Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17-18 (7631) 15 мая - 21 мая 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тридцатое золото

Иркутский музей в Третьяковской галерее

Евграф КОНЧИН


В Лаврушинском переулке, в Инженерном корпусе ГТГ развернута уже тридцатая по счету выставка проекта "Золотая карта России" Государственной Третьяковской галереи. Представлено около 70 произведений - древнерусское искусство, деревянная скульптура, живопись русских художников XVII - начала XX веков. Лучшие, наиболее значительные работы Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева, насчитывающего 22 тысячи экспонатов. Большое событие в художественной жизни России, истинный праздник как для Иркутского музея, который, вероятно, впервые столь широко выступает в Москве, так и для москвичей, ожидающих новых, интересных и необычных знакомств с доселе почти неведомой сокровищницей отечественного искусства.

Биография Иркутского музея неординарна. Он был создан на основе коллекции известного государственного и общественного деятеля Восточной Сибири, мецената Владимира Платоновича Сукачева еще в 70-е годы XIX столетия. В начале 1920-х годов стал отдельной картинной галереей. Затем вошел в Восточно-Сибирский художественный музей, а с 1937 года стал Иркутским областным художественным музеем, в 1989 году получившим имя В.П.Сукачева. В двадцатые - тридцатые годы прошлого столетия, как и большинство периферийных музеев страны, пополнялся из Государственного музейного фонда, из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также за счет активной своей собирательской деятельности. В этом отношении весьма преуспел многолетний директор музея Алексей Дементьевич Фатьянов.

Я был знаком с этим замечательным человеком, пытливым и опытным исследователем, одаренным литератором. Он прислал мне свои книги "Иркутские сокровища" и "Судьба сокровищ", в которых рассказывал о своих поисках и находках. Именно из этих книг, написанных легко, свободно, занимательно и взволнованно, я впервые узнал о художественных богатствах Иркутского музея. Поэтому с понятным чувством ожидал встречи с музеем: насколько экспозиция в Москве будет соответствовать моим литературным о нем представлениям. Что-то я уже знал, другое мне показалось неожиданным, и это вполне естественно.

Еще и еще раз я удостоверился прежде всего на основе моих знакомств с предыдущими выставками из серии "Золотой карты России", что схемы построения экспозиций надо существенно менять. Московская публика очень взыскательна, и самое трудное - удивить, привлечь ее внимание. Она уже не приемлет привычные построения: от древнерусского искусства, через академизм, передвижничество, направления начала XX века, осколки ныне модного авангарда с работами и именами подчас первого ряда.

Ну, скажите, пожалуйста, зачем привозить в Москву, в Третьяковскую галерею одного "Рокотова", одного "Саврасова", одного "Сильвестра Щедрина" или "Соломаткина", если здесь, в залах Третьяковки, находятся крупнейшие коллекции работ этих художников?! Тем более что некоторые из привезенных картин поступили в Иркутский музей отсюда же. Даже великолепный холст Ильи Репина "Нищая (Девочка-рыбачка)" - лучшее, по-моему, живописное произведение русского искусства XIX века - в рамках иркутских гастролей не делает его более интригующим для московской публики.

Чем же Иркутский музей может заинтересовать москвичей? Конечно же, чем-то новым, необычным, истинно "сибирским", чего нет в столичных музеях. В какой-то степени коллекцией икон XVII - XVIII веков. Но исследовать особенности сибирской школы иконописи - это, вероятно, дело специалистов. Более занимательна деревянная скульптура - реплики знаменитых "пермских богов". И, конечно же, настоящими находками являются портреты Ермака и царя Иоанна V Алексеевича неизвестных художников XVIII века.

Конечно, было бы интересно познакомиться с художественной летописью "декабристского" периода истории Восточной Сибири, в частности Иркутска, когда, по справедливому замечанию Герцена, "цвет всего, что было тогда образованного, истинно благородного в России, отправлен в кандалах на каторгу в почти необитаемую часть Сибири". Декабристы, сосланные сюда, сыграли огромную роль в ее культурном развитии. Об этом опять-таки пишет Алексей Фатьянов в своих книгах, упоминая прежде всего художника-декабриста Николая Бестужева. Но мои ожидания не оправдались. Может быть, из-за отсутствия необходимого изобразительного материала или по каким-то иным причинам.

Но зато нам показали "Портрет офицера лейб-гвардии Семеновского полка начала царствования Екатерины II" П.А.Ротари, "Портрет Великого князя Павла Петровича" неизвестного автора, "Портрет Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III" К.Е.Маковского - этот "сиятельный" ряд не представляет значительного интереса ни с художественной, ни с исторической точки зрения.

А ведь в первой половине XIX века в Иркутске работали художники, так или иначе связанные с тогдашним культурным подъемом в Восточной Сибири. Например, Михаил Андреевич Васильев (1784 - после 1889). В экспозиции он представлен лишь портретами Н.Т. и М.Д.Басниных. Кстати, моя переписка с Алексеем Фатьяновым касалась предполагаемого авторства этого художника портрета декабриста А.Н.Муравьева, отбывавшего ссылку в Иркутске в должности его городничего.

К несомненным достоинствам экспозиции я отнес бы портреты В.П. и Н.В.Сукачевых, исполненные Василием Худояровым в 1882 году, и "Переправу через Ангару в Иркутске" (1886) Василия Добровольского. Настоящими открытиями стали "Автопортрет" (1930) и великолепная композиция "Красная Армия" (1931), написанные оригинальным художником Алексеем Петровичем Жибиновым (1905 - 1955).

И непременно обращает внимание яркий, выразительный, своеобразный "Портрет неизвестной", исполненный в 1910-х годах Верой Михайловной Ермолаевой. О ее жизни и творчестве, к сожалению, мало известно. Она родилась в 1893 - 1895 (?) годах, а умерла в 1938 (?) году близ Караганды. Год и место ее смерти вполне определенно ассоциируются со страшным, трагическим временем в истории нашей страны. А художницей она была талантливой, самобытной, сразу узнаваемой, достойной самого пристального внимания исследователей.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;