Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7519) 2 - 15 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНелюбовный треугольникРоскультура подводит итоги 2005 года КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААнна МАРТОВИЦКАЯ В конце зимы федеральные органы культуры традиционно подводят итоги ушедшего года. 26 февраля в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии состоялось заседание коллегии, на котором вспомнили наиболее громкие культурные акции 2005-го и утвердили план работы на 2006 год. Заседание это было плановым - его перед итоговой коллегией Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ обязано провести каждое из подведомственных агентств. Пожалуй, эту коллегию ото всех остальных отличало только присутствие высокопоставленных чиновников, которые обычно заседания в Роскультуре игнорируют. На этот раз в агентство пришли и председатель Комитета по культуре города Москвы Сергей Худяков, и директор Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования аппарата Правительства РФ Денис Молчанов, и первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ Леонид Надиров. Возможно, поэтому на коллегии царил дух более официальный, чем обычно. Заместитель руководителя Роскультуры Александр Голутва, открывая заседание, даже строго предупредил собравшихся: "Выкриков с мест не позволим". Основной доклад делал, естественно, Михаил Швыдкой. Вместо положенных двадцати минут руководитель агентства говорил почти час, не скупясь на комплименты проделанной работе и подробно останавливаясь на проблемах отрасли. И хотя формально Швыдкой отчитывался за 2005 год, на самом деле его выступление стало подведением итогов двухлетнего существования Роскультуры. В марте этого года административная реформа действительно отметит свой второй день рождения: возможно, для ряда отраслей она и стала панацеей, но культуре принесла очень много проблем. "Что уж скрывать, два этих года ушли на притирку. Процесс трудный и болезненный, поскольку мы все время невольно залезаем в компетенции друг друга, - признался Михаил Швыдкой. - И все же этот странный треугольник - аппарат Правительства РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и наше агентство - позволил удержать отрасль на плаву, обеспечить дееспособность федеральных учреждений культуры". От геометрии Швыдкой не забыл перейти к лирике, пошутив, что в получившемся треугольнике любви, конечно, маловато, но терпимость есть. "Конструкция эта не жизненна, но вполне работоспособна. Правда, требует в три раза больше усилий, чем раньше", - резюмировал он. О главных успехах Роскультуры в 2005 году руководитель агентства нашей газете рассказывал уже не раз: юбилей Победы, 1000-летие Казани и 100-летие со дня рождения Михаила Шолохова отметили на очень достойном уровне, Новосибирский театр оперы и балета после реконструкции открыли, грандиозный анимационный проект "Гора самоцветов" выпустили. События уже нынешнего года в этот отчет внесли свои коррективы: говоря о 60-летии Победы, Михаил Швыдкой больше всего радовался тому, что Музей на Поклонной горе был своевременно реконструирован. "В нем еще многое можно доделывать, но главное, что вариант Басманного рынка в нем теперь невозможен". Обрушение кровли здания, построенного всего 30 лет назад, стало поводом и для проведения внеплановых проверок во всех федеральных учреждениях культуры. Швыдкой обязал всех руководителей в двухнедельный срок обследовать конструкции своих зданий. В первую очередь это относится, конечно же, к циркам. Еще одно достижение 2005 года - рывок российского кино. Отрадно не столько то, что отечественный кинопродукт обеспечил своим создателям солидную кассу, но и то, что в репертуарах кинотеатров нового поколения он занимает теперь далеко не последнее место. В 2005 году российские фильмы составляли 18 процентов от общего репертуара, тогда как еще в 2002-м эта цифра была равна всего 3 процентам! Однако 2006-й, по мнению Швыдкого, таким же радужным для отечественного кино уже не будет. Дело в том, что на российский рынок приходят американские кинопроизводители. И если когда-то мы очень уповали на заокеанский капитал, то теперь опасаемся за качество русского кино, скроенного по американским лекалам. "Нужно искать механизмы для сохранения конкурентоспособности полностью национальных фильмов", - обрисовал задачу на ближайшее будущее руководитель Роскультуры. Позже в своем выступлении его поддержал известный продюсер Игорь Толстунов. В течение всего 2005 года Роскультура предпринимала титанические усилия по сохранению сети художественных училищ и вузов. "Обороняться пришлось в том числе и от Болонского процесса, - сказал Михаил Швыдкой. - Но главное, мы сохранили объем приема в творческие вузы". Однако поддержка высшего учебного звена практически не имеет смысла без поддержки среднего звена, но тут Роскультура уже бессильна - с 2005 года влияние агентства на региональные учреждения законом запрещена. "Влиять на ситуацию мы можем только опосредованно. Сейчас, например, ведем дискуссию с руководством Московской области, где из 7 художественных средних специальных учебных заведений собираются закрыть 6. Аргументом в пользу этого решения область считает тот факт, что большинство учащихся - жители других субъектов Федерации". Аналогичные переговоры ведутся и с рядом других регионов РФ - по словам Михаила Швыдкого, "среднее звено требует уже даже не настройки, а перестройки". 122-й и 131-й федеральные законы уже стали классическим примером того, насколько мало законотворческая власть учитывает специфику отрасли культуры. Теперь к этому скорбному списку добавился и Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Он, в частности, предусматривает, что любое выделение средств объемом больше 60 тысяч рублей отныне требует проведения тендера или конкурса. Применительно к культуре это грозит обернуться полнейшим фарсом: МХТ должен будет проводить конкурс среди других театров на постановку на своей сцене спектакля Олега Табакова, а Эльдар Рязанов - доказывать, что он лучше других режиссеров снимет фильм по своему сценарию. Еще один показательный пример привел на коллегии сам Михаил Швыдкой: "Я вот выделил деньги на празднование 200-летия Музеев Московского Кремля, а тендер на то, кто этот юбилей лучше отметит - Кремль или Третьяковская галерея, - не проводил. Теперь ко мне в любой момент может прийти Счетная палата". В общем, к традиционным планам Роскультуры на предстоящий год (развитие кино, поддержка объектов наследия, модернизация сети библиотек, проведение фестивалей) теперь добавится бессмысленная бюрократическая волокита по объявлению конкурсов и последующему признанию их недействительными. Многие учреждения культуры уже столкнулись с последствиями вступления в силу нового закона. Так, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин пожаловался на то, что торжества, посвященные 250-летию русского репертуарного театра, утверждены без сметы и это, мягко говоря, обессмысливает работу по их подготовке. А директор Государственного политехнического музея Гурген Григорян, которому всегда свойственен рациональный подход ко всем проблемам, подсчитал, что на оформление одного конкурса у него уйдет 40 килограммов бумаги. "Да, жизнь стимулирует к творчеству", - пошутил на это Швыдкой и пообещал, что в Министерство экономического развития и торговли РФ будет направлено еще одно письмо с просьбой разработать подзаконные акты, учитывающие интересы культуры. Правда, будет ли от этого толк, вопрос открытый. Вообще, за два года стало особенно очевидно, что в искусстве лоббирования или защиты интересов отечественной культуры ее руководители не много преуспели... Также в рубрике:
|