Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Дама-основательница

Нинетт де Валуа. 110 лет со дня рождения

Екатерина БЕЛЯЕВА Фото Photas


Н. де Валуа

Эта великолепная женщина была невероятно мила в молодости, красива в зрелости и потрясающе роскошна в старости. Всю жизнь ее мучила страшная болезнь - полиомиелит, что никак не отразилось ни на личной карьере балерины, ни на ее карьере культуртрегера от балета в Великобритании. Она из тех титанов конца XIX - начала XX века, которые в буквальном смысле пережили свой век и перешагнули в чужой. Де Валуа скончалась в возрасте 102 лет, ровно восемь лет назад. Могла бы и подождать до 2008 года, тогда мы бы поздравили ее 6 июня с шикарным юбилеем. Но 102 тоже неплохо, особенно если учесть, сколько она сделала для родины и всего балетного театра.

На самом деле она - никакая не Валуа, и родина ее вовсе не Англия. Идрис Станнус родилась в Балтибойсе в Ирландии. С детства мечтала попасть на сцену, и в 16 лет мама придумала для дочки благозвучное сценическое имя, да такое, чтобы никто ничего не заподозрил. Французский акцент в имени в те времена очень приветствовался. Девочка хотела стать балериной, но в стране не было профессиональной труппы - только заезжие гастрольные, да и они, как мы помним по истории балета, выступали в съемных театрах, чередуясь с цирковыми артистами. Анна Павлова слыла богиней, недостижимым идолом и работала как раз в Лондоне. Равняясь на первую балерину мира, шестнадцатилетняя Нинетт не промахнулась в выборе кумира и подборе репертуара - дебютантка исполнила Умирающего лебедя и сразу получила прозвище "маленькая Павлова". Учителем ее был легендарный Энрико Чеккетти. Несколько лет она исполняла танцы в операх, играла пантомимные роли, пока ее не заметил Дягилев и не пригласил на положение солистки в свою труппу. С ним она проработала с 1923-го до 1926 года, перенеся на ногах новый приступ детского полиомиелита. Она танцевала балеты Брониславы Нижинской, Михаила Фокина, Леонида Мясина и в постановках Николая Сергеева, который привез в Лондон те самые нотации, по которым теперь хореографы-реставраторы клонируют императорскую классику Петипа. Очень склонная к модерну, де Валуа заставляла себя интересоваться больше классикой, поскольку к тридцатым годам созрела для создания английского балета и школы и понимала, что уроки Чеккетти и Николая Легата - это то, с чем придется иметь дело ближайшие лет двадцать, пока не подрастут поколения английских танцовщиков. Ей все удавалось - то ли в силу везения, то ли в силу немереного таланта организатора. Она создала несколько действующих трупп - ни одна не пропала зря, а лучшая из них подпала под патронаж королевы и была приглашена в Королевский оперный театр Ковент Гарден - это краса Великобритании нынешний Королевский балет. Другая труппа стала тоже королевской, но с гастрольным уклоном - это ныне выделившийся в самостоятельный театр с постоянной базой в Бирмингеме (мощный и репертуарно крепкий благодаря руководителю Дэвиду Бинтли Бирмингемский балет). Процветают созданная ею балетная школа в Лондоне и еще целый ряд школ в других государствах. Модерн Нинетт также не оставила без попечения - она ставила для, извините за банальность, Балетного клуба. Это не сельский кружок балетной самодеятельности, а настоящий театр с танцевальным, но не классическим балетным репертуаром, который создала Мари Рамбер, а ставили там все от Рамбер до Аштона. Наследство не пропало - театр Рамбер Данс Компани процветает в Лондоне, имея в качестве собственной лучшую и исторически важную площадку города (театр Сэдлерс Уэллс, расположенный в труднодостижимом районе, но любимый всеми без исключения лондонцами). Руководит им Уэйн МакГрегор, закинув куда подальше заветы всех гранд дам на свете, но и модерн благодаря таким, как он, не стоит на месте - уверена, что политика полной перезагрузки отвечает первоначальной идее той же Нинетт де Валуа о создании национальных трупп балета и современного танца.

Но театры, школы и хореография - это не все, чем занималась неугомонная ирландка. Она разъезжала по стране и окрестностям, отыскивая национальные таланты от балета, так как понимала, что только их усилиями сможет поддерживать английский стиль и дух в созданных ею коллективах. Она привела в театр Фредерика Аштона, Кеннета МакМиллана и многих других интересных хореографов и танцовщиков. Наладив дело с кадрами на местах, она не поленилась встать за профессорскую кафедру Лондонского университета, чтобы продолжать ковать последователей уже на студенческий скамье. Написала две книги: "Приглашение в балет" и "Потанцуй со мной". Они, конечно, наивные чуть-чуть, но для неофитов могут послужить путевкой в жизнь.

Нинетт де Валуа имела титул дамы Британской империи и все мыслимые и немыслимые почетные знаки и отличия. Обращаться к ней нужно было, начиная со слова "дама". Сейчас значение этих титулов подстерлось, но когда видишь портреты де Валуа, балетные залы и зрительские холлы ее имени, так и хочется добавить что-нибудь величественное.

Так вот размышляя над деяниями этой поистине великой дамы и количеством прожитых ею на свете лет, понимаешь, что выражение "столько не живут" к де Валуа не применимо, даже если учесть, что с начала семидесятых она удалилась от дел. В театре Ковент Гарден тоже так считают, поэтому реанимируют время от времени ее постановки и даже делают из них DVD. Про оцифрованные "Шах и мат" и "Карьеру мота" газета "Культура" писала в прошлом году, еще есть "Спящая красавица" с современными исполнителями - наверное, преинтересная, но пока недоступная на нашем рынке DVD.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;