Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7557) 30 ноября - 6 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНовые робинзоны"Юродивые" на "России" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ Кто бы мог подумать, что тема, о которой уже пришлось написать одиннадцать лет назад на страницах газеты "Сегодня" (было такое периодическое издание, если кто помнит), вновь станет актуальной, в смысле дающей пищу для, увы, не самых духоподъемных размышлений. Тогда, в ноябре 1995 года, статья называлась "Без смысла" и была посвящена тому, как один из российских культурологов конца прошлого века в своей монографии "Византийское юродство" занимался исследованием "феномена юродства с точки зрения истории культуры". Откровенно говоря, дело это уже тогда представлялось достаточно абсурдным, потому как юродство Христа ради, будучи одним из самых запредельных и труднопостижимых аскетических подвигов в христианской духовной практике, никак не могло быть препарировано (пусть даже и самым серьезным исследователем) при помощи циркуля и транспортира. Однако это были те блаженные времена, когда после многих десятилетий насильного атеистического воздержания попытка прикоснуться к огромному пласту религиозной жизни предпринималась многими. Не всегда, честно говоря, это было корректно и правомерно, не всегда удачно и профессионально, но всякая такая попытка заслуживала уважения и понимания. Меж тем годы шли, и духовная составляющая постепенно стала прерогативой довольно узкой и, к сожалению, маргинальной части отечественной интеллектуальной элиты, которая уже не могла говорить о предмете без истерики и биения себя в слабую, изнуренную постами грудь. Говорить о том, почему произошло именно так, думается, есть повод, но на полосе "Религия". В нашем же случае затронуть данную тему заставил просмотр на телеканале "Россия" документального фильма "Юродивые" (автор С.Дайновец, режиссер С.Кожевников, продюсерский центр "Мастерская"). Появление в эфирной сетке проекта с таким названием, бесспорно, не могло не удивить. Почему вдруг на федеральном канале решили показать программу об одном из самых странных, экстатических и слабо поддающихся расшифровке аскетических подвигов? Куда как проще и доступней было бы поведать соотечественникам о таких типах христианской святости, как мученичество за веру, исповедничество, преподобничество. По крайней мере, имена убиенных Бориса и Глеба, Филиппа Митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского, а также имена подвижников, уничтоженных в ГУЛАГе, у всех на слуху, что, как нас уверяют (да и уже уверили) на ТВ, является залогом высокого рейтинга такого рода аудиовизуального продукта. А тут - юродство Христа ради. Абсолютно непонятно, что показывать, о чем говорить, да и кто будет говорить. Но, как известно, дерзновение "паче многих добродетелей"... Первые сомнения и недоумения по поводу "Юродивых" от господ Дайновец и Кожевникова возникли буквально с первых минут фильма, когда главными экспертами по теме почему-то были назначены Петр Мамонов, Людмила Улицкая и Рената Литвинова (куда же без нее?). Абсолютно неперевариваемая каша из каких-то сумбурных мыслей, выводов, суждений, воспоминаний, аллюзий и прочих иных в высшей степени несусветных "биений воздуха" была буквально опрокинута на несчастные головы телезрителей. Тут каждый вещал о чем-то своем, сокровенном - актер и певец Петр Мамонов, сидя посреди пустой сцены, рассуждал о величии русской души, "букероносец" Людмила Улицкая вспоминала Федора Петровича Гааза - первого русского врача-правозащитника, а госпожа Литвинова в свойственной для себя и уже изрядно надоевшей манере в стиле "о, закрой свои бледные ноги" говорила о том, что "мы все юродивые". Вполне естественно, что это бессмысленное аудиовизуальное мероприятие ничего, кроме недоумения и даже раздражения, вызвать не могло, но ровно до того момента, когда наконец стало ясно, зачем все это было сделано. В ближайшее время в российский прокат выходит последняя картина господина Лунгина "Остров". Речь в фильме идет о преступнике (Петр Мамонов), который удаляется в уединенную островную обитель, где надеется замолить свои грехи. Здесь, на суровом северном острове (съемки проходили в городе Кемь, рядом с Соловецким монастырем), он совершает подвиг юродства, который возвышает его заблудшую душу. Семьдесят процентов изображения в "Юродивых" на "России", если не считать интервью с "экспертами", - это кадры из фильма Павла Лунгина. В картине, оказывается, есть исчерпывающий материал на данную тему! Тут и молитвенный экстаз героя Петра Мамонова, и его странные поступки в виде самоположения во гроб, и гневные обличительные речи, и смиренная доброта, и "божественный огнь" в очах. Кто бы мог подумать, что именно у юродства, а не у подвигов веры святого Серафима Саровского или преподобного Кирилла Белозерского на отечественном ТВ сложится такая счастливая и "звездная" судьба. Действительно, не сними господин Лунгин фильм, которого мы еще не видели, но уже предварены нешуточным PR-вступлением, то никто бы и не узнал о том, что было в русской церковной истории такое явление, как юродство Христа ради. Другое дело, что теперь не одно поколение россиян будет уверено в том, что главным "юродивым всея Руси" всегда был и останется Петр Мамонов, а Павел Лунгин главным знатоком данной темы. А то, что были такие исследователи православного юродства, как иеромонах Алексий (Кузнецов), о. Георгий Флоровский, что были такие подвижники, как Иоанн Псковский, Василий Блаженный Московский, Иулиания Лазаревская, Ксения Петербуржская, Досифей Киевский, Иван Яковлевич Корейша, и многие другие, так кто же о них помнит-то сейчас, когда у нас есть свои "новые робинзоны". Вполне возможно, что и в такого рода комиксах на духовные темы есть некий примитивный смысл. Вот только зачем превращать нашу и без того запутанную, воистину юродствующую историю в составную часть промоакции по продвижению аудиовизуального продукта, который для начала неплохо бы увидеть. А аналогии уже придут потом, сами собой. Или не придут... Но это уже тема для полосы "Кино". Также в рубрике:
|