Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираДама-основательницаНинетт де Валуа. 110 лет со дня рождения Екатерина БЕЛЯЕВА Фото Photas
Эта великолепная женщина была невероятно мила в молодости, красива в зрелости и потрясающе роскошна в старости. Всю жизнь ее мучила страшная болезнь - полиомиелит, что никак не отразилось ни на личной карьере балерины, ни на ее карьере культуртрегера от балета в Великобритании. Она из тех титанов конца XIX - начала XX века, которые в буквальном смысле пережили свой век и перешагнули в чужой. Де Валуа скончалась в возрасте 102 лет, ровно восемь лет назад. Могла бы и подождать до 2008 года, тогда мы бы поздравили ее 6 июня с шикарным юбилеем. Но 102 тоже неплохо, особенно если учесть, сколько она сделала для родины и всего балетного театра. На самом деле она - никакая не Валуа, и родина ее вовсе не Англия. Идрис Станнус родилась в Балтибойсе в Ирландии. С детства мечтала попасть на сцену, и в 16 лет мама придумала для дочки благозвучное сценическое имя, да такое, чтобы никто ничего не заподозрил. Французский акцент в имени в те времена очень приветствовался. Девочка хотела стать балериной, но в стране не было профессиональной труппы - только заезжие гастрольные, да и они, как мы помним по истории балета, выступали в съемных театрах, чередуясь с цирковыми артистами. Анна Павлова слыла богиней, недостижимым идолом и работала как раз в Лондоне. Равняясь на первую балерину мира, шестнадцатилетняя Нинетт не промахнулась в выборе кумира и подборе репертуара - дебютантка исполнила Умирающего лебедя и сразу получила прозвище "маленькая Павлова". Учителем ее был легендарный Энрико Чеккетти. Несколько лет она исполняла танцы в операх, играла пантомимные роли, пока ее не заметил Дягилев и не пригласил на положение солистки в свою труппу. С ним она проработала с 1923-го до 1926 года, перенеся на ногах новый приступ детского полиомиелита. Она танцевала балеты Брониславы Нижинской, Михаила Фокина, Леонида Мясина и в постановках Николая Сергеева, который привез в Лондон те самые нотации, по которым теперь хореографы-реставраторы клонируют императорскую классику Петипа. Очень склонная к модерну, де Валуа заставляла себя интересоваться больше классикой, поскольку к тридцатым годам созрела для создания английского балета и школы и понимала, что уроки Чеккетти и Николая Легата - это то, с чем придется иметь дело ближайшие лет двадцать, пока не подрастут поколения английских танцовщиков. Ей все удавалось - то ли в силу везения, то ли в силу немереного таланта организатора. Она создала несколько действующих трупп - ни одна не пропала зря, а лучшая из них подпала под патронаж королевы и была приглашена в Королевский оперный театр Ковент Гарден - это краса Великобритании нынешний Королевский балет. Другая труппа стала тоже королевской, но с гастрольным уклоном - это ныне выделившийся в самостоятельный театр с постоянной базой в Бирмингеме (мощный и репертуарно крепкий благодаря руководителю Дэвиду Бинтли Бирмингемский балет). Процветают созданная ею балетная школа в Лондоне и еще целый ряд школ в других государствах. Модерн Нинетт также не оставила без попечения - она ставила для, извините за банальность, Балетного клуба. Это не сельский кружок балетной самодеятельности, а настоящий театр с танцевальным, но не классическим балетным репертуаром, который создала Мари Рамбер, а ставили там все от Рамбер до Аштона. Наследство не пропало - театр Рамбер Данс Компани процветает в Лондоне, имея в качестве собственной лучшую и исторически важную площадку города (театр Сэдлерс Уэллс, расположенный в труднодостижимом районе, но любимый всеми без исключения лондонцами). Руководит им Уэйн МакГрегор, закинув куда подальше заветы всех гранд дам на свете, но и модерн благодаря таким, как он, не стоит на месте - уверена, что политика полной перезагрузки отвечает первоначальной идее той же Нинетт де Валуа о создании национальных трупп балета и современного танца. Но театры, школы и хореография - это не все, чем занималась неугомонная ирландка. Она разъезжала по стране и окрестностям, отыскивая национальные таланты от балета, так как понимала, что только их усилиями сможет поддерживать английский стиль и дух в созданных ею коллективах. Она привела в театр Фредерика Аштона, Кеннета МакМиллана и многих других интересных хореографов и танцовщиков. Наладив дело с кадрами на местах, она не поленилась встать за профессорскую кафедру Лондонского университета, чтобы продолжать ковать последователей уже на студенческий скамье. Написала две книги: "Приглашение в балет" и "Потанцуй со мной". Они, конечно, наивные чуть-чуть, но для неофитов могут послужить путевкой в жизнь. Нинетт де Валуа имела титул дамы Британской империи и все мыслимые и немыслимые почетные знаки и отличия. Обращаться к ней нужно было, начиная со слова "дама". Сейчас значение этих титулов подстерлось, но когда видишь портреты де Валуа, балетные залы и зрительские холлы ее имени, так и хочется добавить что-нибудь величественное. Так вот размышляя над деяниями этой поистине великой дамы и количеством прожитых ею на свете лет, понимаешь, что выражение "столько не живут" к де Валуа не применимо, даже если учесть, что с начала семидесятых она удалилась от дел. В театре Ковент Гарден тоже так считают, поэтому реанимируют время от времени ее постановки и даже делают из них DVD. Про оцифрованные "Шах и мат" и "Карьеру мота" газета "Культура" писала в прошлом году, еще есть "Спящая красавица" с современными исполнителями - наверное, преинтересная, но пока недоступная на нашем рынке DVD. Также в рубрике:
|