Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7547) 21 - 27 сентября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНаше навсегда"Неизвестный "Челюскин" на "Культуре" ПРОЕКТМаксим ГУРЕЕВ
Не так давно автор этих строк получил от разгневанного читателя газеты "Культура" письмо, в котором последний упрекал первого в навязчивом желании опорочить нашу славную историю (особенно последних семидесяти лет), а также в буквально параноидальном стремлении во всем увидеть вездесущий лубянский след. Ну что же, позиция, вполне узнаваемая и не то чтобы заслуживающая уважения, но, безусловно, требующая брать ее во внимание. Да, так думают очень многие соотечественники, тоскуя не столько по "сильной руке" и былом "порядке", сколько по собственной навсегда ушедшей молодости, когда и небо было выше, и воздух чище, и девушки красивей. А стало быть, пытаясь хоть сколько-нибудь здраво и реально смотреть на миф, всегда рискуешь вызвать массу претензий тех, кто точно знает, что "раньше было лучше". Что же касается до так называемой "КГБ-мании", то здесь дела обстоят значительно сложней и просто посетовать на излишнюю подозрительность и закомплексованность человека, не доверяющего рыцарям "плаща и кинжала", едва ли удастся. Подтверждением тому стал документальный сериал Льва Николаева на канале "Культура" "Секретные проекты". Следует напомнить, что ТРК "Цивилизация", которую возглавляет Л.Николаев, пожалуй, представляет собой единственного на сегодняшний день производителя интеллектуального аудиовизуального продукта и, что показательно, остается верным этому направлению телевидения многие годы. Более того, "научная тема", которую разрабатывают в "Цивилизации", традиционно является центральной, а следовательно, опыт по созданию программ именно этой тематики в компании накоплен немалый. Итак, в основу каждого фильма из "Секретных проектов" положен точно документированный и весьма изобретательно проиллюстрированный рассказ о том или ином великом достижении советской науки, которое по известным причинам не стало достоянием широкой мировой общественности, почив (и почивая по сей день!) под грифом совершенно секретно в соответствующих архивах и спецхранах. Тут возникает вопрос - а что же это за причины такие, по которым мы вошли в ХХI век исключительно как сырьевой гигант, по сути не имеющий своего конкурентоспособного на мировом рынке высокотехнологичного производства. Причины эти хорошо известны всем, даже тем, кто уверен в величии наших прежних достижений, - рабский труд за лагерную похлебку или просто за возможность остаться в живых, абсолютная несвобода какого-либо вида творчества (научного, художественного), а также жесточайший диктат государства в лице его карательных органов. Именно на эти самые карательные органы и была возложена задача по контролю над наиболее наукоемкими, а следовательно, стратегически важными научными проектами. Самым сенсационным в этом смысле стал фильм из цикла "Секретные проекты" "Неизвестный "Челюскин". Казалось бы, подробности героической полярной эпопеи Отто Юльевича Шмидта известны в этой стране всем - попадание "Челюскина", не являвшегося ледоколом, в ледовый плен, гибель корабля, спасение ученых и моряков советскими летчиками, важные научные результаты той легендарной экспедиции. Однако спустя почти восемьдесят лет, выяснилось, что все это лишь самая незначительная и, откровенно говоря, не самая важная часть той трагической истории. Итак, полярный проект Отто Шмидта курировал неутомимый товарищ Берия, и лишь благодаря его участию экспедиция вообще состоялась, потому как высокие партийные работники (В.Куйбышев в их числе) относились к затее именитого полярника с большим сомнением. "Пробив" экспедицию на самом верху, Лаврентий Павлович преследовал в первую очередь свои цели, а именно организовать бесперебойную доставку заключенных на Чукотку, где только что началась разработка оловянных рудников. Отто Шмидт подвернулся как нельзя кстати. Полярник был вынужден согласиться провести на Чукотку по Северному морскому пути лагерный транспорт "Пижма" в обмен на финансирование проекта (как бы мы сказали сейчас) силами НКВД. Таким образом, в экспедиции, известной всему миру как научная, принимали участие два корабля, один из которых перевозил зэков, а другой его сопровождал среди арктических льдов. Но дальше - больше. Оба судна, будучи неприспособленными к такого рода экстремальному плаванию, попадают в смертельный ледовый плен. И вот здесь начинается абсолютно немыслимая часть эпопеи, о которой не то что говорить, даже помыслить тогда было смертельно опасно. Зэки самовольно покидают гибнущую "Пижму" и принимают решение идти на Аляску по льду! Вот уж воистину сюжет, достойный эпического голливудского блокбастера. О происшедшем на "Пижме", разумеется, на "Челюскине" узнают, но вынуждены смириться с массовым побегом заключенных в Америку, потому как не располагают ни силами, ни возможностями его предотвратить. В Кремле же эта информация вызывает шок. Такого в Советской стране не было никогда, и единственное, что остается сделать руководству СССР - так это засекретить информацию о "Пижме", приравняв ее к государственной тайне и установив за ее разглашение высшую меру социальной защиты - расстрел. А что же наши беглецы? Они благополучно достигают Аляски и после многомесячных гуверовских проверок растворяются на просторах США. Впоследствии здесь будет создано "Общество бывших заключенных с парохода "Пижма", выступающее за подъем затонувшего транспорта, а также за придание этой немыслимой истории огласке. Конечно, можно возразить, что данный сюжет является почти фантастическим, исключительным. Да, пожалуй, исключительность здесь заключается лишь в том, что людям удалось избежать перспективы быть превращенными в "лагерную пыль". В остальном же все вполне узнаваемо и традиционно в своем роде, все наше навсегда - унижение ученого, дьявольский торг от Лаврентия Павловича, "предложение, от которого невозможно отказаться", гибель людей и, конечно же, гриф совершенно секретно. Интересно заметить, что не так давно на одном из центральных телевизионных каналов прошел документальный фильм, посвященный эпопее "Челюскина". Однако все его (фильма) участники говорили исключительно о научном подвиге полярников, о героизме летчиков-спасателей, что, безусловно, имело место быть, но при этом всячески отметали любые намеки на "Пижму", утверждая, что это лживый апокриф и "происки" эмигрантских изданий. Ну что же, такая вот точка зрения... В "Секретных проектах" нам предоставилась возможность ознакомиться и с другим взглядом на проблему, у которого, безусловно, будет много противников. Конечно, не принимать тут можно многое, но едва ли поспоришь с тем, что за столь любимое поэтом "наших планов громадье", по большей части бессмысленное и относящееся к разделу гигантомании, приходилось платить порой самую страшную цену. Оценщиками же в этой ситуации традиционно становились люди "в кожанах", абсолютно уверовавшие в свою избранность, в свое право вершить человеческие судьбы в соответствии с политической целесообразностью во имя "светлого будущего". И вот это будущее пришло. Светло ли в нем? А если и светло, то кому - вот в чем вопрос. Также в рубрике:
|