Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрКонкуренты или союзники?Научно-практическая конференция по проблемам антрепризы Ирина ЛЕОНИДОВА В Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция "Репертуарный театр и антреприза: конкуренты или союзники?" За последнее десятилетие театральная жизнь России претерпела множество изменений, связанных с социально-экономическими реформами в стране. Иным подчас становится и духовный статус театра. В связи с этим, на конференции едва ли не впервые был поднят целый ряд проблем, возникших в последнее время: форма собственности театров и ее влияние на сценический процесс, современный российский театрально-художественный рынок, пути развития частного театра (антрепризы) от его зарождения до сегодняшнего дня и многие другие. На конференции были затронуты вопросы правового обеспечения театральной деятельности, в том числе трудовых отношений театров с актерами, их социальной защищенности, изменений в авторском праве, вопросы экономики, рекламы, маркетинга. Историки театра и театроведы напомнили об истоках частного театра в России, дали оценку современного его состояния. Одним из главных итогов конференции стал проект создания "Российской ассоциации театральных продюсеров". Это было поддержано большей частью участников конференции. Необходимость подобной организации назревала давно. Учреждение "Российской ассоциации театральных продюсеров" в будущем позволит частным театральным организациям сформировать единое профессиональное и информационное пространство и приступить к конструктивному общению. В рамках ассоциации у негосударственных театров появится возможность обмениваться информацией, получать квалифицированную юридическую поддержку и высокопрофессиональное консультирование в вопросах организации театра. В конференции приняли участие представители государственных и общественных организаций Москвы и Санкт-Петербурга, директора государственных и негосударственных театров (Санкт-Петербург, Москва), представители ДТЗК (Санкт-Петербург), руководители прокатных площадок, театральные критики, актеры, режиссеры, юристы, педагоги театральных вузов, а также продюсеры из Москвы, Санкт-Петербурга, крупных городов России и ближнего зарубежья. Вел конференцию профессор Российской академии театрального искусства, директор Высшей школы деятелей сценического искусства Геннадий Дадамян. Одной из самых актуальных тем конференции стала следующая: совместимы ли творчество художника и диктат рынка? В ходе "круглого стола" было высказано много существенных замечаний по этому поводу, самые интересные из них приведены ниже. По мнению Леонида Трушкина, создателя и бессменного художественного руководителя Театра Антона Чехова, антреприза - это не художественное определение, а просто форма театрального существования, его организации. К тому же он считает ее более нравственной по сравнению с государственной системой - в том смысле, что антреприза живет за счет зрителей, которые покупают билеты. Государственные же театры существуют вне зависимости от того, нужны они или нет, что, по мнению Трушкина, чудовищно по безнравственности. Трушкин заявил, что как налогоплательщик не хочет платить за то, что не будет смотреть сам и куда не поведет своих детей, но вынужден содержать ряд генералов от театра просто потому, что когда-то они стали генералами. По мнению Трушкина, это неэффективная государственная политика. А вот актриса Светлана Крючкова высказала более критический взгляд на антрепризные проблемы, хотя и не подвергла сомнению необходимость подобного вида театральной организации. Она призналась, что, оставшись в свое время без театра, работала в антрепризе и благодаря этому сохранила профессию: "Антреприза помогает актеру выжить, потому что не всегда любимый родной театр, в котором существуешь много лет, дает тебе возможность высказаться". Крючкова остановилась на качестве драматургии и режиссуры в антрепризных театрах. По ее мнению, самая большая беда антрепризы - это отвратительная, пошлая, чудовищная драматургия: "Все, что выброшено на помойку в Америке, во Франции и в других странах, что уже сыграно 15 - 20 лет назад, у нас подбирается, и мы играем переводную пьесу абсолютно из чужой жизни, которую не понимаем совершенно". Беда еще и в том, что затем эти спектакли играются на больших сценах и возятся по гастрольным турам: "Сначала зал хохочет - срабатывает первая сигнальная система. А потом зритель приходит ко мне и спрашивает: "Светлана Николаевна, они думают, что если мы далеко живем, то нам можно всякую пошлость возить?" Еще одна проблема - непрофессионализм антрепризных актеров: "В основном это киноартисты, которые не обучены профессии театрального актера. А это совершенно другая профессия, ты должен обладать дополнительными навыками". Эта беспомощность режиссуры и эксплуатация имен приводит актрису в шок. Светлана Крючкова еще раз акцентировала внимание коллег на качестве того, что производит антреприза, предъявив претензии не артистам, а тем, кто выбирает подобного рода драматургию и это спонсирует, финансирует. Актриса Санкт-Петербургского театра комедии Ирина Мазуркевич напомнила, что на постановку спектакля в государственном театре тратятся казенные деньги, и потому режиссер может репетировать месяцами, менять декорации, имеет право вообще закрыть спектакль. По ее мнению, в некоторых театрах на выделенные государством деньги можно было поставить четыре спектакля, а ставится один. Она привела в пример режиссера Виктора Крамера, который привык работать на коммерческой основе: "У него все рассчитано по дням. Он репетиции свои никогда зря не потратит, он вовремя приходит, у него все просчитано. И это не исключает элемента творчества ни на секунду". Для Мазуркевич это - положительный ответ на вопрос: может ли художник реализовать себя в коммерческих структурах? Выступила актриса и в защиту антрепризной драматургии. Она полагает, что суть выбора определенных пьес в том, что в них есть очень внятная история, на которую прежде всего идет зритель, а ему хочется испытать какие-то эмоции, что очень важно для спектакля. На вопрос, чего не хватает антрепризе, актриса ответила: "Элемента фантазии. На сцене должны быть не просто два стула и стол, там должна быть декорация". Хотя если актеры серьезно работают, не заигрывают со зрителем, не прикрываются пошлыми штучками, то спектакль, сыгранный даже на двух стульях, способен погрузить зрителя в историю. Она же добавила: "Когда разговариваешь со зрителем серьезно, с уважением, он это всегда оценит". Актриса Анастасия Мельникова призналась, что от антрепризы получает только положительные эмоции: "Я и предположить не могла, что в антрепризном театре можно так любить свою работу, своих коллег, что самым серьезным конфликтом, возникающим на репетиции, будет конфликт по существу роли, и мне не захочется уходить оттуда. Мы в любой свободный момент между репетициями в своих театрах и съемками собирались вместе ради творчества. При моей занятости на съемках фильмов и на телевидении ни один театр не может подстраиваться под мое расписание. Поэтому работа в антрепризе дарит мне радость быть на сцене". Трехдневная дискуссия, конечно же, поднимала и другие проблемы. Вероятно, далеко не все из них способны прямо сейчас получить варианты компетентных и обоснованных решений. Частный театр, несмотря на то, что он некогда весьма успешно существовал в "старой" России, все-таки явление для нас новое. Но неизбежное, о чем свидетельствуют его стабильность и успех у зрителей. Впрочем, стоит добавить, что и в антрепризе случались проекты, связанные с "высоким искусством". Возьмите хотя бы "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса, сделанный литовским мэтром со сборной командой российских артистов. Ценно то, что антрепризные проблемы наконец-то подняты на всероссийском уровне. Ведь для того, чтобы получить правильный ответ, нужно сначала сформулировать грамотный вопрос. И для этого, кажется, уже настал час. Также в рубрике:
|