Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7540) 3 - 9 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительКлюквенный сок российской истории"Столыпин" на НТВ СЕРИАЛИван СВИБЛОВ
...А может, они издеваются над нами? Смеются в кулачок, представляя свой продукт - дневной сериал "Столыпин. Невыученные уроки". Иначе как глумлением - над переломным этапом истории российской, над "историческим кино", над зрителями - это и не назовешь. Ведь вроде приличных и опытных людей собрали под своей крышей "Кинокомпания "ДомФильм" и ООО "Студия "Кинопитер" для работы над образом Столыпина, пожалуй, самым противоречивым историческим персонажем XX века. Автор - сам Эдуард Володарский, творец сценариев к лучшим фильмам Германа - "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", можно сказать, один из старейшин литературного цеха страны. Композитор - покойный Андрей Петров, один из музыкальных законодателей российского кино. Художник-постановщик - Александр Загоскин, запомнившийся по картине "Бедный, бедный Павел", получивший за него "Золотого Орла". Да и продюсер Владимир Досталь - один из опытнейших организаторов сериального производства. И что вышло - гора родила даже не мышь, а неведому зверушку, помесь "исторического ликбеза для нищих духом" (духless) и пособия "как не надо снимать кино". Подобные резкие отзывы обусловлены несколькими причинами, лежащими в различных сферах и образующими совершенно несмотрибельный коктейль. Создатели фильма даже не удосужились пригласить грамотных консультантов, которые бы объяснили действующим лицам и исполнителям, что словечко "террористы" тогда было не в ходу, а молодежь, заливавшую мостовые своей и чужой кровью, именовали бомбистами или боевиками. Что в приличном трактире пропойцы не спали за столиками, их вежливо, но непреклонно выпроваживали половые. Что принятие решения Государственного совета не сопровождалось овацией, это вам не мягкая посадка чартерного рейса. А "императорская" хроника - это не гламурная "картинка" с великолепным цветоделением, снятая на дигитальном "Бетакаме", а прыгающая и краткая пленка, где из-за длины ее любой сюжет не превышал полуминуты. Впрочем, это погрешности художника и режиссера. И притом не самые страшные. Гораздо более дико выглядит, например, такая сцена - на пятачке 5 на 5 метров стоят с десяток уличных мальчишек в картузах, продающие газету и хором кричащие одну и ту же бессмысленную фразу. Не так уж сложно посмотреть, пусть даже в старых советских фильмах, как трудились малолетние продавцы газет. Или другая "великолепная" сцена - Азеф и Савинков сидят в немецкой ресторации и при официанте во весь голос рассуждают: и как они кого-то "завалили", и о том, как отец нынешнего Николашки, Александр III, говорил, "что у России всего два союзника...". Вы только вдумайтесь, что Савинков не знал, какой по счету Александр был отцом Николая II? И что это за конспираторы - неуловимый Савинков, которого и охранка, и ЧК по десять лет ловили, о делах своих скверных будет орать при всем честном народе, пусть даже и немецком? И это я перечислил лишь малую толику нелепостей в одной из серединных серий "Столыпина". Режиссура постановщика Юрия Кузина совершенно провальная - нарочитые, как будто картонажные сцены: эсеровское подполье - нелепые людишки, с криком радующиеся пришедшим шалым деньгам, изгнание Багрова-сына, будущего убийцы Столыпина, Багровым-отцом, примороженный последний император российский, с абсолютным безразличием произносящий фразу о том, что роду Романовых скоро придет конец. Не нужно же думать так плохо о зрителе - что он готов потреблять только развесистую клюкву и клюквенный сок. Такая же провальная работа проведена и с актерами - все власть имущие произносят свои реплики, как будто их уже придушили, а полиция, подпольщики и прочий простой люд орут во всю глотку, как оглашенные. Самое обидное, что не только в советско/российском кино, но и на телевидении уже накоплен неплохой опыт съемок фильмов "о былом". Например, "Гибель империи", солидная работа Владимира Хотиненко, у которого Ю.Кузин, кстати, изучал режиссерское мастерство. Я уже не говорю про многочисленные киноработы - желаете сделать мрачную драму - пожалуйста, ориентируйтесь в пространстве от "Юности Максима" Козинцева и Трауберга до "Агонии" Элема Климова; желаете гротеск - вот вам "Опасные гастроли" Георгия Юнгвальда-Хилькевича или "Интервенция" Геннадия Полоки. Даже для китча есть литературные источники - например, опус Валентина Пикуля о том же самом Столыпине. Образ "великого реформатора" также совершенно не раскрыт - какие-то фрагменты торчат во все стороны, - а ведь помимо "разрушения общины", "черты оседлости", "взорванной дачи" и "выстрела в театре", были еще и "столыпинский вагон", и "столыпинский галстук". Вероятно, из-за почти полной профнепригодности сериала (художнику иногда удавалась сделать "красиво") мудрое, хотя и циничное руководство НТВ поставило "Невыученные уроки" на самую малосмотрибельную позицию - в середине мертвого летнего телесезона, да еще в выходные в 14.00. Видимо, зная, что подобные "уроки" никто и никогда учить не будет, да и смотреть не станет. Также в рубрике: |