Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7557) 30 ноября - 6 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияПереход Федора Михайловича через сценуХ Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям писателя в Старой Руссе ГОД ДОСТОЕВСКОГОИрина АЛПАТОВА
Доводилось ли вам, будучи в Доме- музее Федора Достоевского, что в Старой Руссе, оказаться приглашенным к писателю "в гости"? Сесть за его обеденный стол в небольшой гостиной и под бой старых напольных часов и неспешную беседу отведать вкуснейших щучьих котлет? Поверьте, говорится все это не для того, чтобы почваниться: вот, мол, в каких домах нас принимали! Просто у этого фестиваля такая удивительно теплая и домашняя атмосфера. Ведь и большая часть самих спектаклей играется тоже здесь - в Доме-музее и Научно-культурном центре при нем. В тех самых комнатах, где некогда жил Федор Михайлович, где писал "Братьев Карамазовых". В создании подобной атмосферы, конечно же, заслуга конкретных людей - директора Дома-музея Веры Богдановой и ее коллег, работников администрации области и Старой Руссы Бориса Зорина, Елены Ивановой, Татьяны Филипповой и других, директора Новгородского академического театра драмы имени Достоевского Виктора Назарова. Им приходится непросто, но они продолжают достойно нести "крест" с 1992 года. Не считая, впрочем, его обузой, но - почетной обязанностью. Последних - множество: найти на необозримых сценических просторах России и зарубежья спектакли нужного формата, отобрать их, всех довезти и расселить, накормить и обогреть, устроить массу экскурсий, "круглых столов" и дружеских застолий.
В 2006 году Фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского прошел в Старой Руссе уже в 10-й раз, подтвердив тем самым свою жизнеспособность и востребованность, несмотря на формальную и географическую камерность. Прежде всего тем, что он - авторский. А таких театральных форумов, несмотря на обилие всех прочих, у нас в России единицы: володинский в Санкт-Петербурге, вампиловский в Иркутске, пушкинский в Пскове. В театральном и киноискусстве (включая и телевизионные проекты) последних нескольких лет Достоевский - фигура сверхпопулярная. К тому же нынешний год, объявленный ЮНЕСКО Годом Достоевского, знаменует собой несколько памятных дат - 500-летие рода Достоевских, 185 лет со дня рождения писателя, 160 лет со дня рождения его жены Анны Григорьевны. Хотя в современном свободном театральном пространстве вряд ли кто-нибудь вознамерится поставить спектакль просто "к дате". Тем более что Достоевский традиционно считается автором, трудным для восприятия.
В четыре фестивальных дня вместилось девять спектаклей, обращенных как к "громкой" классике, так и к менее известным произведениям Достоевского малых форм. Дважды обращались театры к рассказам писателя, таким, как "Крокодил, или Пассаж в Пассаже", "Чужая жена и муж под кроватью", "Бобок", "Слабое сердце". Дважды - к "Преступлению и наказанию". В фестивальную орбиту попали "Идиот", "Белые ночи", "Неточка Незванова", "Игрок", а также мотивы писательской биографии и некий коллаж Достоевского и Честертона. Все это было найдено на театральных просторах Сербии и Азербайджана, Москвы и Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Омска, Вологды и сошлось в Старой Руссе. Впрочем, за 14 лет своего существования этот фестиваль значительно изменился, и эволюция его продолжается. В своем начале он подчас напоминал парад литературных композиций с участием одного-двух актеров. Со временем стал доминировать жанр собственно спектакля, пусть и камерного формата. Сегодня ясно ощущается, что и эти рамки фестивалю уже тесны, равно как и географические. В этом году его открытие случилось в Новгороде, на громадной сцене Театра драмы, да и в Старой Руссе порой приходилось отыскивать помещения, где мог бы развернуться полноценный и многонаселенный спектакль. И это вполне нормально для фестиваля взрослеющего, совершенствующегося и стремящегося набрать больший вес и усилить собственный резонанс. Конечно, это неизбежно увеличит не слишком богатый фестивальный бюджет, но одновременно и число зрителей, которым, возможно, именно театр укажет прямой путь к творчеству Достоевского.
Парадоксы восприятияНо над этим все же стоит особо поработать, чтобы каждый конкретный спектакль мог вписаться в строго необходимое ему пространство. Пока же два "неформатных" больших спектакля - "Происшествия невероятные" Вячеслава Долгачева (Новый драматический театр, Москва) и "Пассаж в Пассаже" Владимира Ветрогонова (Омский областной ТЮЗ) все же умудрились потеряться в масштабных залах. И публики "не хватило", и дистанция между сценой и залом была огромного размера. Да и, честно признаться, "голосуя ногами", зритель не слишком высоко оценил творчество москвичей и омичей. Смутили излишнее комикование и затянутость первого спектакля и почему-то напрочь испарившаяся энергетика второго. И тут, конечно же, возникает "детский" вопрос о современной интерпретации классики. А можно спросить еще проще: зачем мы сегодня это делаем? Для галочки, чтобы включить в афишу хрестоматийное имя? Для рассказа незатейливой истории без начала и конца и, главное, без знаменитого достоевского контекста? Так, в частности, получилось в спектакле "Рулетенбург" режиссера Александра Орлоцки по мотивам "Игрока", представленном московской Театральной группой "Декамерон". Актеры Дарья Семенова и Павел Кравец, по крайней мере, пытались быть эмоционально живыми, но их окружение существовало в абсолютно декоративном ключе, с обилием не очень оправданных пластических импровизаций. В результате вышел "частный случай", отнюдь не осененный гениальностью авторского имени. Или, например, вслед за Достоевским отправиться на поиски истины? Если, конечно, этот поиск не заведет в столь непроглядные дебри, где очутились создатели и участники спектакля "Достоевский - Честертон: Парадоксы преступления, или Одинокие всадники Апокалипсиса" (Театральная мастерская "АСБ", Санкт-Петербург), по какому-то недосмотру попавшего на этот уважающий себя фестиваль с темных закоулков "новой драмы". Мало того что текст Достоевского здесь приправлен перлами господина Клима, так и саму истину полагается искать не иначе, как сняв штаны и встав на голову. В остальные моменты все актеры немилосердно орали (к счастью, хотя бы по очереди, а не враз), так что не только истина испуганно пряталась, зажав уши, но в условиях камерного зала возникала реальная опасность для барабанных перепонок несчастных зрителей. Зарубежные спектакли не грешили излишней технической грамотностью, зато их авторы и исполнители отталкивались прежде всего от личностного эмоционального восприятия прозы Достоевского, которая порой многое определяла в их биографии. Так, сербка Зорица Йованович, актриса белградского Театра "Бошко Буха", призналась, что, прочтя в десять лет "Неточку Незванову", заболела этой героиней на всю жизнь. И не только ею, но и творчеством Федора Михайловича, русской культурой, музыкой, поэзией. И более тридцати лет шла к воплощению своей мечты, пока совсем недавно не появился ее одноименный моноспектакль, где она почти два часа играет, поет, танцует, кувыркается, взрослеет вместе со своей героиней и остается по-детски наивной и порывистой, сплетает в одной композиции русскую и сербскую речь. И в общем-то приз за актерское обаяние достался актрисе по праву. Вторая подобная награда оказалась у азербайджанского артиста Нофеля Велиева, сыгравшего князя Мышкина в моноспектакле "Долгая обратная дорога из Петербурга в Швейцарию" и Мечтателя из "Белых ночей" (Бакинский камерный театр). И все же, не умаляя актерской заслуги, надо отметить, что эти спектакли - абсолютно авторские. Авторство же, то есть инсценировки и постановки, принадлежат режиссеру Ирине Перловой, абсолютное присутствие которой на сцене ощущается в любой момент действия. Причем присутствие именно женское - сентиментальное, романтическое, слегка экзальтированное, но безмерно искреннее. Время открытийМеж тем от каждого фестиваля, несмотря на прелесть человеческого общения и расширение собственного кругозора, все равно ждешь неких художественных открытий, которые, кстати, весьма редки. А здесь случилось пусть одно, но высокой пробы - спектакль Вологодского камерного театра "Осколки Раскольникова" в постановке Якова Рубина. Этот маленький коллектив - театр частный, что для провинции - явление почти невероятное. И парадоксальным образом, живя за свой счет, не нацелен на легкое зарабатывание денег антрепризного толка. Нет, здесь вполне серьезная драматургия, абсолютно некассовый режиссерский и актерский стиль, опирающиеся на необходимое зрительское сотворчество. Говорят, "Осколки" репетировались долго, и в общей сложности набралось материала на шестичасовой спектакль. В Старой Руссе играли часовую версию с участием всего четырех актеров, каждому из которых, исключая Александра Соколова - Раскольникова, довелось сыграть несколько ролей. И всего-то - помост и четыре ширмы по углам, да еще и происходит все на расстоянии вытянутой руки. Но такого состояния актерской и человеческой подлинности давненько не доводилось наблюдать. Актеры Всеволод Чубенко (Мармеладов, Свидригайлов), Ирина Джапакова (Катерина Ивановна, Мармеладова), Ольга Федотовская (Соня, Дуня) меняли не личины, но личности, совершая моментальные и виртуозные преображения. А потому и некий демарш жюри, отдавшего три из четырех лауреатских наград "Осколкам" (за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль - В.Чубенко), был абсолютно честен. По творческим и профессиональным параметрам этому спектаклю конкурировать было не с кем. И еще один спектакль стоял немножко особняком в фестивальной программе - "Я счастлива, счастлива, счастлива..." Новгородского театра драмы. Хотя бы потому, что в его основу легло не какое-либо произведение писателя, но фрагменты биографии Анны Григорьевны Достоевской. К чести режиссера Сергея Морозова, он не задался целью представить бытоподобное жизнеописание, но попытался подняться к более высоким и общим смыслам. И привнести в сюжет элемент достоевской мистики. На сцене двое - Она (Любовь Лушечкина) и Он (Анатолий Устинов), женщина и мужчина, человек и бес. Последний же искушает пересмотром жизненных вех, чувств, ситуаций. И непонятно еще, кто победит и окажется прав. На фестивале спектакль играли впервые, и потому, конечно, можно сказать, что от замысла к воплощению еще путь неблизкий. Но за небанальность идеи - отдельное спасибо. Равно как за нерв и темперамент Любови Лушечкиной, ставшей лучшей актрисой фестиваля. В целом же минувший Х фестиваль явно обозначил некие переломные моменты в своей биографии. Да, он был достаточно неровен в смысле качества представленных спектаклей. Но одновременно не стал просто "парадом достижений", но представил реальную и жизненно адекватную картину взаимоотношений театра и писателя. Который, как известно, за всю жизнь не написал ни одной пьесы и тем самым спровоцировал активное сотворчество прошлых и нынешних мастеров сцены. И все же отбор, конечно, должен вестись более жестко, дабы на постоянно повышающий свой престиж фестиваль не попадали спектакли, заведомо "убыточные" с точки зрения профессионализма. Равно как стоит пошире приоткрыть двери для готового войти театра "большого стиля". Ведь зрители и Старой Руссы, и Великого Новгорода достойны того, чтобы увидеть произведения мастерские и значимые. Также в рубрике:
|