Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7180) 10-16 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноА потом были фильмы"Золотой Витязь" начался с литургии Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ В силу разных обстоятельств у многих представителей прессы и как следствие в обществе у Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой Витязь" сложился стойкий имидж некоего одиозного, ура-патриотического, религиозного и ко всему еще плохо организованного мероприятия. Именно поэтому, получив приглашение поехать в Смоленск, где с 24 мая по 1 июня должен был проходить восьмой уже по счету "Золотой Витязь", я засомневался: а стоит ли? Потом решил все-таки поехать. И ничуть об этом не жалею... Приходилось ли вам слышать, чтобы международный кинофестиваль начинался с религиозного обряда? Именно с него начался VIII МКФ "Золотой Витязь". Утром 24 мая участники и гости фестиваля были доставлены в знаменитый Свято- Успенский кафедральный собор на Божественную литургию в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Затем вместе с сотнями прихожан основательно поредевшая фестивальная тусовка двинулась крестным ходом к памятнику основателям славянской письменности... Так вышло, что открытие фестиваля и религиозный и государственный праздник (День славянской письменности и культуры) совпали. Видимо, потому первым на церемонии открытия, проходившей в заполненном до отказа Театре драмы, выступил правящий архиерей Смоленской епархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Суть его речи сводилась к следующему: "Когда на Югославию обрушились бомбы и страдает сербский народ, все наши разговоры о православном и славянском единстве, об общности наших корней, наших судеб, несомненно, не могут быть не ориентированы на это". Об этом же говорил в своем выступлении, но куда более хлестко, создатель и президент МКФ "Золотой Витязь" Николай Бурляев, который призвал посвятить фестиваль "многострадальному сербскому народу". А трижды лауреат "Золотого Витязя" председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, заклеймив натовских летчиков и американский империализм в целом, закончил свое выступление так: "Мы собрались сюда для того, чтобы, ровно и глубоко вздохнув, не кричать, не биться в истерике, а подмигнуть друг другу, как говорил Василий Васильевич Розанов: глянет один русский человек на другого, подмигнет, и все ясно. Я бы хотел, чтобы нам стало все ясно. А самое главное, чтобы эта ясность не затмилась желанием делать раньше, чем осознаешь, что делаешь". Чтобы произнести свою речь, Михалков протрясся в иномарке из Москвы до Смоленска почти четыре сотни километров и тут же укатил обратно. Как видите, в рамках фестиваля прошло чисто политическое по содержанию и митинговое по форме мероприятие. В связи с этим Никита Сергеевич, перед тем как сесть в автомобиль, сказал мне в блиц-интервью: "Часто кинофестивали вынуждены превращаться в какие-то более-менее серьезные политические акции. Мне это мешает. Я бы очень хотел, чтобы этого не было. Как бы я хотел, чтобы и "Золотой Витязь" был форумом кино и только кино. Но так не выходит". К сожалению, почему "не выходит", Михалков не объяснил. ...А потом было кино. Четыре конкурсные программы (художественные, документальные, студенческие, видео- и телефильмы) шли в четырех лучших городских кинотеатрах. Члены фестивальных жюри (их возглавляли соответственно профессор Софийской академии Маргарит Николов, представляющий Украину актер Николай Олялин, ректор ВГИКа Александр Новиков и режиссер из Петербурга Михаил Шерехов) смотрели фильмы вместе со зрителями (они получали в кассах бесплатные билеты) и, таким образом, имели возможность сравнить свои впечатления с реакцией зала. Всего было показано более 140 полнометражных и короткометражных фильмов, снятых в 1997 - 1999 годах. Пожалуй, больше всего вопросов возникает к программе художественных лент. С одной стороны, отборочная комиссия проявила на этот раз гибкость и не стала слишком жестко подгонять конкурсные фильмы под девиз фестиваля "За нравственный христианский идеал, за возвышение души человека". В результате в конкурсе появилась представляющая Югославию - Сербию жесткая, если не сказать жестокая, но очень талантливая картина Горана Паскалевича "Бочка пороха" (1998), которая весьма своеобразно, в ключе трагикомического абсурда трактует происходящее в Югославии. То же самое можно сказать и о новаторской по киноязыку и стилю работе Петра Луцика "Окраина" (1998). Церковным ортодоксам и догматически мыслящим поборникам высокой нравственности есть за что заклеймить эту картину - хотя бы за ряд шокирующе натуралистических сцен. На самом же деле "Окраина" (как, впрочем, и "Бочка пороха") по сути своей глубоко гуманистична. С другой стороны, диву даешься, как могла наряду с названными выше лентами, а также с "Евангелием от Луки" (1997, Грузия), где писатель, сценарист и режиссер Годердзи Чохели остро и оригинально поднимает проблему возвращения к вере, с удостоенной высшей награды Каннского фестиваля притчей Тео Ангелопулоса "Вечность и один день" (1998, Греция) оказаться в конкурсе просто беспомощная в профессиональном отношении костюмно-историческая драма Сергея Тарасова "Князь Юрий Долгорукий". Думается, что на этом фестивале, в регламенте которого не предусмотрено "право первой ночи", конкурсная программа могла быть и побольше, и побогаче. Непонятно также, почему в ней оказались две короткометражки, к тому же не отличающиеся особыми достоинствами. Ведь это все равно, что выставить на ринге боксера-тяжеловеса против "мухача"... Пожалуй, наибольший интерес на фестивале вызвали неигровые фильмы, снятые как на кинопленку, так и на видео. Прежде всего это сербская программа. Назову лишь несколько лент: "Досье "Гаага" (о военных преступлениях, совершенных на территориях бывшей Югославии и Руанды), "Детей я тебе не прощу" (о белградских детях, попавших под натовские бомбардировки), "Дом-окоп" (взгляд на события в Косово), "Миротворцы", "Неизвестному солдату" (потрясающая по своему эмоциональному накалу зарисовка из белградского бомбоубежища)... Также в рубрике:
|