Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7180) 10-16 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСтаромодная комедия"Железный класс". Театральное агентство "Арт-партнер ХХI" Наталия КАМИНСКАЯ Название пьесы известного итальянского драматурга Альдо Николаи явно приложимо к актерам Ольге Волковой, Николаю Волкову и Сергею Юрскому. Или к им подобным. Впрочем, их "мало, избранных". Никто из наших больших актеров, к счастью, никому не подобен. А если и понадобилось в этих заметках выстроить их в некий ряд, то именно по принципу "железного класса", где "класс" - нечто большее, чем уровень мастерства и популярность у публики. Пьесу об итальянских стариках играют русские актеры, и арбузовский сентимент умножается на итальянские реалии жизни. Непостижимым, однако, образом оказался мир жителя Апеннин близок миру сказочника Старого Арбата. Собственно, "железный класс" - это представители поколения фронтовиков второй мировой войны, с возрастом не утратившие живого и непосредственного взгляда на мир. Речь об особой "закваске", о старомодной системе ценностей, где более всего ценны мужская дружба и сопротивление невзгодам. Эта "уходящая натура", в равной степени наблюдаемая что в Италии, что в России, вызывает смешанные чувства восхищения и печали. Однако итальянские завсегдатаи скверов выгодно отличаются от наших. К примеру, у Николаи эти старики в состоянии купить себе железнодорожные билеты, чтобы уехать к морю, да и одеваются куда приличнее наших ветеранов. Режиссер Николай Чиндяйкин, похоже, уговорился с актерами не прививать события на российскую почву, но и не педалировать итальянского происхождения. События отчетливо обретают притчевый характер. Старость здесь - временная физическая оболочка, за которой бьется противоречащая ей жизнь, - вечное двуединство, исполненное и надежды, и печали. Два старика- одногодка, живущие в унизительной зависимости от собственных детей, встречаются где-нибудь на бульваре и обретают друг в друге душевную опору, даже решаются на побег, сулящий им перемену участи. Стариков Бокку и Палью играют соответственно Сергей Юрский и Николай Волков. Женщину (ну как без женщины?), тоже пожилую и одинокую, играет Ольга Волкова. Трио блистательных артистов заведомо сообщает названию пьесы второй, сугубо театральный смысл. Тень мхатовского "Соло для часов с боем" незримо витает над спектаклем, хотя, конечно, в сугубо личностном, актерском аспекте - не в постановочном. Мужской дуэт подобран идеально. Палья - Волков - мягкий интеллигент, Бокка - Юрский - фрондер и забияка. Палья кажется рыхлым и податливым, Бокка - крепким и бодрым. Однако в момент долгожданного побега именно Бокка умирает, а Палья должен, видимо, радоваться уже тому обстоятельству, что остался в живых. Грустная история. Однако оставляет после себя ясное оптимистическое ощущение. И не оттого только, что комедия, что в поведении героев много откровенно смешного, в особенности у Юрского, чье умение разбавить трагедию дозами сокрушительного комизма общеизвестно. А, скорее, оттого, что перед нами победно старомодный актерский театр, главное свойство которого - объемная многокрасочная жизнь на сцене, полнокровное человеческое общение. Юрский при этом играет южанина, а Волков - северянина. Палья не обладает взрывным темпераментом, не озабочен желанием во что бы то ни стало скрыть свои недуги и неурядицы. Бокка зато - персона с чудовищным гонором, с гипертрофированным желанием казаться благополучным (типично южное свойство). Оттого миг, когда мужская дружба достигла уже той стадии, где нет нужды держать фасон и можно признаться в истинном положении вещей, звучит у Бокки истерикой. Перед нами, как и предполагалось, гордый беззащитный ребенок. Дав публике вдоволь насмеяться, Юрский выжимает из нее и слезу. Коль скоро к двум мужским одиночествам прибавляется и женское, возникает и треугольник. Смешной платонический треугольник, забавно проявляющий скорее мужские характеры, чем женский. Бокке болтливая дама, ее бесконечные кошки и шляпки явно мешают, Палья к ним снисходителен. Но, кажется, драматург отвел своей героине роль куда более существенную, чем она получилась в спектакле. В этой истории встретились все-таки три одиночества, а не два. Автоматически следующие за словом "антреприза" упреки в дешевизне репертуара и беззастенчивой эксплуатации звездных имен на этот раз придется отложить. Пьеса хороша - именно оттого, что традиционна и человечна. Участие в ней замечательного эфросовского актера Николая Волкова, увы, много лет не выходившего на сцену, его тонкая интеллигентная игра - плюс агентству "Арт-партнер ХХI" за вкус к поиску. Сергей Юрский демонстрирует отточенную форму и глубочайшее проникновение в суть характера. Если подобные результаты - следствие эксплуатации "звездного" труда, комментарии излишни. Также в рубрике:
|