Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7550) 12 - 18 октября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВажнее всего погода в домеВ Москве выступил непредсказуемый Прельжокаж Алла МИХАЛЕВА
Французский хореограф Анжелен Прельжокаж не перестает удивлять. "Штатный провокатор" французской балетной сцены, ставящий спектакли для ведущих танцевальных трупп мира, привез в Россию спектакль, который, скорее всего, разочаровал любителей экстрима. Ничего шокирующего и эпатажного в его "Временах года" нет. Здесь не читают вслух справочника по венерическим болезням, как в "Казанове" (Парижская Опера), не тревожат памяти великих, перелицовывая классические сюжеты, не оскорбляют ничьих религиозных чувств, как это случилось с балетом "Благовещение", где на сцену вышли танцующие Богородица, да еще в облике женщины - Архангел Гавриил. Впрочем, "Времена года" начинаются с выхода танцовщиков, закутанных в черные плащи, под которыми, кажется, ничего, кроме телесных бандажей, нет. Но исполнители манипулируют тканью своего покрова с такой ловкостью, что разглядеть, наги они или нет на самом деле, почти невозможно. И это единственное, что способно смутить особо рьяных блюстителей нравственности.Такого Прельжокажа мы еще не видели. "Времена года", поставленные на ставшую мобильным хитом музыку Антонио Вивальди, остроумны, изящны и изысканно живописны. Соавторство хореографа с художником-экспериментатором Фабрисом Ибером оказалось восхитительно продуктивным. Спектакль фонтанирует изобретательностью: в нем все броско, выразительно и эффектно. Танец, оформление сцены и костюмы, которые наподобие знаменитых тканей Лой Фуллер становятся частью хореографии. А с колосников по-домашнему уютно свисают самые разнородные предметы - парики, брюки, огромная виноградная гроздь, другие диковинные плоды (вернее, их изображения), стул, облако... И все это периодически приходит в движение, начиная медленно плыть и жить над сценой. Венецианец Вивальди увлек хореографа в карнавальное пространство с его тайнами, переодеваниями, мистификациями и неудержимым весельем, где много милого лукавства, упоения театральной игрой, розыгрышей и "обманок". Прельжокаж не привязывает действие к сезонам, расцвечивая каждую часть яркими, "звонкими" сюжетами, рассыпая их по сцене как картинки в калейдоскопе: одни - разноцветные, другие - черно-белые, третьи - ослепляющие белизной. Как фокусник, из рукава он извлекает на свет все новые и новые изобретения. То танцовщики выйдут на сцену с хвостиками-тростями, которыми (при участии "пятой точки") можно ловко жонглировать, на которые можно присесть и с которыми, как оказалось, можно отлично танцевать. То на сцене появятся два дикобраза, и трепет их иголок (сжимающихся, распрямляющихся, вибрирующих) оборачивается настоящим танцевальным номером, одним из самых запоминающихся в этой очаровательной сюите танцевальных номеров - соло, дуэтов, больших ансамблей, - легко и органично, словно по мановению волшебной палочки, перетекающих один в другой. Казалось бы, не связанные друг с другом, они сплетаются в искусный венок из разных, но гармонирующих танцевальных цветов. На смену мягким волнообразным движениям, словно вырастающим из прогибов и переплетений тел артистов, приходит игра в "прыгалки". Упавший "с неба" канат становится скакалкой, через которую азартно прыгают танцовщики (каждый - в соответствии со своей индивидуальностью и своим темпераментом): кто-то резво, как мячик, кто-то медленно, зависая в воздухе, но все с очевидным удовольствием. В спектакле есть все, что было обещано Прельжокажем в тексте программки - "всплеск, экзальтация, зависание, вибрирование". Красивый дуэт может начинаться с оплеухи. А стремительный танец обрывается замиранием, когда танцовщики в полной тишине "рапидно" растягивают движение, и оно словно растворяется в воздухе. Можно долго перечислять идеи хореографа и художника, чего стоит только сцена с масками, в которых появляются двое артистов "нос к носу". Потом одна из исполнительниц отступает, а ее маска остается пустой, закрепленной на маске партнера, и в нее "вправляет" лицо другая танцовщица. Очередной поклон в сторону Венеции и рыжего аббата Вивальди. Но, наверное, у спектакля не было бы такого обаяния, не насели его Прельжокаж симпатичными фантастическими существами: медвежонком или кем-то на него похожим в прозрачном скафандре, кем-то наподобие кота и зелеными попрыгунчиками, очевидно, лягушатами. Они и привносят в спектакль неожиданные для сложившегося представления о хореографе нежность и простодушие. В пластике их, в их пропорциях, костюмах есть даже нечто умилительное. Чего-чего, а этого от Прельжокажа не ждали. А он взял, уподобился Санта-Клаусу, чей костюм среди прочих вещей висит над сценой, и подарил праздник, который стал двойным. Потому как "Времена года" - первый спектакль, показанный в Большом зале открывшегося после ремонта многострадального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Прекрасно, с началом! Также в рубрике:
|