Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7550) 12 - 18 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Города, громады и герои

Третьяковка показывает разные грани сегодняшней скульптуры

Елена ШИРОЯН
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


На выставке

Не секрет, что скульптура как вид переживает тяжкие времена, если не кризис. С одной стороны, искусство это старо как мир и мало расположено к радикальным трансформациям, недаром конструктивизм и абстракционизм не очень прижились в пластике ХХ века. С другой - в наши дни художники не могут говорить прежним языком и беспрестанно ищут адекватных времени способов выражения. Как ни странно, в России, переживающей строительный бум, далеко не все догадываются оживить архитектуру пластикой. Памятники востребованы всегда, но не каждый становится достижением - прежде всего потому, что заказчики и организаторы конкурсов оказались почти в вакууме, ведь перед глазами нет широкого спектра образцов для сравнения. А скульптура - искусство трудоемкое и дорогостоящее... Наконец, зрители с натугой принимают условный, не склонный к нарративности язык истинной пластики, охотнее обращаясь к явно литературным сюжетам. И бегут по улицам, попросту не замечая немногих монументов, заведомо считая, что исполины и истуканы из бронзы и гранита олицетворяют не развитие эстетической мысли, а только госзаказ. Вот и остается скульптуре резервация мастерских, музеев, физически не способных показать много и сразу, да немногих галерей из числа самых рисковых.

Бороться с таким положением вещей пытаются и крупные музеи (одна лишь коллекция слепков Пушкинского, рассредоточенная по трем площадкам Москвы, - отличный учебный атлас), и отдельные авторы, способные держать удар. В этом ключе показателен пример Александра Бурганова - действительного члена Российской академии художеств, доктора искусствоведения, главы кафедры монументальной скульптуры в Строгановке (он - один из основателей строгановской школы архитектурно-декоративной пластики) и... неисправимого романтика. Год назад мы писали о том, как своей юбилейной выставкой он преобразил холодное, стерильное, агрессивно-бездушное пространство Манежа - жертвы пожара. Главное, что Бурганов сумел совладать не только с этой махиной, но и с засевшим в головах стереотипом: московский Манеж - это бесконечные перегородки и фальшстенки, на которых висят бесчисленные холсты. Выстроить экспозицию как подобие готического собора или улицы, вдоль которой рядами выстроились статуи, раньше никто не рисковал. Вероятно, народный художник России, лауреат Госпремии СССР и академик решил повторить опыт, но в еще более сложных условиях: в поле для эксперимента теперь превращено городское пространство. Правда, подобный жест, требующий смелости, не говоря уж о профессиональных навыках, у Бурганова уже был, но лишь за рубежом: на персональной выставке в центре Брюсселя, на Горе искусств, он выказал свою страсть "делать вещи для открытого неба". А в России, по крайней мере в Москве, еще не бывало авторской экспозиции прямо на улице. Теперь создан прецедент: с конца лета и вплоть до Нового года в пешеходной зоне у "старой" Третьяковки установлены монументальные скульптуры А.Н.Бурганова - не памятники конкретным людям, а вполне автономные композиции. Наиболее крупные и знаковые, отмеченные "фирменным" стилем скульптора, стоят напротив входа в музей, в чьем дворе по-прежнему красуется инсталляция из бамбука - приветствие от японского дизайнера. "Дом Бурганова поздравляет Третьяковскую галерею" (так названа развернутая на двух площадках экспозиция, с октября получившая продолжение на Крымском Валу) - еще одно приношение к юбилею ГТГ. Тема эта проговорена подробно: на подходе к галерее со стороны реки выстроились рядами гипсовые портреты великих русских художников, чьи работы хранятся в Третьяковке, от Андрея Рублева до Левитана и Коненкова. По сути, это вариация давно поселившихся по соседству, на станции метро "Третьяковская", бронзовых рельефов от Бурганова. Во главе шеренги - взирающая на Кремль Екатерина Великая, возможно, и не слишком похожая на оригинал. Но для скульптора важно не портретное сходство, а сама идея: зримо выразить свое кредо, облечь в визуально ясные формы давние размышления о роли пластики в современной среде, в окружающем нас пространстве. Стержневой на этой выставке все же стала не юбилейно-третьяковская тема, а иная, красной нитью проходящая через творчество Бурганова и абсолютно злободневная: "Скульптура и город".

Справедливости ради не скрою, что не все однозначно и тем более на ура, как дирекция самой Третьяковки, приняли этот "выход в мегаполис": пройдя вечером по Лаврушинскому переулку, я заметила белеющие кое-где на постаментах бумажки с обидными надписями. Что ж, образный строй Бурганова непрост, он призван не столько воспевать красоту богоданного мира, как будоражить сознание современников, выражая мироощущение "человека после Освенцима", - отсюда и пугающие образы. Ну как может радовать глаз обманка "Скорбь" - укутанная драпировками фигура согбенной старухи, где мы не найдем человеческого тела, а лишь его абрис, воспоминание о том, что некогда было цветущей плотью? Наряду с образами жизнеутверждающими - выполненные в духе немецкого экспрессионизма "Жертва", "Химера", "Узел" устрашают и отрезвляют, а не услаждают взор. Как всегда у Бурганова, его статуи разыгрывают мистерию, где сплелись "чувства добрые" и гнев, боль, предостережение. В назидание "народным критикам" напомним, что совсем недавно за гастроли "пластического театра" в Брюсселе скульптору вручен орден Тооне - награду от независимого и почитаемого в Бельгии Королевского театра Тооне там принято считать проявлением народной любви.

К слову, при монтаже московской "уличной" экспозиции прохожие проявили живейшее участие - подходили с советами, предлагали помощь, а то и карабкались на статуи. Организаторы были удивлены, даже слегка напуганы, но и растроганы неравнодушием. Теперь выставка-поздравление от "Дома Бурганова" открыта еще и в "новом" здании Третьяковки, где рядом с мэтром свою живопись и станковую скульптуру демонстрируют его дети, Мария и Игорь Бургановы, и круг учеников. В целом получился открытый урок знаменитой строгановской школы: учтено все до малейших деталей - масштаб, ритм экспозиции, колорит, освещение, высота постаментов. Главная задача, которую решал Александр Бурганов, - взаимодействие скульптур и огромных, стоящих в вестибюле листов с рисунками (графика тоже бывает монументальной!) с архитектурным пространством. Вертикали вознесенных к потолку-небу девушек и птиц, пластические символы на тонких колонках оживили и уравновесили скучные горизонтали серого здания на Крымской набережной - наследия зодчества 60-х, которое желало, да не смогло быть современным и технологичным. Архитектурный модернизм по-советски, с которым третьяковцы безуспешно воюют, охотно принял в свое бетонное чрево ажурную "Клетку", сквозные пространственные рельефы, куда вплетены арабески - надписи, читаемые в зеркальном отражении, и гигантские руки, простершиеся в вестибюле. Бурганов задумал даже фигуру, парящую над головами, "продетую" сквозь люстры-каскады: жаль, администрация ГТГ не пошла на столь дерзкое освоение музейного пространства. А серьезный художник-постмодернист на сей раз оказался допущен лишь в вестибюль и на антресоли галереи, даже не получив на выставку собственных работ из собрания Третьяковки. Впрочем, и в "сенях" архитектоника его театра скульптуры работает отлично, вступая в острый диалог с пафосной и знаковой для ГТГ экспозицией его сверстника Эрика Булатова.

Джотто в гостях у Голубкиной

Две школы, две пластические традиции - Строгановки и Суриковки - нежданно соединились в гиперпространстве Третьяковки. Скромная городская усадьба в Б.Левшинском переулке, маленький тихий музей близ громыхающего Садового кольца - не самый людный из филиалов ГТГ, сюда случайные посетители не ходят. Однако сотрудники Музея-мастерской А.С.Голубкиной давно хотели поработать с сегодняшним материалом, пригласив к себе молодых скульпторов, дабы сопоставить современное искусство с наследием одареннейшей ученицы Родена. Замысел удалось реализовать не сразу: поиски подходящей кандидатуры шли долго, ведь не каждый автор выдержит соседство с такой мощной и неординарной личностью, не каждому есть что предъявить. Наконец избранник нашелся в лице Алексея Благовестнова, одержавшего победу на 1-м Всероссийском конкурсе молодых художников имени П.М.Третьякова. Правда, его нашумевшего проекта памятника Виктору Цою на выставке "Аппиева дорога" нет: экспонируется "Итальянская серия", целиком обращенная к великим образцам искусства прошлого. Кстати, в Италию скульптор попал благодаря премии, а оттуда вернулся с массой идей, навеянных духом старой европейской культуры.

Директор музея Татьяна Галина сравнила крохотную экспозицию с жемчужиной в раковине - так много смыслов и ассоциаций заложено в гипсовых, деревянных и бронзовых скульптурах, приютившихся в одном маленьком зале на полпути к голубкинским произведениям. Здесь чудом уместились 20 работ Благовестнова, где главная - "Джотто". Фигура высотой почти в натуру выточена из китайской яблони, поваленной грозой посреди Москвы и почти мистическим образом попавшей в мастерскую скульптора. Тонкая импрессионистская проработка поверхности - она будто дышит и трепещет, компактный и лаконичный объем в сочетании с правдоподобием, но без излишней детализации, умение передать психологическое состояние героя, прикрывшего глаза - так он погружен в себя, - все это ничуть не выглядит анахронизмом! Современен подход к материалу: он не заглажен, а, напротив, демонстрирует все свои неровности и шероховатости, открыт для перевоплощений; иной раз материал сам подсказывает решение образа, готовый "стариться" или сиять по воле автора. Так кусок дерева пожелал стать композицией "Лонгин-скопец", чья искореженная временем и страданиями фигура, словно у персонажа Пазолини, превратилась в эмоциональную доминанту выставки.

Бронзовый "Портрет римского воина", стилизованный под Проторенессанс, вмонтирован в бросовую, запачканную краской доску - и эта краска вдруг засверкала, как драгоценная эмаль, или смола, или... запекшиеся капли крови. Интересны натюрморты с христианским подтекстом, где заурядные предметы вроде поношенных защитных рукавиц уживаются с религиозным символом - бронзовой рыбой. Коллекция крестов из бронзы и дерева впитала воздух разных стран и конфессий. Возможно, старт показа молодых авторов под крылом у Голубкиной поможет сделать язык современной скульптуры доступным не только высоколобым интеллектуалам, а кого-то "Аппиева дорога" приведет к храму?

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;