Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 01 (7562) 11 - 17 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПринцесса, надевшая "Шинель"Юбилей Марины Нееловой Ирина АЛПАТОВА
Актерских портретов сейчас не пишут - жанр немодный и невостребованный. Оголтелая публичность и вызывающая прозрачность личной жизни звезд - вот что держит на плаву, в том числе, кажется, и самих звезд. А уж в преддверии очередного юбилея каких только откровений порой не наслушаешься - о бесконечных романах, которые почему-то множатся именно в зрелом возрасте, и достижениях пластической хирургии, интерьере загородных особняков и вкусовых предпочтениях. Почему в подобном жанре совершенно невозможно вообразить себе Марину Неелову? Неужели она, как абсолютный аскет, никогда не давала поводов "желтой" прессе посудачить о своих жизненных перипетиях? Все было, как у настоящей женщины, открытой и страстям, и ошибкам, и увлечениям. Но сплетничать о Нееловой скучно - она не раздувала ответных скандалов, не судилась и не опровергала. Просто словно бы ничего не замечала, не опускаясь до этой мелочной суеты, продолжая существовать отдельно. Впрочем, вряд ли стоит говорить о холодном равнодушии отшельницы. Другое дело, что Неелова не утруждает себя публичным осведомлением о собственных переживаниях. Для посторонних она абсолютно закрыта и наглухо застегнута на все пуговицы. Интервью не дает, в контакты с прессой не вступает. Не из-за гордыни, конечно. Просто характер такой, воспитание плюс наследство ленинградского происхождения. Выходцы же из Северной столицы, как известно, отмечены сдержанностью и чувством собственного достоинства. Что же до характера, то к нему со студенческой юности добавляли эпитет "сложный". На что Неелова когда-то заметила: "Может быть, он просто есть". А между тем при явной твердости и цельности этого характера Неелова отнюдь не претендует на титул "железной леди". Стоит лишь перечесть немногочисленные откровения актрисы и свидетельства ее коллег. И вдруг откроется, что весьма успешная, востребованная и любимая народом актриса очень ранима, часто не уверена в себе и подвержена многочисленным страхам, из которых главный - оказаться ненужной, отвергнутой в творческом, конечно, смысле. Чего стоит хотя бы тот факт, что, зарекомендовав себя в качестве талантливой студентки и начинающей киноактрисы (на третьем курсе ЛГИТМиКа Неелова снялась в роли Принцессы в фильме "Старая, старая сказка"), она не отважилась даже на традиционный показ в страстно любимый БДТ к Георгию Товстоногову, панически боясь травмы отказа. А Товстоногов был в Марине весьма заинтересован и, говорят, сожалел потом об отъезде Нееловой в Москву. По счастью, она этих сожалений не оправдала. Как бы сложилась ее судьба в БДТ, неизвестно. С одной стороны, талант Нееловой настолько очевиден и силен, что, кажется, ей на роду написано стать примой любого театра. С другой, "сложности" характера и упомянутое достоинство вряд ли позволили бы ей "прогнуться" под железного руководителя театра. В дело вмешалась судьба в лице молодых тогда режиссера Валерия Фокина и актера Константина Райкина, которые в 1973 году привели Неелову в Современник, введя в спектакль "Валентин и Валентина" вместо выбывшей актрисы. Галина Волчек Неелову приняла, поняла, ее талант оценила и утвердила со временем в качестве ведущей актрисы. Тридцать с лишним лет на этой сцене она играет Чехова и Гоголя, Рощина и Володина, Олби и Уильямса, Леонида Андреева и Шиллера в спектаклях Галины Волчек и Валерия Фокина, Кирилла Серебренникова и Римаса Туминаса. Такие разные драматурги, полярные постановочные приемы. Что-то может не сложиться, но любой промах Неелова виртуозно маскирует своей врожденной органичностью. Еще одна актерская гордыня - во всех ролях оставаться самой собой - Нееловой тоже не свойственна. Она предпочитает не просто примерить на себя платье очередной героини, но зажить ее жизнью. И реализоваться хотя бы на сцене в том, чего не довелось испытать в реальности. Неелова любит фрейдистское словечко "сублимация". И сколь "пластична" она в любых режиссерских руках, из-под которых выходит отнюдь не глиняной фигуркой, но новым живым существом. Тем самым режиссеры обязаны ей собственным прикосновением к миссии Творца, которой актриса их наделяет. Она кажется такой послушной в своей готовности как к психологическим переживаниям, так и к авангардным трюкам, к подлинной трагедийности и хулиганскому комедиантству. Она нигде не выражает своего недовольства или несогласия с постановщиком, которые, бывает, так откровенно педалируются иными актерами. Быть может, сказываются старомодная ныне порядочность и актерское понимание "своего места" в общем процессе, а также элементарная дисциплинированность. А ведь сегодня ей редко предлагают "традиционную" работу, все больше - эксперименты разной степени сложности и продуманности. И она неизменно профессионально с ними справляется, будь то королева Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера" Туминаса, Принцесса Космонополис в "Сладкоголосой птице юности" Серебренникова или Башмачкин в "Шинели" Фокина. Последняя парадоксальная роль Нееловой многих повергла в изумление. Красавицу-актрису узнать сложно - вот они, чудеса перевоплощения, помноженные на виртуозную работу гримера. Субтильный человечек с лысиной, обрамленной клочкастыми седыми прядями, в тесной "униформе" титулярного советника, с вечным перышком в руках, он похож на сказочного старичка-домовичка, несуразного и абсолютно одинокого. Неелова вернулась здесь в ностальгическую петербургскую стихию, в ней полностью растворилась. Сегодня в родном Современнике, да и вообще в России Неелова появляется в качестве гостьи. Уже несколько лет, связав свою женскую судьбу с известным дипломатом, она живет то в Париже, то в Гааге. Трудный выбор - семья или карьера - стоял и перед ней. Она сумела найти компромисс, к счастью, поддержанный и театром - приезжает раз в месяц и отыгрывает свои немногочисленные ныне спектакли, подряд поставленные в репертуарной афише. Кто-то уже успел сказать, что она многое в своей актерской судьбе из-за подобной ситуации потеряла. Вряд ли Марина Неелова с этим согласится. Ведь отречение от реальных ценностей обычной человеческой жизни во имя высокого, но подчас неблагодарного искусства рано или поздно за себя отомстит. Кому угодно, но не Марине Нееловой. Также в рубрике:
|