Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7629) 24 апреля - 14 мая 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Фотобиеннале - 2008Свет, цвет и "Первоцвет"
Итак, подходит к концу VII Международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008". Главные его выставки работают до конца нынешней недели (так что спешите видеть, кто не успел), хотя некоторые экспозиции остаются открытыми до середины мая. Мы уже неоднократно писали о Фотобиеннале и даже посвящали ей целую полосу (см. № 14 нашей газеты). Это - "последний выстрел". Пусть не обижается уважаемый Московский Дом фотографии, устроитель феста, но объять всю его программу просто невозможно. Вот мы и попросили нескольких самых трудолюбивых и мобильных критиков, исправно посещавших все вернисажи биеннале, дать ей свою оценку. Может, хоть так получится более объемная картина фестиваля, ставшего главным событием столичной арт-весны.Ну а потом - традиционные рецензии на самые громкие проекты. Виктория МУСВИК, историк фотографии:- Нынешняя Фотобиеннале показалась мне гораздо менее "раздерганной", чем в прежние годы. Большинство выставок - несмотря на их обычное зашкаливающее количество - не разлеталось во все стороны, но группировалось вокруг центральной темы "Свет и цвет". В этой новой собранности, кстати, я и вижу потенциал развития фестиваля: выставок может быть традиционно много, в конце концов, это уже стало фирменным стилем Фотобиеннале, но основная идея не притягивается за уши, а гармонично прорастает из самого материала. Из экспозиций запомнился, конечно, собиравшийся по крупицам долгие годы "Первоцвет", еще пара отечественных проектов вроде "Героев пятой пятилетки" со снимками из архива журнала "Огонек", а также масштабные ретроспективы Андреаса Гурского и Ральфа Гибсона, персоналки Марио Джакомелли и Эдуарда Буба. Из недостатков - традиционное провисание современной отечественной фотографии, особенно жалко выглядящей на фоне того же Гурского. Михаил БОДЕ, "Российская газета":- На Фотобиеннале интересные выставки попадаются, как редкие зернышки. Их-то как раз вовсю и клевали СМИ. Конечно, в первую очередь, это ЦВЗ "Манеж". Там и Эдуард Буба (но его и раньше видели), и Марио Джакомелли (и его видели на осенней выставке итальянских фотографов). Богдан Конопка - приятный сюрприз. Выставка цветной и раскрашенной русской/советской фотографии "Первоцвет" - нафталин. Так же, как и советские фотографии "огоньковцев" и др. в Галерее Церетели. "Магнумные" мэтры на "Винзаводе" - сплошная депрессия. Исключение - Георгий Пинхасов. На том же "заводе" хорошо вспомнили "славный май 68-го года" благодаря Гексину Сипахиоглу. Остальная масса экспонентов (по большей части "наших"), скорее всего, оказалась на Фотобиеннале либо как балласт, либо по знакомству с главным куратором. Сильные акценты на биеннале сделаны с помощью художников, которые, скорее, относятся к contemporary art, а не просто к фотографии. Андреас Гурский и Дженни Хольцер - это шаги в сторону, в сторону медиального искусства. Может быть, туда потом и двинется эта биеннале? Жанна ВАСИЛЬЕВА, журнал "Итоги":- Сильное впечатление оставили проект "Первоцвет" и показанные в Новом Манеже автохромы братьев Люмьер. Вообще, идея проследить, как появлялся цвет в фотографии, почему к нему так стремились и как менялось отношение к цветной фотографии, реализована плодотворно и зрелищно. Еще были интересны встречи с фотографами и показанные в зале Красного на "Винзаводе" фильмы. Видеопроекты Мартина Парра об Англии и документальная картина об Анни Лейбовиц - из самых ярких воспоминаний о нынешней Фотобиеннале. В принципе это неновое начинание - на прошлых фестивалях показывали фильмы Уильяма Кляйна, но то, что эта линия продолжается, по-моему, замечательно. И, конечно, "Portfolio review", встреча желающих показать свои произведения с экспертами - важный момент реального диалога с публикой, профи и любителями. Ирина КУЛИК, газета "Коммерсантъ":- Фотобиеннале получилась менее насыщенной, чем все остальные. Благодаря чему главные проекты можно было спокойно осмотреть и осмыслить. Тем более эти события принадлежали разным конктекстам. Из более всего запомнившегося - персональная выставка Андреаса Гурского и его визит в Москву. Это, конечно, современное искусство, а не просто фотография. По той же категории проходит ретроспектива Джима Дайна, американского поп-артиста, хоть его творчество укоренено в совсем другой эстетике. Именно выставкой Гексина Сипахиоглу в рамках биеннале отмечен в Москве грядущий юбилей студенческой революции 1968 года в Париже: едва ли кто еще рискнет признаться в верности революционным идеалам. Ну и крайне занимательна выставка "Первоцвет", исследующая становление цветной фотографии в России. Всегда интересно рассматривать раритеты. Сергей ХАЧАТУРОВ, газета "Время новостей":- Главной удачей нынешней Фотобиеннале считаю органичное сопряжение классиков и современных звезд в рамках единой главной темы "Свет и цвет". Эта проблема позволила понять и увидеть, что задачей фотографии было переформатирование визуальности. Казалось, что классическая фотография от братьев Люмьер, придумавших свои автохромы еще в XIX веке, до 1940-х годов пыталась миметически отражать мир. А сегодня фотографы показывают личностный взгляд. И что современная фотография убила привычный образ мира. Но Фотобиеннале блистательной аранжировкой материала показывает, насколько прозрачна граница между ними. Для меня лучшим было сопоставление братьев Люмьер и Богдана Конопки, хоть их выставки были в разных "Манежах" - старом и новом. Или фотографов-репортеров "Магнума" и художника Андреаса Гурского. У них противоположный взгляд на вещи, но единые визуальные коды, показывающие, что фото - это режиссура, субъективное восприятие. И традиционная фотография демонстрирует, что она всегда была авангардным искусством. Фотобиеннале показала природу фотографии и ее языка. Также в рубрике:
|