Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7519) 2 - 15 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЗураб - нарушитель спокойствияВыставка Церетели в Манеже Мария ЧЕГОДАЕВА
В Центральном выставочном зале в Москве открылась выставка Зураба Церетели - художника и общественного деятеля, чье имя в последние десятилетия у всех на слуху, а творчество далеко не так известно, как оно того заслуживает. Ознакомиться с работами Церетели не составляло труда: несколько лет назад прошла его выставка в Малом Манеже; его живопись, скульптура, эмали, рисунки щедро представлены в галерее на Пречистенке. И все же только сейчас Москва может увидеть искусство Церетели в достаточно полном объеме, понять, какое место занимает оно в современном мире. Искусство - всегда автопортрет своего времени, своего народа; зримое воплощение идеалов, вкусов, мировосприятия той или иной категории общества. Какое же мировосприятие отражает искусство Зураба Церетели? Поистине апокалиптический ХХ век и так страшно начавшийся ХХI породили - следует честно сказать - три направления в мироощущении людей, отразившиеся в современном искусстве. Неизбывная тревога, панический страх, угроза неминуемой катастрофы, будь то очередной террористический акт или вырвавшиеся на волю природные стихии, создали и у значительной части общества, и у искусства психологию "пира во время чумы", состояние патологического страха смерти, ожидания конца всего сущего. Подобно тому, как оставшиеся ночью без мамы детишки заглушают страх, рассказывая друг другу "страшилки" про вампиров и привидения, художники, писатели, кинематографисты стращают читателей и зрителей, наводняя экраны телевизоров, книжные прилавки, пространство выставок "чернухой" и "порнухой", патологией, сексуальными извращениями, культом ненависти и убийств. Предрекая конец цивилизации, глумятся над общечеловеческими ценностями, над всем, что было испокон веков святым для миллионов людей, - такими понятиями, как вера в Бога, чистая любовь, милосердие, гуманность, высокое искусство, великие имена... Вторым, противоположным психологическим состоянием общества, захватывающим все большее число современных людей, предстает то, что с убийственной иронией обозначил Владимир Маяковский известной репликой в "Бане": "Сделайте нам красиво!" Не хотим ничего знать! Скройте от нас жестокую реальность настоящего под сентиментальными легендами о прекрасном прошлом! Дайте нам старомодное, приятное, розово-голубое "ретро" - сделанные с помощью компьютера умильные пейзажики с березками, сладкие натюрморты, шикарные портреты эстрадных и кинозвезд". "Пленники красоты" - название, данное сотрудниками ГТГ выставке старого салонного искусства, вызвавшей восторг у массы зрителей, - исчерпывающее определение этого психологического феномена. И есть искусство, не закрывающее глаза на жестокую правду современной жизни, не боящееся этой правды; не пасующее перед Злом и не прячущее от Зла голову в песок; противостоящее культу смерти и разрушения. Именно к этой категории принадлежит творчество Зураба Церетели. Может нравиться или не нравиться то или иное его произведение - нельзя отрицать того, что художник всеми средствами своего искусства с глубокой болью откликается на все, что сотрясает современный мир, - на трагедии Нью-Йорка и Беслана, ужасы Холокоста и ГУЛАГа, дикие разрушения, причиненные цунами. Верит: искусство способно спасти мир, пробудить "чувства добрые", остановить катастрофическое распространение СПИДа. Зураб Церетели любит людей такими, каковы они есть, рисует их в своих бесчисленных альбомах, воспроизводит их черты в живописи и скульптуре - без приукрашивания и без высокомерного глумления, - иногда чуть-чуть утрированно, но всегда с большой добротой, нередко с острой нотой драматизма. Он окружает себя дорогими, интересными ему образами, представляет их нам, зрителям, во множестве живописных портретов, рельефов, статуй. Прекрасные, трагические фигуры Анны Ахматовой и Иосифа Бродского; близкие сердцу Церетели типы старого Тбилиси - ремесленники, торговцы, уличные музыканты; привлекшие внимание художника и вызвавшие отклик в его сердце грозные и прекрасные испанские тореро; два маленьких еврея в старомодных лапсердаках - все они живут в его мастерской, в его галерее на Пречистенке, ныне как хозяева встречают гостей в Манеже. Церетели - человек интернационального склада и в то же время истинный патриот, нежно любящий свой народ, свою многострадальную, потерянную и прекрасную Грузию. С отличным профессиональным знанием доносит до нас в своих эмалях, декоративных скульптурах, монументальных работах все богатство народного грузинского искусства чеканки и вышивки, стилистику книжных миниатюр, особенности грузинского христианского искусства; откровенно демонстрирует свою сыновью преданность Пиросманишвили. Но при этом не скрывает восторженного преклонения перед Матиссом, Ван Гогом, Пикассо, перед нашим Александром Тышлером, перед русской культурой, для которой сегодня делает столь многое, открывая один за другим три художественных музея в Москве, реанимируя Академию художеств, возрождая и создавая заново по всей России художественные школы, институты... Но, будучи общественным деятелем большого масштаба - президентом Российской академии художеств, теперь вот и членом Общественной палаты, - он, художник прежде всего, способен как ребенок радоваться ослепительному солнцу подсолнухов в вазе у себя на столе, звонкой игре цвета в каждом из сотен букетов, шпалерами устилающих стены его мастерской, "вкусной" сочности выдавленных из тюбика масляных красок у себя на палитре. Безудержно щедрый мир искусства Зураба Церетели, слепящий глаза изобилием материалов, форм, пластических решений, часто парадоксальных; переполняющий слух звоном колоколов храма Георгия Победоносца на Поклонной горе с иконами-рельефами Церетели, надрывным стоном бухенвальдского набата его "Трагедии народов" и "Холокоста", многоголосием грузинского пения его портретов и маленьких скульптур, может восхитить, может для кого-то оказаться неприемлемым - чего он, безусловно, не может, так это оставить равнодушным. Искусство Церетели подчас кого-то раздражает; некоторым москвичам мешает спокойно спать его буйный огромный Петр, дерзко вторгшийся в унылую панораму фабрики "Красный Октябрь" и "Дома на набережной" и столь не похожий на сотни безликих и бездарных, но привычно-стандартных и никого не волнующих памятников всего мира. Но, быть может, главная сила творчества Церетели именно в том, что оно врывается в жизнь городов и стран, будоражит, беспокоит, взывает к нам, усталым, напуганным, безразличным: "Люди! Не так все плохо! Живите всей полнотой жизни, радуйтесь солнцу и цветам, экспериментируйте, пробуйте себя во всех областях своей профессии; откликайтесь на все происходящее в мире с любовью и состраданием, горячим желанием помочь, исправить, предостеречь, уберечь то прекрасное, что еще есть, еще не исчезло с лица Земли и так нуждается в нашей защите!" Да, он таков - "нарушитель спокойствия" Зураб Церетели. И помогай ему Бог. Также в рубрике:
|