Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7519) 2 - 15 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраГазета - чудо света..."Желтые страницы" галереи "Ковчег" Елена ТИТАРЕНКО
Часто ли мы читаем газеты? Ответ двоякий: и да, и нет. В моем случае это чтение чаще всего без бумаги - через Интернет, а то и по радио перескажут острую публикацию. Но чтобы подойти к киоску и накупить ворох свежих газет... Нет, увольте! Пожалуй, новости устареют, пока дойдешь от начала до конца. Не говоря уж о проблеме, какую из газет выбрать - вон их теперь сколько; лучше уж зайду на "Яндекс" и введу запрос по теме... Вот и встает вопрос ребром - что такое газета: век нынешний иль век минувший? Иными словами, не превратилось ли это мощное некогда оружие в нечто устаревшее, отдающее архаикой, как булыжник в руках у шадровского пролетария? То ли дело было в 1930-х, когда Ксения Клементьева нарисовала композицию "Читают", а "Письмоносец", запечатленный Дмитрием Митрохиным, был не просто типаж своего времени, но и человек, чьего прихода ждали с нетерпением! И даже в 1960-е, когда Герман Черемушкин изобразил бесконечную, закрученную спиралью под небеса "Очередь за новостями"... И эти трое не самых именитых из мастеров культуры, и множество других от классиков, перешагнувших рубеж собственного столетия, до молодых "актуалов" присутствуют в залах галереи "Ковчег". Так что не подумайте, завидев название выставки - "Желтые страницы", будто речь идет о бульварной прессе! Страницы, фигурирующие в "Ковчеге", пожелтели от времени. И задержаться возле них стоит подольше. Где еще вам попадется на глаза "Искра" № 1 (декабрь 1900-го) или "Газета футуристов" от 15 марта 1918 года? Поясню - это первый и единственный ее номер, тиражом 15 тысяч экземпляров выпущенный под редакцией В.Каменского, Д.Бурлюка и В.Маяковского. А вот, всего через 12 лет (но пора надежд безвозвратна!), газета "Владимир Маяковский": она вышла через 10 дней после самоубийства поэта, и надо ли объяснять, что это раритет из раритетов? Надо просто прочесть весь желтый лист, хотя велик риск задохнуться тем воздухом, который доносит до нас этот экспонат Госмузея В.В.Маяковского. Кураторы проекта на славу потрудились, выискивая в музеях и архивах старые газеты, отражающие историю страны, и произведения искусства, так или иначе включившие газету в свою структуру. Не уверена, что весь ХХ век удалось охватить, неизбежны лакуны, но портрет столетия получился выразительный, пусть эскизный.
Уж сколько раз в последнее десятилетие пытались подводить итоги ХХ века! Но еще не было выставки, где газеты вышли бы в герои. Встретишь их там и сям, но как художественный материал или предмет философского осмысления - исключительно редко. Эпизодически и в "Ковчеге" возникает персонаж, погруженный в чтение (безымянный рабочий, нэпман или сам великий Ленин), но не всегда различишь заголовок - чаще лишь листы белеют в руках или на стендах; газета - элемент натюрморта тоже не обязательно несет смысловую нагрузку, хотя порой служит знаковой приметой эпохи. Интересно, когда в смешении этих эпох слышен неясный "шум времени", этакая странная музыка ХХ столетия... Наименования газет сегодняшних, нам до боли знакомые, - в той главе выставки, где речь идет о недавних событиях. И у входа в этот раздел застыли стражи - огромные головы персонажей прошлого от Д.Митлянского: в новую эпоху без опаски можно пустить газету с портретами вождей хоть на объект, хоть на коллаж, а можно и взять вместо чистой бумаги. Правда, уже в пейзажах 1950-х годов "Осень" и "Отражение в озере" Б.Чернышев обыграл фактуру газетных листов столь тонко, что фактически задал новое измерение - возможно, открывая путь огромному числу коллег. Вводя газету в свои работы, они стремятся не зафиксировать свои верноподданнические настроения, как сталинский академик В.Серов (не путать с классиком Серебряного века!), а выразить время чисто пластическим способом. Еще с начала ХХ века шли чередой коллажи, где газета - материал не хуже прочих, но наши современники вроде Ю.Аввакумова или Н.Заровной сумели привнести в классический жанр совершенно новые акценты.
Так и переходишь из зала в зал, то пробегая старые публикации, то дивясь фантазии художников. В своем новом проекте популярные в столице галеристы, давно замеченные в пристрастии ко всякого рода "жизненным" темам, будь то еда или курение, всесторонне исследуют газету - явление привычное и обыденное. Но в неординарном контексте - в связи с изобразительным искусством ХХ века. А значит, нельзя не задуматься о том, как художники эксплуатировали мотив "человек с газетой", кстати, по меркам истории совсем недавний: газета как таковая увидела свет лишь в 1631 году. Да и вообразить ее атрибутом академической живописи никак невозможно, хотя XIX век сохранил для нас "читателей газет" и от русских романтиков, и от импрессионистов. А подчас именно на страницах газет появлялись рисунки, которым было суждено войти в "золотой фонд", как работам художников группы "Тринадцать" или Гарифа Басырова. Однако больше будоражит на выставке иное "послание" - про двойственную природу печатного слова, застывшего на бумаге, и самой этой бумаги с типографскими буквами, сброшюрованной и сложенной вдвое или вчетверо... Как всем давно известно, живет газета один день - ровно столько, сколько волнуют нас принесенные ею известия. Максимум три-четыре дня, если это еженедельник с "долгоиграющими" текстами. А дальше, если все это не пустят на растопку-оклейку-обертку, не отправят прямиком в урну с мусором, начинается самое интересное. Буквально на глазах, пропорционально тому как желтеют ее страницы, газета превращается... в раритет. В документ. В "молчаливого свидетеля истории". В архивную единицу. И даже, если особенно повезет, в артефакт. Был бы рядом художник, чья рука может из всего на свете, даже если это практически ничто, никакой ценности не представляющее, сотворить "нетленку". Двойственная природа газеты проецируется и в концепцию выставки. Галерея сделала попытку, довольно успешную, соединить две почти несовместимые субстанции - временное и вечное, сиюминутное и постоянное, Искусство и столь нехудожественное, а временами даже антихудожественное явление, как газета. Коня и трепетную лань... Что греха таить, тематические проекты, до которых "Ковчег" весьма охоч, не всегда выдерживают уровень. Не исключение и этот - кое-кто из художников просто дал, "что в доме было", или выполнил заказ, не слишком соответствуя общему уровню и поставленной задаче. К счастью, порой и в домашних закромах лежат настоящие клады. Тому пример - вклад в выставку семейства Голицыных: в их великолепной коллекции есть и зарисовки скульптора Ивана Ефимова и его жены, Нины Симонович-Ефимовой, даже их дальнего родственника Валентина Серова, и сказочные фигуры для театра теней, который Ефимовы делали с 1919 по 1930-е годы, а есть и работы совсем недавние. Оттуда же, из "Дома Фаворского" в Новогиреево, где, сохраняя наследие И.Ефимова и Н.Симонович, и ныне живут художники, происходит самый старый экспонат выставки - распахнутый сундук, обклеенный изнутри страницами "Московской иллюстрированной газетки" за 1890 год. Их этих газет Иван Голицын вырезал изящные силуэты - портреты своих домашних и прадеда, Ивана Ефимова, "Автопортрет с тенью на лбу". Подвешенные на тонких нитях, они отбрасывают тень на стену - она-то и есть главное "произведение". Эфемерность его как нельзя лучше выражает сущность газеты - своего рода культурного парадокса, соединившего вечность и миг. Попала в поле зрения кураторов и наша газета - "Культура", сменившая не одно название. Разумеется, из песни слова не выкинешь: и ей приходилось служить на долгом своем веку официозу и разносить безрадостные вести, - но приятнее видеть ее в ином качестве. Например, как бумажную основу для размашистого, свободного пейзажа Иллариона Голицына. Также в рубрике:
|