дирижерами, как Л.Слаткин, М.Ростропович, Г.Гербиг. Впереди у дуэта Муттер - Орикс много городов и стран, куда они везут своего Моцарта - чуть старомодного в своей элегантности и утонченности, лишенного пустой бравурности, в которого так хочется вслушаться наедине - чтобы случайный кашель или скрип не разрушал этот идеально-прекрасный мир, созданный искусством выдающихся артистов. Также в рубрике:
|