Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7540) 3 - 9 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноДвадцать лет спустя"Многоточие" Андрея Эшпая Светлана ХОХРЯКОВА
Андрей Эшпай только-только закончил картину "Многоточие", которую и в Москве-то не показывали, не считая единственного просмотра на "Мосфильме" для съемочной группы и очень небольшого круга друзей-товарищей. 12 августа она будет представлена на Международном кинофестивале в Локарно в конкурсной программе. В тот самый день, когда состоялся просмотр на "Мосфильме", Эшпай провел последний съемочный день (остались только досъемки уже осенью) еще одной своей новой картины "Событие" по пьесе Набокова и практически с тем же актерским составом, который сформировался в процессе работы на многосерийной картиной "Дети Арбата". Сценарий "Многоточия" написан Эльгой Лындиной совместно с режиссером по повести Виктора Некрасова "Кира Георгиевна" и его рассказу "В высшей степени странная история". Это уже второе обращение Э.Лындиной к произведениям, многое в которых определяется годами репрессий. С Сергеем Урсуляком она работала в качестве сценариста над фильмом "Долгое прощание" по прозе Трифонова. Если перечитать Некрасова и сравнить с фильмом, можно, пожалуй, сказать, что у него все жестче и определеннее, все вещи названы своими именами, хотя ни в коей мере нельзя утверждать, что есть в его повести какой-то разоблачительный пафос. Обычная городская история о том, что стало с людьми двадцать лет спустя. У Некрасова совершенно определенно сказано, что одного из героев - Вадима - арестовали в 37-м. И его двадцатилетняя жена пострадала как член семьи врага народа, была изгнана из института, но из родного Киева в конце концов уехала, преуспела в Москве, стала известным скульптором, вышла замуж за профессора, который старше ее все на те же роковые двадцать лет. А все могло быть иначе, не отправь Вадим тогда Кире письмо со словами, что она может не считать себя его женой. Отпустил, хотя Кира отпускать не хотела. В картине Эшпая все вроде бы так, но все как-то осторожно, полунамеками, сразу и не поймешь, где пропадал герой (и это, видимо, принципиально). Вернувшись по прошествии двадцати лет к Кире Георгиевне, он занят оформлением каких-то документов (у Некрасова он оформлял реабилитационные дела). И нам, в сущности, не так важно, каких и где он был. Все переведено в иную, общечеловеческую плоскость. Такое могло произойти с кем угодно. Люди по каким-то причинам расстались, хоть и любили, а потом всю жизнь вспоминали о том, что потеряли, возможно, самое лучшее. Глядя на экран, сразу даже во времени не определишься - 50-е или 60-е. Лобовых примет нет. Могли быть и 70-е, кстати. События происходят в основном в мастерской или на даче, разве что некоторые городские детали отсылают к более конкретным временным координатам. Вот очередь за ситро, и крой одежды о чем-то говорит. События в фильме на самом деле происходят в 1961 году. Игорь Миркурбанов - ныне живущий в Израиле актер (интервью с ним было опубликовано в прошлом номере "Культуры") кому-то напомнил О.Меньшикова, причем об этом сходстве заговорили еще после фильма "Вдох-выдох" И.Дыховичного, где он совсем другой, даже внешне, нежели у Эшпая. А люди, знавшие Виктора Некрасова, заметили сходство актера с писателем. Действительно, есть фотографии Некрасова, где это сходство улавливается. Киру Георгиевну сыграла Евгения Симонова. Наконец-то она вновь стала появляться на экране в достойных ее таланта ролях после довольно серьезной паузы. Все в "Многоточии" построено вокруг Киры Георгиевны, весь фокус внимания сосредоточен на Евгении Симоновой, она тут королева. И живет ее героиня как королева. Еще достаточно молода, полна сил и энергии. Все у нее получается как-то легко, она не унывает ни при каких обстоятельствах. Рядом муж Николай Иванович - верный друг, тонкий, деликатный человек, понимающий, что у его молодой жены свой круг друзей и свои интересы. Роль эту блестяще сыграл Сергей Дрейден. Если идти по пути сравнения с первоисточником (очень сложно с этим бороться), то Эшпай сымпровизировал какие-то вещи в поведении и финальном появлении этого героя, сделал его более ярким и даже эффектным. У Некрасова все куда прозаичнее. Но это пример, тем не менее, бережного отношения к первооснове, помноженный на творческую фантазию при киноадаптации. Именно с героем Дрейдена связано включение в сценарий рассказа "В высшей степени странная история", напоминающего знаменитую историю о том, как мальчишка бесконечно смотрит фильм "Чапаев" в надежде, что Чапай выплывет, не утонет. А у Некрасова взрослый человек монтирует фильм "38 минут в Италии" и все время зацикливается на парне, который с восхищением смотрит вслед красивой девушке. Она уходит, а он ее так и не останавливает. И это для героя рассказа как наваждение. В "Многоточии" Николай Иванович бесконечно, до дыр засматривает аналогичный фильм, и точно так же все ждет, подойдет ли парень к той самой девушке. Вадим произносит вдруг монолог Вершинина из "Трех сестер" - Игорь Миркурбанов играл эту роль в театре - звучит абсолютно не пафосно, как тут было. А кто Чехова не знает, и не поймет, в чем дело. Кира Георгиевна окружена кучей молодежи, которая помогает ей, у нее - важное задание - создать скульптуру Ленина, гигантскую (у Некрасова - композицию "Юность" к сельскохозяйственной выставке, но это не суть важно). Тут же бывает Юрочка - двадцатилетний молодой человек, рабочей профессии, подрабатывающий натурщиком. Опять 20-летняя разница в возрасте. Он мог бы быть ее сыном. Евгений Цыганов, сыгравший роль Юрочки, страстно смотрит на Киру, которая ваяет его фигуру, вместе они вполне невинно проводят время за городом. Можно только догадываться об их взаимоотношениях, но в "Многоточии" все невинно, хотя у Некрасова все предельно ясно: они - любовники. Словом, все течет гладко, очень легко, такой уж Кира человек, умеет жить именно так. Если б не одно событие, после которого все полетело вверх тормашками. Как напишет Некрасов, "были вместе, расстались, и прошло двадцать лет, даже больше, за эти двадцать лет всего было столько, что не разберешься. И вот они опять вместе, и ей уже никто не нужен - ни Николай Иванович, ни Юрочка, никто..." Но все теперь непросто. У Вадима в Магадане - маленький сын и женщина (не жена), которая прошла с ним трудные годы. И эти годы для него, конечно же, мучительнее и значимее всех иных. А что Кира? В общем, мимолетная жена (не успели толком пожить вместе). Прошлое. Ясно, что после Вадима не было в жизни Киры любви, было что-то иное, иногда принимавшееся за любовь, хотя жизнь вполне сложилась в отличие, скажем, от жизни других женщин. В "Многоточии" много ярких женских работ, в основном это небольшие эпизодические роли. Для Чулпан Хаматовой специально была придумана роль журналистки из ГДР, которая приходит к Кире Георгиевне брать интервью. Собственно, у нее два появления на экране и две попытки поговорить с известным советским скульптором. Получилось невероятно блеклое существо с забранными в пучок волосами, куда более зашоренное, чем любой советский человек. Она со своими дурацкими вопросами оказывается в шумной толчее, где люди рыдают, спорят, смеются, - живут, а она выполняет задание. Интересно, что 50-летнюю, по Некрасову, сестру Вадима сыграла у Эшпая молодая Инга Оболдина, и это сразу же сместило акценты. Одно дело, когда Кире говорит, чтоб оставила Вадима в покое, 50-летняя сестра, у которой, говоря словами Некрасова, жизнь сложилась неинтересно, и совсем другое, когда девица, у которой все впереди, и сама Кира по сравнению с ней немолодая, но все еще никак не успокаивающаяся московская дама. После просмотра мы еще долго не уходили с "Мосфильма", толклись в разговорах в студии Андрея Эшпая, задавали вопросы Евгении Симоновой. Но это удивительное чувство, когда после премьеры хочется говорить, а не бежать вон, когда можно пожать руку режиссеру с благодарностью. Также в рубрике:
|