Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7604) 1 - 7 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеДон РиккардоВеликий маэстро привез в Москву комический шедевр Доницетти МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Трудно отделаться от мысли, что, создавая три года назад молодежный оркестр "Луиджи Керубини", Риккардо Мути уже предчувствовал, что вскоре вынужден будет покинуть Ла Скала, во главе которого стоял почти двадцать лет. Конечно, риска остаться без работы у великого маэстро не было, однако его многолетняя связь с итальянской оперой легко могла бы прерваться. Благодаря же созданию этого превосходного коллектива, набиравшегося самим маэстро из числа лучших молодых музыкантов Италии, она осталась неразрывной, что продемонстрировал и приехавший ныне в Москву "Дон Паскуале". Казалось бы, в операх Доницетти на главенство всегда претендовали певцы, тогда как значение оркестра и даже дирижера чаще всего недооценивалось. Многие дирижеры относились и относятся к этому композитору чуть ли не с пренебрежением, считая его в отличие от Россини второсортным. Нельзя, впрочем, сказать, что Доницетти когда-либо входил в число приоритетов самого Мути: его любовь к этому композитору, похоже, одним "Доном Паскуале" и исчерпывается. Не припомню, чтобы маэстро брался за другие оперы, а вот "Дон Паскуале" сопровождает его по жизни аж с 1971 года, когда именно этой оперой он дебютировал в Зальцбурге. В дальнейшем он обращался к ней еще не раз, включая знаменитый спектакль Ла Скала с Ферруччо Фурланетто в заглавной роли. Нынешняя постановка осуществлена в прошлом году в рамках Равеннского фестиваля. Именно Мути и оркестр "Луиджи Керубини" стали главными героями спектакля. Это стало ясно уже с первых тактов увертюры, сыгранной филигранно, с тонким ароматом и пьянящей искристостью молодого вина. А в самой опере вступления и аккомпанементы часто оказывались важнее и интереснее, нежели сольные номера. Маэстро вовсе не подавлял певцов оркестром, и если последний иногда их все же заглушал, то дело тут, скорее, в особенностях акустики зала Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, как, впрочем, и в достаточно скромных вокальных данных участников спектакля. Поэтому едва ли не все исполнители были хороши в виртуозно слепленных маэстро ансамблях и заметно менее интересны в сольных "высказываниях". Впрочем, Москва получила этот "продукт" не совсем в том варианте, в каком он был задуман и воплощен маэстро Мути в Равенне. Там, по его собственным словам, молодые певцы группировались вокруг маститого Клаудио Дездери, и это превращало спектакль в своего рода мастер-класс. Давно известно, что в ансамбле с мастерами начинающие вокалисты и поют лучше, и растут быстрее, нежели в целиком молодежных составах. В Москву, однако, Дездери не приехал, а в заглавной партии выступил не достигший еще тридцатилетнего возраста Никола Алаймо. Способный певец, благодаря опыту исполнения россиниевского репертуара весьма недурно владеющий буффонной интонацией, он вместе с тем недостаточно индивидуален и артистичен, дабы быть центром спектакля. К тому же у него не получается быть трогательным, а соответственно та самая грусть, что столь важна в этой опере для маэстро Мути, звучит в данном случае лишь в оркестре. Из остальных исполнителей стоит отметить, пожалуй, лишь Лауру Джордано - Норину, впрочем, звездного потенциала тоже пока не обнаружившую. О самой постановке особо много не скажешь. Достоинства работы режиссера Андреа Де Розы, скорее, лежат в отрицательной плоскости, то есть в том, чего он не делал. Не шел поперек музыки, не выворачивал наизнанку сюжет, не переносил, не превращал, не заставлял et cetera, et cetera, et cetera... Но что же, однако, он все-таки делал? Более-менее грамотно разводил по сцене персонажей да эксплуатировал в энный раз идею театра в театре, но как-то уж очень неизобретательно. Некоторую толику фантазии режиссер продемонстрировал разве лишь в массовой сцене в начале второго акта. Заметно больше достоинств в работе художников Итало Грасси (сценография), Паскуале Мари (свет) и, конечно, маститой Габриэллы Пескуччи (костюмы). Впрочем, такая вот более чем скромная, но не выпадающая из стиля и не грешащая откровенной безвкусицей постановка все же предпочтительнее многих сегодняшних извращений, претендующих к тому же на роль основного блюда. Здесь же приоритеты были весьма четкими: главное - музыка, все остальное - сервировка. Конечно, когда музыка звучит на таком уровне, скромность сценических средств вполне простительна. Хотя, коль скоро речь идет об опере комической, недостаток фантазии оказывается особенно ощутимым. Также в рубрике:
|