Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7540) 3 - 9 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ИЛЬДАР ГАЛЕЕВ: "Музеи диктуют моду, галеристы ее подхватывают"

Беседу вела Елена ТИТАРЕНКО


В.Кудряшев. "Охота". 1920-е гг.

Ландшафт художественной жизни России в последние годы так изменился, что уже невозможно не признать все более серьезной движущей силой частные галереи, порой соперничающие с государственными музеями. Устремления рядовых зрителей, привыкших ходить в музеи из бескорыстной любви к искусству, парадоксальным образом совпадают с потребностями акул арт-бизнеса, который требует все нового материала. Имена и коллекции - вот топливо, необходимое гигантской, сложно устроенной машине, которую обслуживает армия специалистов: музейные хранители, реставраторы, эксперты, антикварные дилеры... Все активнее выдвигается на первый план фигура галериста - зачастую он совмещает несколько профессий, от ученого-исследователя и составителя каталога до умелого куратора выставок и ловкого продавца картин, или маршана. В самом факте торговли произведениями искусства ничего зазорного нет, как бы это ни раздражало ревнителей прежней, советской системы, якобы свободной от отношений купли-продажи: в числе тех, кто выступал в роли посредника между покупателем и творцом, - такие исторические лица, как Ян Вермеер Делфтский... Последний, подобно Рембрандту, в годы успеха обладал всеми внешними признаками человека светского, даже щеголя, то же и нынче у галериста - модный костюм и прическа, а то и серьга в ухе; в таком облике бывает трудно распознать того, кто привык штудировать научную литературу и самозабвенно "рыть архивы"! Впрочем, все мы помним пушкинское "Быть можно дельным человеком...". Сотовый телефон и автомобиль - уже не предметы роскоши, а столь же неотъемлемые орудия труда, как компьютер с выходом в Интернет. А вот диплом искусствоведа прилагается не всегда - нередко обширные познания приобретаются упорным самообразованием, ну и опытом работы, разумеется... О результатах этого труда судим по выставкам, открывающим нам новые имена или в новом ракурсе преподносящим давно известные. За примерами ходить далеко не надо: из забвения вернулись Николай Загреков, Адольф Мильман и Лев Лапин, прошли музейные ретроспекции "русских парижан" Николая Тархова, Сержа Шаршуна и Маревны; этим летом Литературный музей открыл Николая Хрустачева - живописца Крыма, апологета Волошина... Вовсе не ставя задачу сравнивать уровень этих художников (не всегда они так же хороши, как грезилось, но "вживую" их творчество добавляет новых красок в картину русского искусства), хочу обратить внимание на сам феномен: в процессе "открытий" галеристы нагоняют, а подчас и подталкивают музеи. Правда, в оптимальном варианте два крыла арт-процесса, два источника формирования выставок - госмузеи и частная инициатива - соединяются в тесном и плодотворном сотрудничестве, всем миром ищут затонувший град Китеж - наследие отечественных художников. Именно нюансы этих взаимоотношений стали темой моей беседы со столичным галеристом Ильдаром ГАЛЕЕВЫМ. Разговор происходил на фоне выставки "Владимир Кудряшев (1902 - 1944). Рисунки скульптора" в "Галеев Галерее", до которой в Москве о творчестве В.В.Кудряшева знали только его родные, "узкие" специалисты да немногие посетители музея Архитектурного института. Эта экспозиция вновь расширила наше представление об истории искусства советского периода: ученик Н.Фешина, Д.Кардовского, И.Ефимова, Владимир Кудряшев не был "прописан" в каталогах, хотя на протяжении десятилетий его скульптуры, позже погибшие (бронза пошла на переплавку в начале войны), стояли в людных местах вроде парка в Сокольниках. Но в отличие от пластики, оставшейся лишь на фотоснимках, графическое наследие мастера продолжает жить в семье автора. Так, Пушкинская серия отразила не только договорную работу в юбилейном 1937 году над бюстом поэта, но и любопытный биографический факт: в начале 30-х, после женитьбы Кудряшева на Анне Вильям, находившийся с ней в родстве архитектор Александр Пастернак подарил скульптору ящики с пастелью, которые оставил, отъезжая за границу, художник Леонид Пастернак. Это подвигло Кудряшева на работу в новой для него технике пастели...

- Выставка доносит до нас тот уровень понимания графики самим автором, какой она должна быть. Но она делалась "в стол", не находила отклика в обществе. В том-то и состоит задача музейщиков, искусствоведов, коллекционеров, чтобы не следовать трафаретам, а делать тайное явным, невидимое - видимым. К сожалению, происходит это редко, но люди, наделенные энергией, темпераментом, пытливостью, доходят до сути, до немыслимых открытий, извлекая из небытия имена и несостоявшиеся ипостаси художников. Надо только не лениться ходить "в люди", в народ, общаться, искать...

    

- А как ведет себя народ? В том числе потомки художников, держатели бесценного наследия, какова их стратегия? Часто они жаждут показать свой материал, но музеи не всегда идут навстречу, хотя бы из-за отсутствия просвета в графике выставок...

- Думаю, сейчас обострена проблема наследия - не так-то много осталось невскрытого, а галереи, которые разрабатывают поле искусства 1920 - 30-х годов, наталкиваются на элементарную нехватку материала. Вероятно, из-за этого у нас и мало галерей, готовых заниматься старым искусством. Если сравнивать количество галерей Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Москвы, то Москва плетется в хвосте. На Западе четко распределены роли частных галеристов и музейных экспертов: они находятся в контакте, помогают друг другу. У нас пока такого нет, думаю, в силу заторможенности мышления: крупные музеи считают себя "олимпийцами", будучи заняты текущей работой, безусловно полезной и нужной. Но им не хватает энтузиазма и энергии на то, чтобы делать открытия, не говоря уж о нежелании помогать частным галеристам, на которых все и ложится: общение с людьми, которые владеют наследием, попытки найти способ уговорить их сделать тайное явным, организация выставки, которая должна стать событием. Сейчас уже нельзя просто повесить картинки на стену - нужна репрезентация собрания, нужен каталог с научным обоснованием ценности коллекции. Но арт-рынку нашему совсем немного лет, всего около 15 - что же сравнивать с итальянским или немецким, где эта традиция сотни лет не прерывалась. Несомненно, нынешняя негативная тенденция будет со временем ломаться. Пока же наш арт-рынок делится на три основные категории: антикварная живопись, или старые мастера, довоенный период (материал малочисленный в силу войн и катаклизмов истории), нонконформизм и соцреализм. С двумя последними помогли западные аукционы и музейные ретроспекции, а вот с 20 - 30-ми годами все еще хлипко: до сих пор не было серьезных, вроде выставки "Бубнового валета", показов искусства 1930-х годов. Скажем, Москва гордится ОСТом - где выставка ОСТа? Ленинград гордится "Кругом" - где выставка "Круга"? Их нет, хотя они назрели. Если бы они состоялись, это ускорило бы процесс освоения 30-х.

    

- Наверное, в этом случае активнее проявляли бы себя и наследники художников?

- Конечно! Здесь детонаторами выступают коллекционеры, но они смотрят на музеи: именно те диктуют моду, определяя, что наиболее актуально и ценно. И когда собиратели видят, что нечто, во-первых, достойно музейного показа, а во-вторых, дорого на аукционах, они решают приступить к поиску этих вещей.

    

- Обычно музей как бы стоит над схваткой - из госсобраний по закону ничего продать нельзя, но реально он-то и стимулирует рыночные процессы...

- А на деле происходит так: господин Х, частное лицо, набравшее коллекцию из 50 произведений живописи, приходит в музей и предлагает устроить выставку, чтобы поднять в цене свое собрание. Музейщики отвечают: мы предоставим помещение, вы заплатите за аренду и каталог, а мы музеефицируем ваше собрание, сделаем фактом художественной жизни... Не должно быть так! Это тот самый случай, когда музеи сидят на материале: весь круг имен, соль и перец эпохи - именно в музее. Негоже пиарить коллекцию г-на Х только потому, что он проплачивает каталог. Надеюсь, уровень осознания проблемы постепенно дорастет до того, что начнутся музейные показы, провоцируя дальнейший всплеск интереса к наследию той или иной эпохи. Однако многое зависит от личности энтузиастов, какие есть и в музеях. Или близких им, как Ольга Ройтенберг, чья книга недавно вышла, увы, посмертно: она не расставила все точки над "i", но сделала подобие реестра мастеров советского периода. Это очень важная работа, которой в принципе должны заниматься музейщики.

    

- Все это бесценная публикаторская работа, подобное делаете и вы. А где вы находите материал? И какими руководствуетесь критериями?

- Всегда это происходит случайно, но счастливцы такой случай находят. Если тебе не нужны ни Машков, ни Кончаловский - словом, ничего такого, что десять раз уже показано, сто раз прописано, то наследники сами тебя найдут. Я просматриваю массу портфелей, но останавливаюсь на каком-то проценте от этой массы, ведь нужно нечто нерядовое. И главное, незасвеченное. А в провинциальных музеях обязательно прошу показать мне фонд "н.х." - неизвестных художников. Однажды в музее Республики Марий Эл нашел редкий офорт Кандинского 1916 года, в Кирове среди "н.х." под инициалами "М.Д." обнаружились эскизы Добужинского. Надо просто заниматься поисками! А после публикации каталога, который я считаю для выставки обязательным, рынок обогащается новыми именами, что помогает работе музейных экспертов, а также исключает возможность фальсификации - когда неподписанные работы попадают в руки недобросовестному дилеру, они могут приобрести чужое "авторство"... Кроме того, "раскрутка" художника - маховик, влияющий и на цену, и на престиж имени: скажем, после выставки Н.Лапшина, чьи работы я нашел у потомков во Владивостоке, стоимость его рисунков поднялась с двухсот долларов до шести-семи тысяч за лист. Хочу подчеркнуть: в этих персональных экспозициях нет преференций рыночного характера в расчете на коллекционеров, готовых заплатить безумные деньги, - огромная радость, когда приходят студенты, делают копии...

    

- Можно ли сказать, что круг новых имен еще не исчерпан?

- Круг расширяется, хотя мы вряд ли откроем нового Малевича или Шагала - этого не будет. Эпоха героев и революций прошла. Однако "второй ряд" не менее интересен: великие только тогда великие, когда они знают, что за ними стоит паства, что их ученики подхватят знамя. Когда Фальк лежал в больнице, доживая последние месяцы, и Ева Павловна Левина-Розенгольц приносила ему свои рисунки, он говорил: теперь не страшно умирать.

    

- Вопрос на засыпку: зачем вообще люди собирают искусство? Конечно, не считая тех, кто просто вкладывает деньги...

- Покривлю душой, если скажу, что тут нет элемента честолюбия. В позитивном смысле: мало того, что ты хочешь быть на острие атаки, но и хочешь, чтобы люди вместе с тобой обрадовались твоим находкам. Хочешь подарить им радость открытия, пусть это звучит очень пафосно в наше жесткое, непафосное время. Есть и предощущение моды: хороший галерист должен уметь разглядеть то, что будет модным завтра. А вот следование моде - это уже деградация.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ФОТОГРАФИЯ

ЧЕМ МЫ ГОРДИМСЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;