Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7629) 24 апреля - 14 мая 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Фотобиеннале - 2008

Свет, цвет и "Первоцвет"


Итак, подходит к концу VII Международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008". Главные его выставки работают до конца нынешней недели (так что спешите видеть, кто не успел), хотя некоторые экспозиции остаются открытыми до середины мая.

Мы уже неоднократно писали о Фотобиеннале и даже посвящали ей целую полосу (см. № 14 нашей газеты). Это - "последний выстрел". Пусть не обижается уважаемый Московский Дом фотографии, устроитель феста, но объять всю его программу просто невозможно. Вот мы и попросили нескольких самых трудолюбивых и мобильных критиков, исправно посещавших все вернисажи биеннале, дать ей свою оценку. Может, хоть так получится более объемная картина фестиваля, ставшего главным событием столичной арт-весны.

Ну а потом - традиционные рецензии на самые громкие проекты.

Виктория МУСВИК, историк фотографии:

- Нынешняя Фотобиеннале показалась мне гораздо менее "раздерганной", чем в прежние годы. Большинство выставок - несмотря на их обычное зашкаливающее количество - не разлеталось во все стороны, но группировалось вокруг центральной темы "Свет и цвет". В этой новой собранности, кстати, я и вижу потенциал развития фестиваля: выставок может быть традиционно много, в конце концов, это уже стало фирменным стилем Фотобиеннале, но основная идея не притягивается за уши, а гармонично прорастает из самого материала. Из экспозиций запомнился, конечно, собиравшийся по крупицам долгие годы "Первоцвет", еще пара отечественных проектов вроде "Героев пятой пятилетки" со снимками из архива журнала "Огонек", а также масштабные ретроспективы Андреаса Гурского и Ральфа Гибсона, персоналки Марио Джакомелли и Эдуарда Буба. Из недостатков - традиционное провисание современной отечественной фотографии, особенно жалко выглядящей на фоне того же Гурского.

Михаил БОДЕ, "Российская газета":

- На Фотобиеннале интересные выставки попадаются, как редкие зернышки. Их-то как раз вовсю и клевали СМИ. Конечно, в первую очередь, это ЦВЗ "Манеж". Там и Эдуард Буба (но его и раньше видели), и Марио Джакомелли (и его видели на осенней выставке итальянских фотографов). Богдан Конопка - приятный сюрприз. Выставка цветной и раскрашенной русской/советской фотографии "Первоцвет" - нафталин. Так же, как и советские фотографии "огоньковцев" и др. в Галерее Церетели. "Магнумные" мэтры на "Винзаводе" - сплошная депрессия. Исключение - Георгий Пинхасов. На том же "заводе" хорошо вспомнили "славный май 68-го года" благодаря Гексину Сипахиоглу.

Остальная масса экспонентов (по большей части "наших"), скорее всего, оказалась на Фотобиеннале либо как балласт, либо по знакомству с главным куратором. Сильные акценты на биеннале сделаны с помощью художников, которые, скорее, относятся к contemporary art, а не просто к фотографии. Андреас Гурский и Дженни Хольцер - это шаги в сторону, в сторону медиального искусства. Может быть, туда потом и двинется эта биеннале?

Жанна ВАСИЛЬЕВА, журнал "Итоги":

- Сильное впечатление оставили проект "Первоцвет" и показанные в Новом Манеже автохромы братьев Люмьер. Вообще, идея проследить, как появлялся цвет в фотографии, почему к нему так стремились и как менялось отношение к цветной фотографии, реализована плодотворно и зрелищно. Еще были интересны встречи с фотографами и показанные в зале Красного на "Винзаводе" фильмы. Видеопроекты Мартина Парра об Англии и документальная картина об Анни Лейбовиц - из самых ярких воспоминаний о нынешней Фотобиеннале. В принципе это неновое начинание - на прошлых фестивалях показывали фильмы Уильяма Кляйна, но то, что эта линия продолжается, по-моему, замечательно. И, конечно, "Portfolio review", встреча желающих показать свои произведения с экспертами - важный момент реального диалога с публикой, профи и любителями.

Ирина КУЛИК, газета "Коммерсантъ":

- Фотобиеннале получилась менее насыщенной, чем все остальные. Благодаря чему главные проекты можно было спокойно осмотреть и осмыслить. Тем более эти события принадлежали разным конктекстам. Из более всего запомнившегося - персональная выставка Андреаса Гурского и его визит в Москву. Это, конечно, современное искусство, а не просто фотография. По той же категории проходит ретроспектива Джима Дайна, американского поп-артиста, хоть его творчество укоренено в совсем другой эстетике. Именно выставкой Гексина Сипахиоглу в рамках биеннале отмечен в Москве грядущий юбилей студенческой революции 1968 года в Париже: едва ли кто еще рискнет признаться в верности революционным идеалам. Ну и крайне занимательна выставка "Первоцвет", исследующая становление цветной фотографии в России. Всегда интересно рассматривать раритеты.

Сергей ХАЧАТУРОВ, газета "Время новостей":

- Главной удачей нынешней Фотобиеннале считаю органичное сопряжение классиков и современных звезд в рамках единой главной темы "Свет и цвет". Эта проблема позволила понять и увидеть, что задачей фотографии было переформатирование визуальности. Казалось, что классическая фотография от братьев Люмьер, придумавших свои автохромы еще в XIX веке, до 1940-х годов пыталась миметически отражать мир. А сегодня фотографы показывают личностный взгляд. И что современная фотография убила привычный образ мира. Но Фотобиеннале блистательной аранжировкой материала показывает, насколько прозрачна граница между ними.

Для меня лучшим было сопоставление братьев Люмьер и Богдана Конопки, хоть их выставки были в разных "Манежах" - старом и новом. Или фотографов-репортеров "Магнума" и художника Андреаса Гурского. У них противоположный взгляд на вещи, но единые визуальные коды, показывающие, что фото - это режиссура, субъективное восприятие. И традиционная фотография демонстрирует, что она всегда была авангардным искусством. Фотобиеннале показала природу фотографии и ее языка.

Также в рубрике:

ФОТОБИЕННАЛЕ - 2008

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;