Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7575) 12-18 апреля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЕе имя - звук, ее имя - смысл, ее имя - символЮбилей Беллы Ахмадулиной Евгений ПОПОВ
Имею высокую честь и осознанную радость говорить о Белле Ахатовне Ахмадулиной. Ее имя - звук, ее имя - смысл, ее имя - символ. Личное наше знакомство состоялось осенью 1978 года в однокомнатной квартирке покойной Евгении Семеновны Гинзбург, матери Василия Аксенова, где мы ладили альманах "Метрополь". - Здравствуйте, Белла Ахатовна, - серьезно сказал я, открывая дверь. - Здравствуйте, Евгений Анатольевич, - серьезно ответила вошедшая Белла Ахатовна и вдруг неожиданно добавила: - Может, сразу перейдем на "ты"? Чувствую - впереди много еще будет приключений, так что - чего уж там... Тут она, как практически и во всем другом, была решительно права - приключений оказалось более чем достаточно: отъезды, обыски, запреты, радость человеческого застолья, наша со Светланой Васильевой свадьба в переделкинской "стекляшке", на которой Белла Ахатовна была свидетельницей "со стороны жениха", перестройка, демократизация, дикий капитализм и последующее разрушение квадратуры неведомого круга, в котором живут и выживают люди. Особый свет падает на то и тех, с чем и с кем соприкасается Белла Ахмадулина в жизни и литературе. Жизнь и литература изначально сопряжены ею в одно целое, вот почему описание так называемых "простых людей" у сибирского ночного костра в ее ранней прозе для меня не менее важно, чем строки об Ахматовой, Пастернаке, Мандельштаме или ее блистательное и робкое повествование о встрече с гуру Набоковым в швейцарском городе Монтре. Она обладает уникальной способностью говорить СЛОЖНО, то есть ВЫСОКО, но с полной уверенностью - поймут. А не поймут, так почувствуют, что, в принципе, одно и то же. Ее стихи внесли в нашу грубую непредсказуемую жизнь ту долю любви, благородства, изящества и доброты, что необходима была для выживания как всего нашего народа, так и отдельных его представителей. Ее тарусский цикл "Сто первый километр", освященный именем Марины Цветаевой, приобрел в конечном итоге значимость эпики. Ее голос невозможно спутать ни с чьим другим. Принадлежность этого голоса Белле Ахмадулиной определяется на уровне строки, слова и звука. Развитие событий торопя, во двор вошли знакомых два солдата, желая наточить два топора для плотницких намерений стройбата. К точильщику помчались. Мотоцикл - истопника, чей обречен затылок. Дождь моросил. А вот и магазин. Купили водки: дюжину бутылок. Как это сделано - непонятно. Почему это все же не Николай Некрасов с его дворянскими заботами о "чаянии народном", а поэт начала третьего тысячелетия Белла Ахмадулина, имеющая разночинный опыт сплошной жизни под властью большевиков и коммунистов, нет ответа. Или ответ этот лежит на поверхности? Ведь основное различие искусства и неискусства в том, что неискусство все говорит до конца, а искусство - вечная тайна. Однажды мы вместе с Беллой Ахатовной поднялись на гору Мтацминда, что расположена в красивом городе Тбилиси, неоднократно воспетом в ее стихах и прозе. Она - звезда, ее всюду и всегда узнают. Какой-то офицер тогда еще Советской Армии пылко и поэтично заговорил, явно обращаясь не к двум своим вальяжным спутницам, а к знаменитой Ахмадулиной: - Вот это - святой источник. Если кто из него попьет, тот будет жить двести лет. - Интересно, в каком чине вы будете через двести лет? - задумчиво спросила его Белла Ахатовна. Также в рубрике:
|