Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17-18 (7631) 15 мая - 21 мая 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Бальзам на сердце

Берлинский филармонический отметил свой день рождения в Москве

МУЗЫКА

Евгения КРИВИЦКАЯ Фото ИТАР-ТАСС


Свой 126-й день рождения, падающий на Первое мая, Берлинский филармонический оркестр отметил в Москве. Уже много лет подряд в этот день берлинцы выступают в каком-нибудь статусном европейском зале и дают утренний праздничный концерт, который транслируется в рамках акции телеканала "Euro Art" на всю Европу. Большой зал консерватории не попадал в орбиту БФО аж с 1999 года, когда коллектив приезжал в Москву с Клаудио Аббадо и играл Четвертую симфонию Бетховена.

Теперь благодаря усилиям Московской филармонии удалось организовать гастроли БФО, продолжившие парад лучших европейских оркестров в России - Венского филармонического и Лондонского симфонического.

Накануне основного концерта БФО дал открытую репетицию, так что двойное прослушивание их программы позволило сделать определенные выводы о нынешнем стиле оркестра и о творческом портрете их руководителя - британца сэра Саймона Рэттла. Что касается исполнительского стандарта, то БФО продемонстрировал высочайшее технологическое качество. Заметим, правда, что никаких особых индивидуальных черт, таких, что наблюдались у всегдашнего соперника БФО - Венского филармонического - тут не было. Ни тембровых различий между звучанием в "Симфонии в трех движениях" Стравинского и в Седьмой Бетховена, ни каких-то особых "примочек" (вроде террасобразной динамики, которой удивили венцы): все вместе, идеально выверено ритмически, духовые радуют ухо стерильностью интонации, но вместе с тем как-то унифицировано и приведено к единому знаменателю. Вероятно, много сейчас в развитии коллектива определяет личность главного дирижера, Саймона Рэттла, тяготеющего к новой музыке, где стерты стилевые и национальные границы.

Пожалуй, самое цельное впечатление оставил Скрипичный концерт Макса Бруха соль минор. Эмоциональный градус определял солист - Вадим Репин, гармонично сочетающий живой темперамент и благородную артистическую манеру. Интерпретация БФО и Репина - образец того, как должен исполняться концерт с оркестром. Абсолютное единство дыхания, безупречный ансамбль, где каждый оркестрант, казалось, знал наизусть партитуру, что давало возможность солисту быть совершенно раскованным. При этом БФО вовсе не тушевался, ведя на равных диалог с Репиным, скрипка которого замечательно наполняла пространство БЗК. Запомнились и массивные тутти (не бруховского, а почти брукнеровского масштаба), после которых оркестр элегантно стихал, выводя на первый план выразительный монолог солиста.

Тем не менее главным произведением концерта ожидалась Седьмая симфония Бетховена, "фирменного" композитора для берлинцев, являющегося в то же время своеобразной лакмусовой бумагой, показывающей художественный уровень дирижера и оркестра. Нет смысла проводить параллели между трактовками великих худруков БФО - Караяна, Аббадо и Рэттла. Очевидно, что его ощущение музыки Бетховена лежит в иной плоскости: внешнего эпатажа, почти прямой иллюстративности.

В известном смысле БФО "переиграл" своего руководителя: многие исполнительские детали, специфические оркестровые штрихи, некоторые нюансы остались еще с незапамятных времен. Очевидцам прошлых концертов - в частности, выступления БФО в 1996 году в Петербурге с той же Седьмой Бетховена, - это было как "бальзам на сердце". Но вот содержательная сторона вызвала определенные возражения. Явно жесткий, нарочито прямолинейный характер исполнения, дошедший в финальной части до откровенно брутального марша, как-то мало вязался с тем "апофеозом танца", то есть чем-то более эфемерным, как называл это сочинение Рихард Вагнер. Он, правда, не читал буклета к концерту, иначе, возможно, изменил бы свое мнение, знай, что берлинцы услышали в этой музыке "победу европейской коалиции над Наполеоном". Даже с точки зрения исторической точности здесь явная натяжка, так как Бетховен закончил эту симфонию в 1812 году, а Париж сдался 31 марта 1814 года. Так что сверхбыстрые темпы и "дикий" гром литавр в финале произвели, скорее, отрицательное впечатление. Да и в целом увлечение общими планами (за исключением начала второй части) создало ощущение несколько поверхностного подхода к музыке. Дирижер, имеющий в распоряжении такого класса оркестр, мог бы позволить себе значительности в идеях, большего разнообразия в деталях. Тем не менее живое знакомство с Берлинским филармоническим оркестром стало значительным художественным событием и, безусловно, еще одним уроком профессионализма, к которому нашим оркестрам все же стоит стремиться.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;