Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7180) 10-16 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

А потом были фильмы

"Золотой Витязь" начался с литургии

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


В силу разных обстоятельств у многих представителей прессы и как следствие в обществе у Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой Витязь" сложился стойкий имидж некоего одиозного, ура-патриотического, религиозного и ко всему еще плохо организованного мероприятия. Именно поэтому, получив приглашение поехать в Смоленск, где с 24 мая по 1 июня должен был проходить восьмой уже по счету "Золотой Витязь", я засомневался: а стоит ли? Потом решил все-таки поехать. И ничуть об этом не жалею...

Приходилось ли вам слышать, чтобы международный кинофестиваль начинался с религиозного обряда? Именно с него начался VIII МКФ "Золотой Витязь". Утром 24 мая участники и гости фестиваля были доставлены в знаменитый Свято- Успенский кафедральный собор на Божественную литургию в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Затем вместе с сотнями прихожан основательно поредевшая фестивальная тусовка двинулась крестным ходом к памятнику основателям славянской письменности...

Так вышло, что открытие фестиваля и религиозный и государственный праздник (День славянской письменности и культуры) совпали.

Видимо, потому первым на церемонии открытия, проходившей в заполненном до отказа Театре драмы, выступил правящий архиерей Смоленской епархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Суть его речи сводилась к следующему: "Когда на Югославию обрушились бомбы и страдает сербский народ, все наши разговоры о православном и славянском единстве, об общности наших корней, наших судеб, несомненно, не могут быть не ориентированы на это".

Об этом же говорил в своем выступлении, но куда более хлестко, создатель и президент МКФ "Золотой Витязь" Николай Бурляев, который призвал посвятить фестиваль "многострадальному сербскому народу".

А трижды лауреат "Золотого Витязя" председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, заклеймив натовских летчиков и американский империализм в целом, закончил свое выступление так: "Мы собрались сюда для того, чтобы, ровно и глубоко вздохнув, не кричать, не биться в истерике, а подмигнуть друг другу, как говорил Василий Васильевич Розанов: глянет один русский человек на другого, подмигнет, и все ясно. Я бы хотел, чтобы нам стало все ясно. А самое главное, чтобы эта ясность не затмилась желанием делать раньше, чем осознаешь, что делаешь".

Чтобы произнести свою речь, Михалков протрясся в иномарке из Москвы до Смоленска почти четыре сотни километров и тут же укатил обратно.

Как видите, в рамках фестиваля прошло чисто политическое по содержанию и митинговое по форме мероприятие. В связи с этим Никита Сергеевич, перед тем как сесть в автомобиль, сказал мне в блиц-интервью: "Часто кинофестивали вынуждены превращаться в какие-то более-менее серьезные политические акции. Мне это мешает. Я бы очень хотел, чтобы этого не было. Как бы я хотел, чтобы и "Золотой Витязь" был форумом кино и только кино. Но так не выходит".

К сожалению, почему "не выходит", Михалков не объяснил.

...А потом было кино. Четыре конкурсные программы (художественные, документальные, студенческие, видео- и телефильмы) шли в четырех лучших городских кинотеатрах. Члены фестивальных жюри (их возглавляли соответственно профессор Софийской академии Маргарит Николов, представляющий Украину актер Николай Олялин, ректор ВГИКа Александр Новиков и режиссер из Петербурга Михаил Шерехов) смотрели фильмы вместе со зрителями (они получали в кассах бесплатные билеты) и, таким образом, имели возможность сравнить свои впечатления с реакцией зала. Всего было показано более 140 полнометражных и короткометражных фильмов, снятых в 1997 - 1999 годах.

Пожалуй, больше всего вопросов возникает к программе художественных лент. С одной стороны, отборочная комиссия проявила на этот раз гибкость и не стала слишком жестко подгонять конкурсные фильмы под девиз фестиваля "За нравственный христианский идеал, за возвышение души человека". В результате в конкурсе появилась представляющая Югославию - Сербию жесткая, если не сказать жестокая, но очень талантливая картина Горана Паскалевича "Бочка пороха" (1998), которая весьма своеобразно, в ключе трагикомического абсурда трактует происходящее в Югославии. То же самое можно сказать и о новаторской по киноязыку и стилю работе Петра Луцика "Окраина" (1998). Церковным ортодоксам и догматически мыслящим поборникам высокой нравственности есть за что заклеймить эту картину - хотя бы за ряд шокирующе натуралистических сцен. На самом же деле "Окраина" (как, впрочем, и "Бочка пороха") по сути своей глубоко гуманистична.

С другой стороны, диву даешься, как могла наряду с названными выше лентами, а также с "Евангелием от Луки" (1997, Грузия), где писатель, сценарист и режиссер Годердзи Чохели остро и оригинально поднимает проблему возвращения к вере, с удостоенной высшей награды Каннского фестиваля притчей Тео Ангелопулоса "Вечность и один день" (1998, Греция) оказаться в конкурсе просто беспомощная в профессиональном отношении костюмно-историческая драма Сергея Тарасова "Князь Юрий Долгорукий". Думается, что на этом фестивале, в регламенте которого не предусмотрено "право первой ночи", конкурсная программа могла быть и побольше, и побогаче. Непонятно также, почему в ней оказались две короткометражки, к тому же не отличающиеся особыми достоинствами. Ведь это все равно, что выставить на ринге боксера-тяжеловеса против "мухача"...

Пожалуй, наибольший интерес на фестивале вызвали неигровые фильмы, снятые как на кинопленку, так и на видео. Прежде всего это сербская программа. Назову лишь несколько лент: "Досье "Гаага" (о военных преступлениях, совершенных на территориях бывшей Югославии и Руанды), "Детей я тебе не прощу" (о белградских детях, попавших под натовские бомбардировки), "Дом-окоп" (взгляд на события в Косово), "Миротворцы", "Неизвестному солдату" (потрясающая по своему эмоциональному накалу зарисовка из белградского бомбоубежища)...

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;