Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7180) 10-16 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Каприччио на отъезд

Московские дни музыкальной культуры русского зарубежья

Виктор ЕКИМОВСКИЙ


Музыкальное искусство русского зарубежья. Все еще горькая и больная тема...

Как долго в своем отечестве шло признание к таким выдающимся композиторам, как Стравинский, Рахманинов, Метнер, Гречанинов, Черепнин. Сколько других известнейших и давно почитаемых за рубежом русских авторов должны считаться гордостью отечественной музыки: Ефим Голышев, еще в 1914 году в струнном квартете экспериментировавший с двенадцатитоновой техникой, ставшей потом на долгие годы основным европейским методом сочинения музыки; Иван Вышнеградский - первооткрыватель и теоретик четвертьтоновой музыки, бурно цветущей и в наши дни; Владимир Усачевский - признанный пионер электроакустических опытов, каковые проводятся сейчас в качестве обязательного предмета в любой мало-мальски приличной консерватории.

И скольких имен мы еще не знаем вовсе - кто слышал хоть одну ноту Никиты Магалова (единственного ученика С.Прокофьева!) или Николая Обухова, знаменитого своей 2000-страничной партитурой "Книги жизни", или Иосифа Шиллингера, активного участника послеоктябрьской жизни и написавшего, между прочим еще на родине, симфоническую рапсодию "К 10-летию революции"; а также Алексея Хаева, Николая Набокова, Даниэля Амфитеатрова, Ивара Михашова - композитора и пианиста, активнейшего популяризатора музыки русской диаспоры? Список можно продолжать и дальше, только, к сожалению, в нем будет все больше нерусских имен и все больше измененных в окончаниях фамилий: вместо -ов будет -офф, вместо -ский будет -ски...

Волне русской эмиграции 20-х годов было посвящено событие, прошедшее в конце мая в Москве, - Конференция-фестиваль "Музыкальная культура русского зарубежья", приуроченное к 100-летию со дня рождения Александра Черепнина. Эта многожанровая акция открылась научной конференцией, на которой отечественные и зарубежные музыковеды, исследуя трагический поворот истории, разделивший русское искусство на две части, очертили масштабы существования доселе почти неведомой, той, другой стороны, где, как оказывается, русская музыкальная мысль и творчество интенсивно работали и развивались. В 20 - 40-х годах в Европе издавались десятки музыкальных журналов на русском языке, в Париже была открыта Консерватория имени С.Рахманинова, в Китае создан симфонический оркестр из русских музыкантов, которые одновременно являлись и ведущими профессорами местных учебных заведений. Трудно переоценить и деятельность отдельных выдающихся личностей, к счастью, уже встречающихся в нашей литературе, - Александра Бенуа, непревзойденного художника-оформителя оперных и балетных спектаклей, Бориса Шлёцера - плодовитого музыкального писателя и критика, или универсала-энциклопедиста, истого пропагандиста русской музыки Петра Сувчинского.

Фамилия Черепнин посвященным в музыку говорит о многом - за этой фамилией стоит целая династия композиторов. Николай Черепнин, основатель этой уникальной династии, был одним из самых видных и авторитетных профессоров Петербургской консерватории. Как композитор он продолжал традиции русской "кучкистской" школы и известен прежде всего тем, что открыл знаменитые дягилевские "Русские сезоны" в Париже балетом "Павильон Армиды" (еще до появления "Весны священной" Стравинского и "Ала и Лоллий" Прокофьева). Сын Николая Черепнина, Александр, - пианист, теоретик и композитор - получил признание уже за границей (семья в 1918 году покинула Россию), где его музыку играли великие музыканты, а оперы и балеты ставились в лучших театрах Европы. Пиетет перед русскими музыкальными традициями передался по наследству сыновьям Александра, также ставшим композиторами - Сержу и Ивану (последний получил в 1998 году одну из самых престижных музыкальных премий мира - Grave Mayer Award, лауреатами которой бывали такие корифеи, как, например, Лигети или Лютославский).

Концертная программа фестиваля, посвященная Черепниным, развернулась в трех вечерах - семейный портрет в интерьерах Врубелевского зала Третьяковки, Зеркального зала Института искусствознания и Большого зала Дома композиторов. Игралась камерно-инструментальная музыка - персональное спасибо вдове Ивана, флейтистке Су-Эллен Хершман-Черепнин, специально приехавшей из Америки на концерты, пелись романсы нашей Яной Иваниловой, обладательницей чистого и светлого сопрано, звучали и оркестровые сочинения - превосходно выступил камерный оркестр "Musica viva" Александра Рудина (он же солировал на виолончели в "Грузинской рапсодии" А.Черепнина). Музыки было много, и публика смогла в полной мере оценить эпические, исконно русские мотивы-гармонии Николая Черепнина, более современные, но не оторвавшиеся от той же традиции ладовые изыски Александра и, наконец, эксперименты полноправного представителя XX века Ивана, занятно заигрывавшего с авангардом. Сюрпризом же фестиваля стала флейтовая пьеса "Волны" еще одного Черепнина - молодого Стефана, представителя четвертого поколения композиторской династии, впервые представившего свою музыку на широкое обозрение.

Однако устроители фестиваля (Союз композиторов Москвы и Институт искусствознания), несмотря на мемориальную вывеску, не ограничились презентацией только исторического русского зарубежья - в рамках декады прозвучала музыка трех наших недавних соотечественников, приглашенных и приехавших на свои авторские концерты.

Галерею портретов гостей открыл Николай Корндорф, прибывший из Канады. Уехал он в 1991 году на пике своей композиторской известности, будучи представителем экспериментального тогда "минимализма", и в расцвете своей педагогической карьеры - о его классе инструментовки в Московской консерватории ходят легенды. Событиями 80 - 90-х годов становились премьеры его монументальных, мощных Симфоний и "Гимнов", пьесы-обряда "Да!!", экстравагантных по составу исполнителей "Движений" (для 15 ударников) и "Примитивной музыки" (для 12 саксофонов). Возродившаяся после застойной спячки пресса не скупилась на комплименты, справедливо называя композитора одним из лидеров нового поколения. В концерте фестиваля мы услышали два новых сочинения практически того же Корндорфа-монументалиста - Квартет, продолжительностью в один час, и Continuum для органа - на час двадцать, но с одной отличительной особенностью: на этот раз музыка была тихая и медитативная. Привыкшая к громкому корндорфовскому пафосу, публика поначалу удивилась, но вскоре перестроилась и внимала "Франк-квартету", исполнившему подобие панихидного обряда (с подлинным проговариваемым текстом), а затем и бесконечным застывшим гармониям-сталактитам, неспешно выраставшим под пальцами органиста Кирилла Уманского, с той строгой сосредоточенностью, которую, по-видимому, и желал увидеть автор. Действо проходило в Музее Глинки, который любезно предоставил свой концертный зал для изначально некоммерческой акции.

Кстати, два других концерта - авторские вечера Владислава Шутя и Виктора Суслина - были спонсированы Фондом М.П.Беляева, который находится сейчас во Франкфурте и уже больше века помогает в трудные минуты русским музыкантам и композиторам.

Владислав Шуть приехал к нам из Англии, где он проживает с 1993 года. Еще будучи в России, он написал большое симфоническое полотно Ex animo ("От души") и оркестровую пьесу с солирующим фаготом "Романтические послания", определившие сферу его взаимоотношений с авангардом - сквозь призму лирического неоромантизма. Показанные на сегодняшнем концерте сочинения 90-х годов, неизвестные московской публике (на афише пестрело: первое исполнение, первое исполнение в России), уверенно продолжают эту линию, даже сами названия его новых сочинений - Серенада, Amoroso, Con passione - недвусмысленно апеллируют к подзабытым в XX веке романтическим прототипам. Останется ли верен своей "игре" композитор в дальнейшем - выяснится очень скоро: в июле сего года в Лондоне объявлена премьера большой High Cross Symphony, которую Шуть написал по заказу Симфонического оркестра Би-би-си.

Наибольший же энтузиазм у московской публики вызвала Камерная симфония N 5 - серьезное и многоуровневое сочинение, с которым успешно справился Ансамбль современной музыки во главе с дирижером Алексеем Виноградовым. Надо сказать, что исполнительский уровень всего фестиваля отличался впечатляющим качеством - кроме уже названных коллективов и музыкантов здесь принимали участие настоящие чудо-мастера своего дела - Владислав Иголинский (скрипка), Олег Танцов (кларнет), Марк Пекарский (ударные), Александр Мартынов (гитара), Владимир Тонха (виолончель). А в концерте Виктора Суслина участвовал его сын Александр, молодой, но уже достаточно известный солист-контрабасист, выступавший во многих музыкальных центрах Европы и Азии.

Виктор Суслин, отсутствовавший в Москве 18 лет (с 1981 года живет в Германии), для своего концерта выбрал жанр ретроспекции, составив его из малых ансамблей разных годов рождения, - некое подобие вневременного автопортрета. Соединение "старого" и "нового" (Трио-соната и "Мадригал", например, разделены 27 годами) благотворно сказалось на общем впечатлении от творчества композитора. Личность же Суслина - для кого-то хорошо известная, кем-то лишь припоминаемая, а кому-то вовсе незнакомая - примечательна во многих аспектах, и, пожалуй, нет такой гуманитарной области, где бы он не смог высказать своего собственного, особенного взгляда, подчас парадоксального. Такие элементы парадоксальности проявляются и в музыке. Например, "Белый траур", посвященный памяти А.Ведерникова - великого пианиста, учителя Суслина, - не имеет традиционно-привычного траурного материала, но неведомыми флюидами на уровне подсознания создает ощущение сопричастности к какому-то высокому обряду-таинству.

Открывался же концерт эффектной пьесой для двух скрипок "Каприччио на отъезд" - аллюзией на знаменитую пьесу Баха ("Каприччио на отъезд возлюбленного брата"), а с другой стороны - намеком на пограничный момент личной биографии. Впрочем, интригующими были чуть ли не все сочинения Суслина - та же "Колыбельная для Венеции" - вариации со сползающим басом, ассоциирующиеся с медленным, но неизбежным погружением города в морскую пучину. Или пьеса "Тритонхорнс", имитирующая чудную морскую раковину с низким грудным тембром, в которую веками призывно трубили жители Средиземноморья. Или, наконец, "Переход границы", где струнные инструменты размывают границы привычной нашему европейскому уху темперированной системы.

У одного из композиторов, не так давно переменивших свое местожительство, спросили: "А кем ты сейчас себя считаешь?". Он ответил: "Я - гражданин мира и, если хочешь, композитор мира. И я пишу музыку, черпая художественное вдохновение из той жизни, которая меня окружала, окружает или будет окружать".

Для художника любое изменение жизни - неважно, положительное или отрицательное, - является стимулом для сочинения музыки. И кто знает, появилось бы одно из лучших сочинений Суслина, если бы он остался дома, или, еще раньше, одно из известнейших сочинений Баха, если бы его затерявшийся в истории брат куда-то не уехал...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;