Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7534) 22 - 28 июня 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЛицом к востокуКитайская терракотовая армия в Историческом музее ВЫСТАВКАЕлена ШИРОЯН
Исторический музей не только хранит раритеты всех времен и не одной сотни народов, населявших великую и многострадальную Российскую, а затем советскую империю, но и время от времени устраивает масштабные показы наследия былых эпох в иных державах. Последние годы убедили, что лучше всего ГИМу удаются археологические выставки, особенно с участием зарубежных партнеров или отечественных музеев-грандов вроде Эрмитажа. Трудно забыть мегапроект "Золотые олени Евразии", объездивший полмира, а московской публике предъявленный именно на Красной площади. Руку ему протягивает - теперь уже из истории, пусть и недалекой, - чисто гимовская выставка "Конь и всадник". И скакуны, и отважные наездники явлены вновь в экспозиции, которая заставила вспомнить "Мир этрусков" - еще один из недавних хитов, правда, в музее Пушкинском. Никак не вина хранителей и кураторов, что все эти манифестации прежнего великолепия связаны с миром мрачным - загробным: замечательные экспонаты найдены исключительно в захоронениях. У многих народов были на удивление схожие представления о том, что ждет нас за чертой зримой реальности, равно как о том, что следует взять с собой в путешествие, из которого, увы, возвращаются лишь в разнообразных, но опять-таки сводимых к общему знаменателю верованиях, - в этом убеждает новая выставка в Историческом. Прибывшая из экзотической, по нашим меркам, отдаленной страны - Китая. Заметим, едва ли не полвека он не привозил в Россию свидетельства своей истории, о которых ходят легенды, - зато первый после долгого перерыва привет музейщиков из КНР связан с археологической сенсацией ХХ столетия. По меньшей мере до зимы за сохранность коллекции, заключенной в стенах замка в неорусском стиле, можно не беспокоиться: он поступил под опеку терракотовых воинов, некогда охранявших могилу самого могущественного из императоров Китая. Цинь Шихуанди был в этом ряду первым - покорив все царства Древнего Китая, он создал империю в 221 году до н.э., всего на столетие отстав от Александра Македонского, отголоски чьей славы, безусловно, докатились и до Поднебесной. Кротостью нрава этот правитель-воин не отличался ни в конце жизни, когда чуть не унес за собой в могилу полчища своих солдат, ни в нежном возрасте, когда не остановился в планах захвата власти даже перед собственной матерью. Князь Ин Чжэн воссел на трон отца, правителя государства Цинь, еще в 12 лет, колоссальные владения - от Восточно-Китайского моря до предгорий Гималаев - завоевал, а от потомков получил прозвище "самый известный и самый проклинаемый" среди властителей Китая. Реформы армии и госуправления, письменности, денежной системы, мер длины и веса, приказ построить Великую Китайскую стену - все это произошло в его правление. Гробница его все еще не раскрыта археологами, хотя ее масштабы уже поразили воображение просчитавших вероятное зрелище ученых. Подсказку дали воины, стоявшие в карауле на подступах к Подземному дворцу, где покоится человек, вошедший в историю под именем Цинь Шихуанди: к титулу хуанди - "божественный правитель" - он добавил слово "ши" - первый. Говорят, трогать могилу императора боятся - так велик и ужасен даже через две тысячи лет ее обладатель. Есть поверье: стоит потревожить гробницу Цинь Шихуанди, как его войско оживет, дабы покарать святотатцев. Есть и более рациональный довод: Китай объявил сорокалетний мораторий на вскрытие главного захоронения, ожидая усовершенствования археологических технологий. По расчетам Госдепартамента сохранения культурного наследия КНР, общая продолжительность раскопок усыпальницы составит двести лет. А началось все в 1974 году с того, что крестьяне, копавшие колодец в окрестностях города Сиань, наткнулись на обломки терракотовых фигур воинов в полной боевой амуниции. Подоспевшие археологи обнаружили статуи воинов, вооруженных луками, арбалетами, мечами, а рядом - колесницы, запряженные четверками лошадей. Две тысячи ратников, пеших и конных, рядовых и офицеров, уже извлечены из земли, всего же в грандиозном погребальном комплексе могло находиться около восьми тысяч фигур воинов и лошадей. Раскопки гробницы Цинь Шихуанди в 1987 году включены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного значения. Еще есть легенда, что вместе с правителем традиция предписывала похоронить четыре тысячи молодых воинов; едва ли не чудом советник убедил императора заменить солдат живых их alter ego из глины. Именно потому, что вся грозная армия должна была последовать за главнокомандующим, скульпторы придали бойцам черты их двойников из плоти и крови. Сегодня мы видим разные лица и покрой одежды, но общий для всех сероватый цвет. На деле же фигуры, вылепленные чуть больше натуральной величины, были полихромными, яркие краски стерло время. Единой осталась их поза предстояния - в рост, с оружием в руках, лицом к востоку, куда совершались походы. Возводить усыпальницу начали еще в момент, когда Ин Чжэн достиг лишь 13 лет от роду, но и через 36 лет, когда подошел к концу его земной срок, сооружение не было завершено. Летописцы утверждают, что в роскоши это строение могло соперничать с гробницами фараонов Египта: на полу - карта империи, по которой миниатюрные реки из ртути благодаря хитроумным механизмам текли в океан, на потолке - золоченый с серебром небесный свод. Чтобы грабители не унесли драгоценности, оружие, модели дворцов властителя и еще горы сокровищ, против входов установили арбалеты, готовые поразить стрелой каждого входящего в склеп. Правда, откуда такие сведения, не совсем ясно, ведь строителей убили по окончании отделки гробницы, чтобы ее тайны никто не узнал... Таинственный мир Подземного дворца воссоздан в двух небольших залах ГИМа, у которого не нашлось помещения побольше, а потому Музей терракотовой армии города Сиань привез выставку в усеченном варианте. Но даже в таком варианте страховка стоит 34 миллиона долларов! Говорят, нам повезло: обычно туристы видят терракотовых воинов сверху, бродя над раскопом, который просто накрыли громадным стеклянным куполом, - мы же смотрим на них лицом к лицу. Посетившие аналоги этой выставки в странах Азии, Европы и Западного полушария 6 миллионов зрителей обычно видят рядом с глиняными воителями их многочисленные копии, нам же предъявлены только подлинники. Умножению армии служат бесчисленные затемненные зеркала в витринах. Бонусом к десяти фигурам воинов, двум лошадиным, фигуре всадника и колеснице (они составили ядро экспозиции) стали прочие археологические находки, в том числе из более позднего захоронения Цзинь Ди - четвертого императора династии Хань. Фигуры воинов и знати для могилы этого властителя сделаны уже не в натуральную величину, а уменьшены примерно до 60 сантиметров высоты. Зато Цзинь Ди питал пристрастие к фауне: в его могиле оказались огромные стада домашней птицы, собак, коров, свиней - более 20 тысяч глиняных фигурок, доставленных по одному экземпляру и к нам. Намного старше эпоха Чжоу (8 - 3 века до н.э.) - из нее происходят оружие, монеты, вазы и украшения из бронзы, сосуд в виде головки чеснока, традиционные сосуды-треножники. Удивительные модели храмов и домов из терракоты опять-таки заставляют вспомнить находки из гробниц этрусков, а сосуды квадратной формы с пышным орнаментом, специально изготовлявшиеся для китайских усыпальниц, вполне уникальны. Вотивные предметы и осколки древнего быта способны удивить как изысканностью выполнения, так и тщанием реставраторов, склеивших иные экспонаты из десятков обломков. Рисковые китайцы не боятся возить их по свету, явно уповая на мастерство упаковщиков... Но более всего запомнится особое сакральное пространство, которое дизайнеры умудрились воспроизвести в затемненном отрезке основной экспозиции ГИМа, прямо под недреманным оком мозаичного Христа Вседержителя на сводчатом потолке. Также в рубрике:
|