Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7180) 10-16 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЧудеса немых искусствВ Государственной Третьяковской галерее открыта Пушкинская выставка Евграф КОНЧИН Не знаю, прав или не прав был Александр Сергеевич, называя акварель, рисунок, скульптуру "чудесами немых искусств", но именно они мощно, всеохватно и многоголосно, а главное - предельно документально и наглядно повествуют о пушкинской эпохе. Выставка "Чудеса немых искусств" открыта в залах Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи. Повествует она о великом поэте, его друзьях, близких, знакомых, недругах, о современниках, о Москве, Петербурге, иных местах, связанных с его жизнью и творчеством. Представлено около 250 рисунков, акварелей, гравюр, скульптур из фондов галереи и Московского Литературного музея А.С.Пушкина. Некоторые листы показывались крайне редко, учитывая хрупкость старой графики, а кое-что экспонируется впервые. К редкостям можно отнести, например, знаменитую "Панораму Невского проспекта", исполненную В.Садовниковым и гравированную в 1830 году. Она состоит из 30 листов общей длиной 14 метров. Такое грандиозное графическое произведение - единственное в своем роде. Обычно панорама показывается фрагментарно. И вот сейчас с нею можно познакомиться полностью. "Панорама Невского проспекта" - панорама жизни Пушкина. Здесь все о нем напоминает, все с ним связано. Александринский театр, Демутов трактир, кондитерская Вольфа и Беранже, где в день дуэли Александр Сергеевич встретился со своим секундантом Данзасом, зал Общества поощрения художников, великосветские салоны, дома, в которых он бывал, встречался, влюблялся, радовался и страдал, читал стихи и вписывал в семейные альбомы шутливые экспромты. "Панорама Невского проспекта", виды Москвы, других городов и селений как бы обживаются. Несомненно, с особым обостренным любопытством мы обращаемся к изображениям женщин, которых любил Пушкин, которыми он увлекался и которые вдохновили его на волшебные строфы. Эти стихи стали выражениями наших чувств и настроений, наших духовных устремлений. Мы уже порой не помним, к кому они были Пушкиным обращены. И вот сейчас мы встречаемся с ними. Екатерина Бакунина, Ольга Массон, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Анна Оленина, Евпраксия Вульф, Аграфена Закревская, Екатерина Ушакова, Софья Пушкина, Евдокия Голицына, Наталья Гончарова... Перед нами не просто перечень имен из "донжуанского списка" Пушкина. Это - вехи творческого взлета великого поэта, память сердца, выраженная неповторимыми поэтическими откровениями. Поэтому с таким волнением, восторгом, радостью, а часто с излишней придирчивостью всматриваемся мы в их лица, воссозданные разными художниками разной степени одаренности. Но они, конечно, не ведали, что рисовали не просто милых, очаровательных дам, но волшебный источник пушкинского озарения. И поэтому столь часто мы разочаровываемся, ибо нам хотелось бы видеть иные образы, созданные пушкинским гением. Но, увы, это недосягаемо даже для самых талантливых художников того времени - Кипренского, Брюллова, Соколова, Райта, Гау... Только здесь, в таком сравнении, понимаешь, как далеко "чудесам немых искусств" до поэтического волшебства гения. И Пушкин здесь совершенно прав. Всматриваемся в лица, удивляемся тому сильному чувству, которое эти женщины вызвали у поэта, поражаемся, как мимолетное, быть может, увлечение, чувственный порыв превращаются в святая святых человеческих отношений и, наконец, в высочайшую литературу. Это - вечная, самая интригующая тайна Пушкина, которая никогда не будет раскрыта. Но мы всегда будем преклоняться перед женщинами Пушкина, соотнося их образы с нашим представлением о них и с огорчением признавая, что они непостижимы. Также в рубрике:
|