Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7604) 1 - 7 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрАНАТОЛИЙ БЕЛЫЙ: "Моя внутренняя программа сбоев не дает"Беседу вела Ольга РОМАНЦОВА
Практически никому из актеров не удается до 35 лет сыграть короля Лира. А Анатолий БЕЛЫЙ сыграл, да еще в спектакле японского театрального гуру Тадаши Судзуки. Поначалу Белый не предполагал, что станет актером. Он занимался акробатикой, поступил в Самарский авиационный институт и после его окончания должен был стать инженером-программистом электронных установок бортового оборудования. Но после третьего курса поехал поступать в театральный институт и был принят в Театральное училище им. Щепкина. Сейчас Анатолий Белый постепенно становится лидером актерского поколения 90-х. Писатель Катуриан Катуриан, сыгранный им в спектакле Кирилла Серебренникова "Человек-подушка" по пьесе Мартина Макдонаха, вызывает сочувствие своей интеллигентностью, сознанием вины и готовностью ответить даже за те преступления, которых он не совершал.
- Анатолий, в нынешнем году вы ездили на фестиваль "Новая драма" в Ясную Поляну? - Ездил. Мне хочется заниматься театральными экспериментами, знать о том, что происходит в театре нового. На таких фестивалях, как в Любимовке, на "Новой драме" и в Театре "Практика" рождаются новые идеи, там пробуют свои силы совсем молодые режиссеры и актеры, и мне хочется быть в курсе того, что они делают.
- В 90-х годах вы участвовали в разных экспериментальных постановках: работали у Владимира Мирзоева, в Центре драматургии и режиссуры, сыграли роль в "Откровенных полароидных снимках" Кирилла Серебренникова. Как вы попадали в эти проекты? - По-разному.
- Вам везло? Вы оказывались в нужное время в нужном месте? - С "Откровенными полароидными снимками" мне повезло: я действительно оказался в нужное время в нужном месте. В 2001 году в рамках Всемирной театральной олимпиады французская Академия экспериментального театра подготовила в театре Васильева программу "Оружие поэзии": режиссеры из разных стран ставили с молодыми российскими актерами пьесы западных драматургов. Режиссер из Колумбии сделал с нами, выпускниками Щепкинского училища, пьесу Кольтеса "Западная пристань". Нам дали две недели, и все это время мы просто дневали и ночевали в театре. Прошел слух, что на Сретенке происходит что-то интересное, на наши показы стали приходить зрители, а на один из них Марина Голуб привела Кирилла Серебренникова (она играла у него в "Пластилине", мы с Кириллом были знакомы, но он не предлагал мне поработать вместе). Посмотрев "Западную пристань", он на следующий день прислал мне пьесу "Откровенные полароидные снимки" с письмом: "Толя, с богом, вперед. Читай роль Виктора". Так Марина нас соединила. После этой работы мы поняли, что можем сделать вместе много интересного.
- Вам приходилось участвовать в кастингах? Искать работу? - Приходилось, конечно. Хотя очень большую роль в моей жизни сыграла Марина Голуб, она познакомила с Людмилой Черновской, которую все актеры зовут просто Люсей (она руководила молодежной секцией в Доме актера, а теперь делает то же самое в Центре СТД "На Страстном"). Люся всегда помогает молодым актерам найти работу, знакомит их с режиссерами. Она пригласила художника Павла Каплевича на один из новогодних капустников, где мы с Мариной показывали свой номер: танго, пародирующее рекламные клипы. Каплевич в тот момент искал актеров для спектаклей Мирзоева в Театре имени Станиславского, увидел наш номер и привел меня к Мирзоеву (в его спектаклях пригодились все мои акробатические навыки). Примерно в это же время Олег Меньшиков создал свое "Театральное товарищество 814" и начал работу над спектаклем "Горе от ума". Каплевич был художником у Олега и привел меня в "Театральное товарищество". Но эти работы прошли практически незаметно. А роль Виктора в "Откровенных полароидных снимках" стала этапным моментом в моей жизни. С нее все началось.
- Почему вы теперь решили отказаться от нее? Вы не жалеете об этом? - Иногда жалею, но думаю, что поступил правильно. Некоторые актеры держатся за роль до последнего, но я считаю, что играть Джульетту после тридцати лет неправильно. Если актер не соответствует своей роли, то зрителям в зале кажется, что их обманывают. У меня такое не раз бывало, когда я смотрел спектакли. Роль Виктора - одна из моих самых любимых ролей, я бы даже сказал - знаковых, но наступил момент, когда я понял, что физически ей не соответствую. Виктору - 19, максимум 20 лет, а мне уже за тридцать, я повзрослел, изменился внутренне и внешне.
- Как вам удается в каждой роли меняться почти до неузнаваемости? - Мне кажется, что это не совсем так, хотя я прошел очень хорошую театральную школу. Людмила Николаевна Новикова, наш педагог в Театральном училище им.Щепкина, научила нас работать по законам разных театральных систем. Мы изучали систему Станиславского, где актер идет от себя в предлагаемых обстоятельствах, занимались системой Михаила Чехова, где важен внешний образ, психологический жест, пробовали на себе биомеханику. Занимаясь с нами, Людмила Николаевна давала каждому возможность найти свой подход к роли, выбрать то, что действительно помогает войти в образ.
- Вы могли бы выстроить свою роль сами, без режиссера? - Наверное, смог бы, но зачем? Конечно, если режиссер ничего не предлагает, приходится самому выстраивать роль. Но, по большому счету, это самодеятельность. Это в кино можно снимать фильм и самому в нем играть. В театре нужно либо ставить спектакль, либо играть в нем, иначе ничего толкового не выйдет. По большому счету, актер все равно делает роль сам, но во время репетиций с режиссером возникает то, что можно назвать творчеством: ты что-то предлагаешь сам, пробуешь то, что предложил он, все обдумываешь, внутренне перерабатываешь, снова пробуешь. Так постепенно складывается роль.
- Как вам удается находить общий язык с абсолютно разными режиссерами? - Я открыт для общения, готов работать, считываю то, что режиссер мне предлагает, и обычно моя внутренняя программа сбоев не дает. Только раз в жизни у меня был конфликт с режиссером, не хочу называть его фамилии.
- А работа с Тадаши Судзуки, который требует, чтобы актеры постоянно занимались тренингами, который несколько месяцев репетировал с вами "Короля Лира" в японской деревне, держал на диете, протестов не вызывала? - Нет, потому что роль Лира стала для меня в профессии ступенькой вверх. Репетиции с Судзуки раскрыли мои возможности, работая с ним, я понял, что очень многое могу сыграть. То, что мы репетировали в деревне, в полной изоляции от внешнего мира, дало свои результаты. Хотя постоянно работать в театре-общине, театре-коммуне я не способен. Как-то на заре туманной юности я пошел поступать в лабораторию к Анатолию Васильеву. Прошел прослушивание у педагога, поговорил с Анатолием Александровичем и понял, что для работы с ним нужно быть человеком определенного склада характера. Я не готов уйти в театральную лабораторию как в монастырь, ради нее отказавшись от мира. И не смог бы полностью отдать себя театру, у меня есть другие интересы, а жизнь слишком прекрасна, чтобы от нее отказываться.
- Между королем Лиром и писателем Катурианом из "Человека-подушки" Макдонаха есть что-то общее? - Эти работы очень отличаются друг от друга. Играя Лира, я собираюсь, концентрирую свою энергию и выдаю максимальную эмоцию. Это эмоции открытые, как и должно быть в трагедии. Играя Катуриана, я тоже долго настраиваюсь перед спектаклем, но у Макдонаха другой жанр. Я его назвал бы психологическим триллером. В нем все эмоции должны оставаться внутри. На репетициях Кирилл постоянно говорил мне, что кричать нельзя. Нужно играть современно: точно и лаконично. Энергия Катуриана не может выплеснуться, освободить его от комплексов, гнетущих мыслей и страшного прошлого. Они сжигают его изнутри.
- Вы считаете, что актеру нужно постоянно работать в одном театре или лучше быть свободным, переходя из одного проекта в другой? - Думаю, что каждый актер выбирает, как ему удобнее. Некоторые сильно заняты в кино, и поэтому работа в стационарном театре сильно осложняет жизнь. А мне интересно работать в МХТ, на мой взгляд, здесь выбрана очень правильная политика. Я говорю это вовсе не потому, что работаю в МХТ. Просто считаю, что актер должен проходить какой-то путь, пробовать себя в разных качествах, расти от роли к роли. Это можно сделать, только работая в театре. В МХТ есть для этого все условия. Олег Павлович Табаков приглашает на постановки талантливых, современных режиссеров. Чтобы работать с ними, надо самому многое уметь. Это позволяет актерам постоянно двигаться вперед. Также в рубрике:
|