Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7606) 15 - 21 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноИГОРЬ КОРНЕЛЮК: "Достоевский одобрил мою музыку"Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Композитор Игорь КОРНЕЛЮК стал известным в 80-е годы, когда начал петь свои песни "Милый", "Билет на балет", "Дожди", "Мало ли", "Дым" ("Я научился летать..."). Сегодня суперпопулярен его "Город, которого нет", написанный к сериалу "Бандитский Петербург". Музыка Корнелюка звучит в фильмах "Идиот", "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, "Честь имею", "Русский перевод", премьера которого недавно прошла на "Первом канале". - Нелегкой оказалась работа над музыкой к многосерийному художественному фильму "Русский перевод" по роману Андрея Константинова "Журналист", но впервые в жизни я был по-настоящему доволен тем, что сделал в кино.
- А "Бандитский Петербург", "Идиот", "Мастер и Маргарита"? - Во всех картинах у меня есть масса оговорок, а тут, хотя я очень устал, мне понравилось работать. Очень талантливые молодые ребята-москвичи - режиссер Александр Черняев, продюсеры. Уже имея опыт работы в кино, здесь я все делал не так, как прежде. Например, написал песню, настоящий рэп. Это было смело, даже нагло с моей стороны. Когда стали расставлять музыку в картине, я вдруг почувствовал, как все заиграло, что какие-то вещи так легли в фильм, на кадр, что помогли актерам, оператору, общему движению, монтажу. Меня это так обрадовало! Работа же в "Идиоте" была для меня настолько кровавой, до изнеможения, что до сих пор мне иногда снится, будто продолжаю работать над этой картиной. Ничто в жизни мне не давалось так тяжело, как музыка к "Идиоту". Я поставил себе большие задачи. Мне хотелось создать атмосферу Петербурга XIX века. Еще хотелось, чтобы музыка ложилась на образ князя Мышкина, один из самых сложных образов в мировой литературе. Еще хотел, чтобы музыка была прозрачной и ясной. У меня очень долго ничего не получалось. Я искал, залез в такие дебри, дошел до какой-то додекафонии, потом говорил себе: "Стоп, Игорь! Что ты делаешь? Это же Петербург XIX века!" Мне каждую ночь снился Федор Михайлович. Он глумился надо мной, показывал мне язык. Я просыпался в холодном поту. Сроки поджимали, а у меня все не было главной темы. Не получается, хоть убейте! Попадаю в состояние цейтнота, не успеваю. Что делать? Звонить и отказываться от работы? Не справился! И вот когда уже мое отчаяние достигло предела, меня вдруг пронзило. Пришло понимание, как это должно быть. Я почувствовал это. И неожиданно легко сочинил главную мелодию князя Мышкина. И последний раз мне приснился Федор Михайлович Достоевский. Он с грустью посмотрел на меня и произнес: "Ишь, очкарик, справился!" На следующий день я должен был встречаться с Бортко и уже абсолютно не сомневался в том, что музыка ему понравится. Ведь сам Достоевский ее одобрил! Та работа была еще тем сложна, что существовали установки Бортко. У меня в арсенале был только струнный оркестр. Никаких духовых инструментов нельзя было использовать, даже флейту. Я спорил с Бортко до хрипоты, ругался, убеждал: "Володя, я тебе обещаю, что сделаю так, что актер будет говорить шепотом под рев тромбонов и мы все услышим, все будет замечательно. Сейчас же современные цифровые технологии, не то что было раньше..." Нет, ни в какую! На свой страх и риск я делал какие-то фрагменты с более расширенным оркестром, Бортко это все рубил. В общем, там был строгий стиль. Это как задача по полифонии: шаг влево, шаг вправо, расстрел. Надо было пройти по тоненькой жердочке, соблюсти все правила. Так что работа была действительно кровавой. А на фильме "Русский перевод" у меня была полная свобода, никаких препонов. События происходят в 80-х годах ХХ века в Ливане и Йемене. Там есть целый пласт восточной культуры. Я пригласил на саксофон замечательного музыканта Михаила Жидких. Он сыграл так необыкновенно, что консультант фильма, араб, попросил режиссера: "Запишите мне эту дивную музыку. Я потрясен, что это написал не восточный человек. Она настолько наша!" Мне было так приятно это слышать!
- Я прочитала в Интернете следующее: "Музыкой к фильму Бортко "Бандитский Петербург" Игорь Корнелюк подвел черту под эстрадным этапом жизни и шагнул в новый, очень заманчивый - сериальный". - Ни под чем я не подводил черту! И почему это не может совмещаться? Иногда мне говорят: "Вы пишете такую разную музыку!" А что в этом удивительного? Музыкальный мир огромен, почему я должен в чем-то себя ограничивать? Я могу написать и песню, и симфонию. Я не сравниваю себя с Чайковским, но посмотрите его балеты, это же, по сути, та же самая популярная музыка, только того времени. Другое дело, что это гениальный композитор. Его музыка - это фантастика. У меня есть возможность выбирать, в каких концертах участвовать, а от каких отказаться. Как есть возможность выбирать работу в кино. Я для себя решил, когда стал заниматься киномузыкой (первая моя картина - "Бандитский Петербург"): первые 20 фильмов - буду брать все, что предложат. Очень хотел работать в кино, мне это интересно. 20 картин я уже отработал. Теперь тщательно читаю каждый сценарий, за все подряд не берусь.
- Лестно, что Бортко работает только с вами? - После того как я написал музыку к "Бандитскому Петербургу", Бортко приехал ко мне в студию и сказал: "Знаешь, старик, теперь я буду работать только с тобой". Скажу честно, у меня много недоброжелателей. Когда Бортко пригласил меня на "Бандитский Петербург", московские продюсеры встали на дыбы: "Володя, ты что, с ума сошел? Кого ты приглашаешь? Корнелюк - это же "Билет на балет", "Подожди, дожди, дожди..."!" Бортко настоял на своем. А когда он пригласил меня на "Идиота", ему говорили: "Ты с ума сошел? Корнелюк - это же "Бандитский Петербург", а тут классика, тут нужен другой композитор". Когда сняли "Идиота", Бортко рассмеялся: "Ну, старик, после Достоевского уже никто ничего не скажет". Правда, продюсеры, которые были против моей кандидатуры, позже позвонили мне и извинились. А потом и фильм "Мастер и Маргарита" был. Я очень благодарен Бортко за то, что он пригласил меня в кино. Кино позволило мне писать то, что хочу, немного отойти от нашей эстрады, ставшей совсем узенькой, зажатой в своем убогом формате. Но кино, скажу, - тоже достаточно узкий формат. Я-то мечтаю о другом - о музыкальном театре. Мечтаю написать оперу. Опера - высочайшее, что человечество придумало в искусстве. В ней есть настоящая музыкальная драматургия, есть симфонизм в широком смысле слова, который применим к театру.
- Как к мюзиклу относитесь? - Не очень люблю это слово. Мюзикл предполагает наличие синкоп в оркестре и появление девчонок на сцене, которые начинают синхронно поднимать ноги. Мне хочется создать спектакль с большими, высокими чувствами, красивыми эмоциями, чтобы в финале зритель заплакал, а после слез у него наступило внутреннее очищение. Обидно, что в нашей стране опера давно превратилась в какой-то музей. Читал, что, когда Верди писал свои нетленки, на дверях его квартиры вывешивали бюллетени о том, что он сделал. И премьера превращалась либо в триумф, либо в грандиозный провал. Мне хочется чего-то такого же. И зритель соскучился по настоящему. Музыка сейчас у нас звучит всюду: дома, в магазине, на работе, в автомобиле. Все это не очень хорошего качества, потому что пишется не из желания подарить людям что-то хорошее, а из желания заработать денег. Мне очень хочется, чтобы зритель пришел в музыкальный театр и погрузился в другой мир, отошел от проблем, окружающих его. Я вообще - фаталист по жизни. Если мне что-то суждено, я это сделаю.
- Сейчас чем заняты? - Пишу музыку к двум фильмам: "Тарас Бульба" Владимира Бортко и "Мика и Альфред" Владимира Фатьянова по роману Владимира Кунина. Закончил глобальную реконструкцию своей студии. Менял технологию. У меня будет самая передовая, самая интересная, уникальная техника, которая только появляется в мире. Я всю жизнь стремлюсь к идеальному звуку, хочу достигнуть его. Мне это интересно и ужасно нравится. Иду в ногу со временем. Как-то прочитал, что современная цифровая студия по сложности управления ею напоминает командный пункт НАСА. Я встал и зааплодировал журналисту, написавшему это! Ведь это действительно так. У меня много концертов. Постоянно выступаю, гастролирую. Моя активная гастрольная жизнь началась в 1988 году, когда я избрал сольную карьеру. И сейчас она такая же интенсивная, хотя, видите, я не играю в шоу-бизнес, не участвую в тусовках, не позиционирую себя как эстрадный артист. Многое из того, что сейчас происходит в так называемом шоу-бизнесе, мне категорически не нравится, и я не хочу участвовать в этом деле. У меня другие задачи, цели. Я сознательно отстранился от шоу-бизнеса. Считаю, что это был мужской поступок. И практика показывает, что необязательно быть в этом бизнесе для того, чтобы гастролировать.
- Вам часто задают вопрос: как вы позиционируете себя? - Конечно, как композитор. И консерваторию я окончил как композитор. Но кормил-то я себя как артист. Авторские права у нас в стране почти никогда не соблюдались. Только сейчас я начал зарабатывать как композитор. И вкладываю деньги в оборудование, на котором работаю. Раньше меня немного угнетали психологические "ножницы". Сейчас, по-моему, ситуация выравнивается. Хотя чего сокрушаться по этому поводу? Какая разница? У меня две профессии: я композитор и немного артист.
- В кино вы ходите? - Да. Но чаще смотрю фильмы дома, у меня небольшой кинотеатр оборудован. Правда, в последнее время я доползаю после полуночи до своего DVD, честно, мужественно ставлю диск, сажусь смотреть, и меня хватает только на титры. Засыпаю! Так что знаю титры практически всех новых фильмов.
- Но когда все-таки смотрите фильм, обращаете внимание на музыку? - Естественно.
- Испытываете, скажем, сожаление, разочарование, что здесь такая музыка неуместна? - Постоянно испытываю такие чувства. Но иногда прихожу и в восторг от того, что сделали люди, порой даже сожалею, честное слово: эх, почему не я это написал! Недавно я открыл для себя Альфреда Хичкока. Это настоящее искусство. И музыка там великолепная, очень точная и красивая. В советское время считалось, что Хичкок - это фильмы ужасов. Даже была шутка: "Альфред Хичкок приехал на "Ленфильм", посмотрел на наши павильоны и сказал, что ничего более ужасного в своей жизни он не видел. Ха-ха-ха!" Я очень люблю кино 40 - 50 - 60-х годов, вплоть до 80-х. А сейчас кино стало продюсерским. Эти ребята "точно знают", как делать блокбастер, мелодраму, фильм ужасов. Но их кино меня часто раздражает. Также в рубрике:
|