Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7550) 12 - 18 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Важнее всего погода в доме

В Москве выступил непредсказуемый Прельжокаж

Алла МИХАЛЕВА
Фото Екатерины БЕЛЯЕВОЙ


Сцена из спектакля "Времена года"

Французский хореограф

Анжелен Прельжокаж не перестает удивлять. "Штатный провокатор" французской балетной сцены, ставящий спектакли для ведущих танцевальных трупп мира, привез в Россию спектакль, который, скорее всего, разочаровал любителей экстрима. Ничего шокирующего и эпатажного в его "Временах года" нет. Здесь не читают вслух справочника по венерическим болезням, как в "Казанове" (Парижская Опера), не тревожат памяти великих, перелицовывая классические сюжеты, не оскорбляют ничьих религиозных чувств, как это случилось с балетом "Благовещение", где на сцену вышли танцующие Богородица, да еще в облике женщины - Архангел Гавриил. Впрочем, "Времена года" начинаются с выхода танцовщиков, закутанных в черные плащи, под которыми, кажется, ничего, кроме телесных бандажей, нет. Но исполнители манипулируют тканью своего покрова с такой ловкостью, что разглядеть, наги они или нет на самом деле, почти невозможно. И это единственное, что способно смутить особо рьяных блюстителей нравственности.

Такого Прельжокажа мы еще не видели. "Времена года", поставленные на ставшую мобильным хитом музыку Антонио Вивальди, остроумны, изящны и изысканно живописны. Соавторство хореографа с художником-экспериментатором Фабрисом Ибером оказалось восхитительно продуктивным. Спектакль фонтанирует изобретательностью: в нем все броско, выразительно и эффектно. Танец, оформление сцены и костюмы, которые наподобие знаменитых тканей Лой Фуллер становятся частью хореографии. А с колосников по-домашнему уютно свисают самые разнородные предметы - парики, брюки, огромная виноградная гроздь, другие диковинные плоды (вернее, их изображения), стул, облако... И все это периодически приходит в движение, начиная медленно плыть и жить над сценой.

Венецианец Вивальди увлек хореографа в карнавальное пространство с его тайнами, переодеваниями, мистификациями и неудержимым весельем, где много милого лукавства, упоения театральной игрой, розыгрышей и "обманок". Прельжокаж не привязывает действие к сезонам, расцвечивая каждую часть яркими, "звонкими" сюжетами, рассыпая их по сцене как картинки в калейдоскопе: одни - разноцветные, другие - черно-белые, третьи - ослепляющие белизной. Как фокусник, из рукава он извлекает на свет все новые и новые изобретения. То танцовщики выйдут на сцену с хвостиками-тростями, которыми (при участии "пятой точки") можно ловко жонглировать, на которые можно присесть и с которыми, как оказалось, можно отлично танцевать. То на сцене появятся два дикобраза, и трепет их иголок (сжимающихся, распрямляющихся, вибрирующих) оборачивается настоящим танцевальным номером, одним из самых запоминающихся в этой очаровательной сюите танцевальных номеров - соло, дуэтов, больших ансамблей, - легко и органично, словно по мановению волшебной палочки, перетекающих один в другой. Казалось бы, не связанные друг с другом, они сплетаются в искусный венок из разных, но гармонирующих танцевальных цветов. На смену мягким волнообразным движениям, словно вырастающим из прогибов и переплетений тел артистов, приходит игра в "прыгалки". Упавший "с неба" канат становится скакалкой, через которую азартно прыгают танцовщики (каждый - в соответствии со своей индивидуальностью и своим темпераментом): кто-то резво, как мячик, кто-то медленно, зависая в воздухе, но все с очевидным удовольствием. В спектакле есть все, что было обещано Прельжокажем в тексте программки - "всплеск, экзальтация, зависание, вибрирование". Красивый дуэт может начинаться с оплеухи. А стремительный танец обрывается замиранием, когда танцовщики в полной тишине "рапидно" растягивают движение, и оно словно растворяется в воздухе. Можно долго перечислять идеи хореографа и художника, чего стоит только сцена с масками, в которых появляются двое артистов "нос к носу". Потом одна из исполнительниц отступает, а ее маска остается пустой, закрепленной на маске партнера, и в нее "вправляет" лицо другая танцовщица. Очередной поклон в сторону Венеции и рыжего аббата Вивальди.

Но, наверное, у спектакля не было бы такого обаяния, не насели его Прельжокаж симпатичными фантастическими существами: медвежонком или кем-то на него похожим в прозрачном скафандре, кем-то наподобие кота и зелеными попрыгунчиками, очевидно, лягушатами. Они и привносят в спектакль неожиданные для сложившегося представления о хореографе нежность и простодушие. В пластике их, в их пропорциях, костюмах есть даже нечто умилительное. Чего-чего, а этого от Прельжокажа не ждали. А он взял, уподобился Санта-Клаусу, чей костюм среди прочих вещей висит над сценой, и подарил праздник, который стал двойным. Потому как "Времена года" - первый спектакль, показанный в Большом зале открывшегося после ремонта многострадального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Прекрасно, с началом!

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;