Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7575) 12-18 апреля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ОЛЬГА ЛАПШИНА: "Не любить себя - это очень опасное чувство"

Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


О.Лапшина

Ольгу ЛАПШИНУ скорее можно представить сидящей за пяльцами или прялкой, чем на сцене или на съемочной площадке. В ней есть какая-то особая домашность, душевность, несуетность. Достаточно послушать, как она поет народные песни. Причем поет не просто самодеятельно, в кругу семьи или друзей, а вполне профессионально. Даже записала во Франции потрясающий диск под названием "Радуйся" с песнями женщин старой Руси, относящимися к XVII веку. Кстати, песни в исполнении Ольги Лапшиной звучат и в некоторых фильмах, в том числе в новой картине Андрея Звягинцева. Но главное ее дело, конечно, актерство. В ней есть то, что иногда называют иностранным словом "харизма". А по-русски - изюминкой. Причем Ольга чувствует себя как рыба в воде в любой театральной стилистике: будь то психологический театр, гротеск или так называемая "новая драма". Несколько лет она занималась в театральных лабораториях вместе с последователями Гротовского и Брука. Она вообще любит необычных режиссеров, таких как Мирзоев, Агеев, Жолдак. В кино Ольга Лапшина снималась не так много. Но, судя по всему, почувствовала к этому вкус.

    

- Ольга, долгое время кино не баловало вас. Но в последние годы вы все же стали появляться на экране. Кино для вас настолько же интересно, как и театр?

- Да, я очень люблю сниматься! Но не бросаюсь "во все тяжкие", очень избирательно отношусь к выбору ролей. Слава богу, могу отказываться, если мне что-то не нравится. Даже учитывая то, что меня не шибко-то снимают. В прошлом году предложили ситкомовскую комедию, на которую надо было положить все лето. Отказалась. Ни в одном не снялась, хотя по амплуа являюсь комедийной актрисой. Вот если бы поработать в материале уровня Гайдая или Феллини! А в сериалах снималась: в "Детях Арбата" Эшпая, "Бешеной" Федорова, сейчас продолжаются съемки "Тяжелого песка" Дмитрия Борщевского.

    

- Какие роли в кино вы считаете наиболее значительными?

- Мне кажется, что такой стала роль в короткометражном фильме Анны Фенченко "Сватовство". Снимали картину девять дней в сказочных поленовских местах на Оке. Моим партнером был замечательный человек и актер Петя Зайченко, с которым мы очень дружили. За эту роль я получила похвалу даже от Кшиштофа Занусси. Очень рада была сниматься у Андрея Эшпая и в "Детях Арбата", и в "Многоточии". Мне в последнее время мало что нравится в кино, но этот фильм очень близок. Кстати, в нем снималась и моя дочь Маша. А в новом фильме Эшпая "Событие" она сыграла главную героиню в детстве (которую играет Чулпан Хаматова). Я там же сыграла мистическую фигуру поющей няни. Совсем другая роль была в "Казусе Кукоцкого" Юрия Грымова: в паре с Алексеем Жарковым мы сыграли бомжей-пьянчуг. А до этого - в фильме Кирилла Серебренникова "Рагин" - у меня была комедийная роль бабы, у которой в животе живет уж. У Ренаты Литвиновой в "Богине" - у меня роль минутная, но многие говорят, что она дорогого стоит. Кроме того, после этого фильма я стала дружить с Витей Сухоруковым. Этим летом снялась у Андрея Звягинцева в фильме с рабочим названием "Запах камня". Он будет кончаться семиминутным эпизодом: мы с моей подругой певицей Ольгой Гневшевой в образе жниц поем этническую песню (не буду говорить, на каком языке). Предыдущий фильм Звягинцева "Возвращение" для меня из всего увиденного за последние годы пока на первом месте. Надеюсь, что и этот фильм Андрея станет событием.

    

- Как работалось со Звягинцевым?

- Здорово! Место он выбрал фантастическое в Молдавии. Отмечу, что быт и "гримвагены" обеспечил по-голливудски. Снимал скрупулезно и придирчиво, по-царски не скупясь. С Андреем работалось хорошо: с одной стороны, легко, как со старым приятелем, а с другой - торжественно, как с создателем моего любимого фильма. Огромным удовольствием было петь в поле за работой.

    

- Жница, баба с ужом, няня - роли в основном деревенские. Не боитесь, что это амплуа к вам прилипнет навсегда?

- Да ничего я не боюсь. Еще не наигралась деревенских баб, которых очень люблю.

    

- Можно сказать, что вы и ваши роли - это всегда театр в театре. Откуда это в вас?

- У меня есть моноспектакль, который называется "Монолог немедийного лица". Там я рассказываю, как это все у меня начиналось, про актерское детство. Я с ранних лет была уверена, что мое назначение - веселить людей, поэтому надувала щеки, выворачивала нос, везде, где только можно пела. И помню, что самооценка у меня была явно не заниженная, я хорошо к себе относилась, очень себя любила. Мне хотелось славы. В три года, отдыхая в Судаке, умоляла маму, чтобы она меня потеряла для того, чтобы по пляжу объявили, что потерялась девочка Оля Лапшина. А в первый раз вышла на сцену в ДК им. Русакова, где занималась в студии, которой руководил Яков Клебанов. Потом в течение пяти лет поступала в театральные вузы. Не поступив, пошла работать в театр "На досках" к Сергею Кургиняну, играла там практически во всех спектаклях. Потом все же поступила в ГИТИС на заочный курс Галины Волчек.

    

- Но этим, как мне кажется, ваши интересы не ограничились?

- Да, я в то время занималась фольклором. Ездила в экспедиции за песнями на байдарках. Руководителем этих экспедиций был Сергей Старостин, с которым теперь ведем совместное хозяйство и воспитываем двоих наших прекрасных детей. Тогда еще работала с Театром "Тембр" Ники Косенковой, мы пробовали различные методики, связанные с движением и голосом. Потом стала ездить в Польшу на модные в то время "лесные театральные лаборатории". Туда приглашали людей со всего света, владеющих разными школами. В том числе были люди от Гротовского, из Франции - Театр "Де Фет", в международной труппе которого я потом работала. В течение пяти лет я шастала на эти польские лаборатории, научилась свободно говорить по-польски. И после этой школы мне не хотелось работать ни в одном из московских академических театров. Я полюбила ощущение свободы. Но, когда училась у Волчек, меня ввели в спектакль "Крутой маршрут", это был первый опыт работы на профессиональной сцене.

    

- Был ли в вашей творческой жизни режиссер, которого вы могли бы назвать своим?

- После ухода из Театра "На досках" я не могла найти никого, равного Сергею Кургиняну. С ним сравниться могли, пожалуй, только Гротовский или Брук. На спектакль первого я как-то пробовалась, а с Питером Бруком даже встречалась и беседовала в парижском кафе. Мечтала привезти в Москву его фильм "Встречи с замечательными людьми" по Гурджиеву. Встреча с Бруком и его фильм - это одно из моих мощных жизненных воспоминаний. А первым режиссером, которого я нашла, открыла для себя в Москве, стал Владимир Мирзоев. Я вернулась в театральную Москву после своих скитаний тогда же, когда домой после Канады вернулся он. После его "Хлестакова" я сказала всем друзьям, что увидела режиссера, с которым мне хотелось бы работать. И видно, наши биотоки сошлись. Он тогда работал над двумя спектаклями: "Тот этот свет" и "Голуби" - и искал поющую актрису. Поначалу я занималась с его актрисами пением. Потом Володя понял, что я еще и драматическая актриса. В "Голубях" по пьесе Михаила Угарова я сыграла блаженную, которая сидела на жердочке в своей келье, что-то пела, приговаривала. У нас была потрясающая актерская команда: Саша Усов, Виталик Хаев, Володя Скворцов и я. Скажу без ложной скромности, это был тогда лучший актерский ансамбль в Москве. Жизнь "Голубей" началась одновременно с жизнью моей дочери Маши во мне. Так мы с ней и просидели на жердочке и пели вместе до родов.

    

- Вспоминалась ли эта роль в работе над "Семерыми святыми из деревни Брюхо"?

- Наверное, это рифмовалось. Прежде всего потому, что это есть во мне самой. Играть такие роли страшно и сложно: ответственность-то какая огромная! Этот спектакль в московской афише занимал особое место. Горько, что руководство театра не оценило его по достоинству, как и "Голубей". Видимо, тема юродства оказалась не ко двору в Театре имени Станиславского. Петру Мамонову с "Островом" Павла Лунгина повезло больше.

    

- Вы производите впечатление человека спокойного и даже умиротворенного. Поэтому, вспоминая вашу фурию-медсестру в "Федре" Андрия Жолдака в Театре Наций, не верю своим глазам: вы ли это были?

- Мой монолог, наверное, производит мощное впечатление, но в этом виновата, прежде всего, трагедия Расина и мое умение работать голосом. Если бы его еще не терять после таких нагрузок.

    

- Со стороны кажется, что Жолдак немного не от мира сего. А изнутри?

- Да он - чудик. Но я люблю таких. Хотя он бывал не прав, и я находила в себе смелость ему на это указывать. Кто-то из компании и не выдерживал, уходил. Я осталась. Весь рисунок роли был простроен Андрием, я находилась под его мощным влиянием. Это был интересный репетиционный процесс, который совпал с другими работами: "Демонами" в Центре драматургии и режиссуры и "Евграфом - искателем приключений" в Театре Станиславского. В то время меня чуть не бросил муж. Он окончательно возненавидел театр. Но тогда я этого не заметила.

    

- Вы с равным блеском играете и в традиционном, и в авангардном театре, умеете сочетать в себе психологию и формализм. В чем секрет?

- Не знаю, не мне судить об этом. Но могу сказать, что и то и другое я делаю с любовью. Сейчас у меня нет ни одного спектакля, которого бы я стыдилась. Такие я исключила из репертуара. Но не буду их называть, не хочу никого обижать.

    

- Иногда идеологи так называемой "новой драмы" противопоставляют себя и свое искусство традиционному русскому психологическому театру. Если бы вопрос был поставлен ребром: выбирайте тот или этот театр, что бы вы ответили?

- Не знаю, это зависит от режиссера и партнеров. А театр может быть любой, главное, чтобы он не был скучным, чтобы он был живым, а не мертвым. Притом что меня считают звездой "новой драмы", для меня очень дорогого стоит работа с текстом Островского в Театре Станиславского. В "новой драме" приветствую позитив, да и материться на сцене тоже надоело.

    

- Стала ли роль в вашем новом спектакле "Куба - любовь моя" для вас такой же интересной, как все прочие, о которых мы говорили?

- Эта моя роль не похожа ни на какие другие прежде всего тем, что, выходя на сцену, я говорю: "Я, Ольга Лапшина, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации..." Кроме того, для роли в этом спектакле я научилась играть на аккордеоне и теперь делаю это новое для меня дело с удовольствием. Этой ролью я избываю мое пионерское детство. И делаю небольшой подарок своему поколению.

    

- Вспоминая детство, вы говорили, что очень хорошо относились к себе. Как вы думаете, актер должен любить себя или все же ему следует растворяться в профессии, в ролях?

- Я считаю, что не только актер, но и каждый человек обязан любить себя. Не любить себя - это очень опасное чувство. Я и детей учу жить так, чтобы им было за что себя любить.

    

- Они уже довольно часто появляются на сцене и на экране. Стало быть, у них все решено?

- Нет, не думаю. Если раньше я считала, что дочка обязательно будет актрисой, то сейчас не уверена. Она обладает многими талантами - рисует, учится играть на скрипке, поет, сочиняет стихи и музыку, рукодельничает. Честно скажу, мне бы хотелось, чтобы она стала актрисой, потому что сама люблю эту профессию, а Маша обладает всеми необходимыми качествами. А сынок у нас другой: романтик, мечтатель, писатель. Талантливый, ранимый и очень добрый по-христиански.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;