Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7540) 3 - 9 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Клюквенный сок российской истории

"Столыпин" на НТВ

СЕРИАЛ

Иван СВИБЛОВ


П.Столыпин знакомится с хуторским хозяйством недалеко от Москвы. Август, 1910 г.

...А может, они издеваются над нами? Смеются в кулачок, представляя свой продукт - дневной сериал "Столыпин. Невыученные уроки". Иначе как глумлением - над переломным этапом истории российской, над "историческим кино", над зрителями - это и не назовешь.

Ведь вроде приличных и опытных людей собрали под своей крышей "Кинокомпания "ДомФильм" и ООО "Студия "Кинопитер" для работы над образом Столыпина, пожалуй, самым противоречивым историческим персонажем XX века. Автор - сам Эдуард Володарский, творец сценариев к лучшим фильмам Германа - "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", можно сказать, один из старейшин литературного цеха страны. Композитор - покойный Андрей Петров, один из музыкальных законодателей российского кино. Художник-постановщик - Александр Загоскин, запомнившийся по картине "Бедный, бедный Павел", получивший за него "Золотого Орла". Да и продюсер Владимир Досталь - один из опытнейших организаторов сериального производства. И что вышло - гора родила даже не мышь, а неведому зверушку, помесь "исторического ликбеза для нищих духом" (духless) и пособия "как не надо снимать кино".

Подобные резкие отзывы обусловлены несколькими причинами, лежащими в различных сферах и образующими совершенно несмотрибельный коктейль.

Создатели фильма даже не удосужились пригласить грамотных консультантов, которые бы объяснили действующим лицам и исполнителям, что словечко "террористы" тогда было не в ходу, а молодежь, заливавшую мостовые своей и чужой кровью, именовали бомбистами или боевиками. Что в приличном трактире пропойцы не спали за столиками, их вежливо, но непреклонно выпроваживали половые. Что принятие решения Государственного совета не сопровождалось овацией, это вам не мягкая посадка чартерного рейса. А "императорская" хроника - это не гламурная "картинка" с великолепным цветоделением, снятая на дигитальном "Бетакаме", а прыгающая и краткая пленка, где из-за длины ее любой сюжет не превышал полуминуты.

Впрочем, это погрешности художника и режиссера. И притом не самые страшные. Гораздо более дико выглядит, например, такая сцена - на пятачке 5 на 5 метров стоят с десяток уличных мальчишек в картузах, продающие газету и хором кричащие одну и ту же бессмысленную фразу. Не так уж сложно посмотреть, пусть даже в старых советских фильмах, как трудились малолетние продавцы газет. Или другая "великолепная" сцена - Азеф и Савинков сидят в немецкой ресторации и при официанте во весь голос рассуждают: и как они кого-то "завалили", и о том, как отец нынешнего Николашки, Александр III, говорил, "что у России всего два союзника...". Вы только вдумайтесь, что Савинков не знал, какой по счету Александр был отцом Николая II? И что это за конспираторы - неуловимый Савинков, которого и охранка, и ЧК по десять лет ловили, о делах своих скверных будет орать при всем честном народе, пусть даже и немецком?

И это я перечислил лишь малую толику нелепостей в одной из серединных серий "Столыпина". Режиссура постановщика Юрия Кузина совершенно провальная - нарочитые, как будто картонажные сцены: эсеровское подполье - нелепые людишки, с криком радующиеся пришедшим шалым деньгам, изгнание Багрова-сына, будущего убийцы Столыпина, Багровым-отцом, примороженный последний император российский, с абсолютным безразличием произносящий фразу о том, что роду Романовых скоро придет конец. Не нужно же думать так плохо о зрителе - что он готов потреблять только развесистую клюкву и клюквенный сок.

Такая же провальная работа проведена и с актерами - все власть имущие произносят свои реплики, как будто их уже придушили, а полиция, подпольщики и прочий простой люд орут во всю глотку, как оглашенные. Самое обидное, что не только в советско/российском кино, но и на телевидении уже накоплен неплохой опыт съемок фильмов "о былом". Например, "Гибель империи", солидная работа Владимира Хотиненко, у которого Ю.Кузин, кстати, изучал режиссерское мастерство. Я уже не говорю про многочисленные киноработы - желаете сделать мрачную драму - пожалуйста, ориентируйтесь в пространстве от "Юности Максима" Козинцева и Трауберга до "Агонии" Элема Климова; желаете гротеск - вот вам "Опасные гастроли" Георгия Юнгвальда-Хилькевича или "Интервенция" Геннадия Полоки. Даже для китча есть литературные источники - например, опус Валентина Пикуля о том же самом Столыпине.

Образ "великого реформатора" также совершенно не раскрыт - какие-то фрагменты торчат во все стороны, - а ведь помимо "разрушения общины", "черты оседлости", "взорванной дачи" и "выстрела в театре", были еще и "столыпинский вагон", и "столыпинский галстук".

Вероятно, из-за почти полной профнепригодности сериала (художнику иногда удавалась сделать "красиво") мудрое, хотя и циничное руководство НТВ поставило "Невыученные уроки" на самую малосмотрибельную позицию - в середине мертвого летнего телесезона, да еще в выходные в 14.00. Видимо, зная, что подобные "уроки" никто и никогда учить не будет, да и смотреть не станет.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;