Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7631) 15 мая - 21 мая 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраТридцатое золотоИркутский музей в Третьяковской галерее Евграф КОНЧИН В Лаврушинском переулке, в Инженерном корпусе ГТГ развернута уже тридцатая по счету выставка проекта "Золотая карта России" Государственной Третьяковской галереи. Представлено около 70 произведений - древнерусское искусство, деревянная скульптура, живопись русских художников XVII - начала XX веков. Лучшие, наиболее значительные работы Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева, насчитывающего 22 тысячи экспонатов. Большое событие в художественной жизни России, истинный праздник как для Иркутского музея, который, вероятно, впервые столь широко выступает в Москве, так и для москвичей, ожидающих новых, интересных и необычных знакомств с доселе почти неведомой сокровищницей отечественного искусства. Биография Иркутского музея неординарна. Он был создан на основе коллекции известного государственного и общественного деятеля Восточной Сибири, мецената Владимира Платоновича Сукачева еще в 70-е годы XIX столетия. В начале 1920-х годов стал отдельной картинной галереей. Затем вошел в Восточно-Сибирский художественный музей, а с 1937 года стал Иркутским областным художественным музеем, в 1989 году получившим имя В.П.Сукачева. В двадцатые - тридцатые годы прошлого столетия, как и большинство периферийных музеев страны, пополнялся из Государственного музейного фонда, из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также за счет активной своей собирательской деятельности. В этом отношении весьма преуспел многолетний директор музея Алексей Дементьевич Фатьянов. Я был знаком с этим замечательным человеком, пытливым и опытным исследователем, одаренным литератором. Он прислал мне свои книги "Иркутские сокровища" и "Судьба сокровищ", в которых рассказывал о своих поисках и находках. Именно из этих книг, написанных легко, свободно, занимательно и взволнованно, я впервые узнал о художественных богатствах Иркутского музея. Поэтому с понятным чувством ожидал встречи с музеем: насколько экспозиция в Москве будет соответствовать моим литературным о нем представлениям. Что-то я уже знал, другое мне показалось неожиданным, и это вполне естественно. Еще и еще раз я удостоверился прежде всего на основе моих знакомств с предыдущими выставками из серии "Золотой карты России", что схемы построения экспозиций надо существенно менять. Московская публика очень взыскательна, и самое трудное - удивить, привлечь ее внимание. Она уже не приемлет привычные построения: от древнерусского искусства, через академизм, передвижничество, направления начала XX века, осколки ныне модного авангарда с работами и именами подчас первого ряда. Ну, скажите, пожалуйста, зачем привозить в Москву, в Третьяковскую галерею одного "Рокотова", одного "Саврасова", одного "Сильвестра Щедрина" или "Соломаткина", если здесь, в залах Третьяковки, находятся крупнейшие коллекции работ этих художников?! Тем более что некоторые из привезенных картин поступили в Иркутский музей отсюда же. Даже великолепный холст Ильи Репина "Нищая (Девочка-рыбачка)" - лучшее, по-моему, живописное произведение русского искусства XIX века - в рамках иркутских гастролей не делает его более интригующим для московской публики. Чем же Иркутский музей может заинтересовать москвичей? Конечно же, чем-то новым, необычным, истинно "сибирским", чего нет в столичных музеях. В какой-то степени коллекцией икон XVII - XVIII веков. Но исследовать особенности сибирской школы иконописи - это, вероятно, дело специалистов. Более занимательна деревянная скульптура - реплики знаменитых "пермских богов". И, конечно же, настоящими находками являются портреты Ермака и царя Иоанна V Алексеевича неизвестных художников XVIII века. Конечно, было бы интересно познакомиться с художественной летописью "декабристского" периода истории Восточной Сибири, в частности Иркутска, когда, по справедливому замечанию Герцена, "цвет всего, что было тогда образованного, истинно благородного в России, отправлен в кандалах на каторгу в почти необитаемую часть Сибири". Декабристы, сосланные сюда, сыграли огромную роль в ее культурном развитии. Об этом опять-таки пишет Алексей Фатьянов в своих книгах, упоминая прежде всего художника-декабриста Николая Бестужева. Но мои ожидания не оправдались. Может быть, из-за отсутствия необходимого изобразительного материала или по каким-то иным причинам. Но зато нам показали "Портрет офицера лейб-гвардии Семеновского полка начала царствования Екатерины II" П.А.Ротари, "Портрет Великого князя Павла Петровича" неизвестного автора, "Портрет Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III" К.Е.Маковского - этот "сиятельный" ряд не представляет значительного интереса ни с художественной, ни с исторической точки зрения. А ведь в первой половине XIX века в Иркутске работали художники, так или иначе связанные с тогдашним культурным подъемом в Восточной Сибири. Например, Михаил Андреевич Васильев (1784 - после 1889). В экспозиции он представлен лишь портретами Н.Т. и М.Д.Басниных. Кстати, моя переписка с Алексеем Фатьяновым касалась предполагаемого авторства этого художника портрета декабриста А.Н.Муравьева, отбывавшего ссылку в Иркутске в должности его городничего. К несомненным достоинствам экспозиции я отнес бы портреты В.П. и Н.В.Сукачевых, исполненные Василием Худояровым в 1882 году, и "Переправу через Ангару в Иркутске" (1886) Василия Добровольского. Настоящими открытиями стали "Автопортрет" (1930) и великолепная композиция "Красная Армия" (1931), написанные оригинальным художником Алексеем Петровичем Жибиновым (1905 - 1955). И непременно обращает внимание яркий, выразительный, своеобразный "Портрет неизвестной", исполненный в 1910-х годах Верой Михайловной Ермолаевой. О ее жизни и творчестве, к сожалению, мало известно. Она родилась в 1893 - 1895 (?) годах, а умерла в 1938 (?) году близ Караганды. Год и место ее смерти вполне определенно ассоциируются со страшным, трагическим временем в истории нашей страны. А художницей она была талантливой, самобытной, сразу узнаваемой, достойной самого пристального внимания исследователей. Также в рубрике:
|