Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43-44 (7657) 13-19 ноября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

На всякого мудреца

Всероссийский театральный фестиваль "Островский в Доме Островского"

Марина ГАЕВСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля "Дмитрай Самозванец и Василий Шуйский"

Основанный в 1993 году, он уже в течение пятнадцати лет каждые два года собирает в Москве коллективы из провинции. За все это время художественные и организационные традиции смотра остаются неизменными: его создатели не стремятся расширять ни репертуарные, ни географические границы, приглашая исключительно российские театры со спектаклями, поставленными по пьесам главного автора Малого. Нынешний, восьмой по счету, тоже не стал исключением: в столицу приехали гости из Кемерова, Ульяновска, Белгорода, Вышнего Волочка и Владикавказа. Хозяева же фестиваля включили в программу свои недавние постановки по Островскому: "Последняя жертва" и "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". В перенасыщенном московскими премьерами октябре посмотреть все оказалось физически невозможно, но три увиденных спектакля из пяти привезенных выявили определенную тенденцию: все они были созданы приглашенными постановщиками, и при очень высоком актерском потенциале трупп решающее слово на сей раз оставалось за режиссерами.

Осуществленная Аркадием Кацем в Ульяновском областном драматическом театре имени И.А.Гончарова постановка пьесы "Правда - хорошо, а счастье лучше" задала такую максимально высокую планку, тягаться с которой было весьма непросто. В спектакле, на удивление легко вызывающем и смех, и слезы, мы увидели тот истинный профессионализм и театральную культуру, которые сейчас, увы, в большом дефиците. То же можно сказать и о целостности постановки, и о единстве актерского ансамбля. В спектакле ульяновцев над сценой плавно кружится некий пышный кринолин, украшенный цветами и яблоками (сценография и костюмы Татьяны Швец). То грустно лирическая, то иронично озорная музыка В.Гаврилина не только задает тон всему действию, но и точно соответствует характеру того или иного персонажа (музыкальное оформление Олега Яшина). И буквально все герои без исключения наделяются тем в меру дозированным количеством ярких красок и полутонов, которые дают глубину и объем абсолютно живым, узнаваемым характерам. Конечно, особо выделяется противоречиво-непредсказуемый Грознов - Борис Александров, причудливо соединяющий в себе властную рассудительность и нежную страстность, вынужденную скупость и благородную широту души, беспомощность перед хамством и неистребимое чувство собственного достоинства. Неподражаема и воистину разумная, мудрая Филицата - Клара Шадько, сохраняющая при этом зажигательный, молодой кураж и несокрушимую энергию, с коими она лихо закручивает свои добрые "интриги". Но не менее запоминаются и многие другие герои спектакля, в каждом из которых прочитываются не только конкретный характер, но и человеческая судьба. Поначалу жесткая, словно утратившая всякие чувства Мавра Тарасовна (Зоя Самсонова), вдруг оттаивающая и заново обретающая мягкую, ласково-покорную женственность. Робеющий лишь перед материнской волей язвительно-высокомерный и напыщенный самодур - Амос Панфилыч (Евгений Редюк) - редкий знаток винной продукции, живущий, словно с вечного похмелья. Беспардонно-наглый и изворотливо-трусливый Никандр Мухояров (Владимир Кустарников). Жалкая, затравленная бедностью и оттого легко теряющая жизненные ориентиры Пелагея Зыбкина (Алла Бабичева). Очевидная актуальность "коммерческой тематики" подчеркивается в спектакле тонко и ненавязчиво, а оттого и звучат фразы Островского столь органично и естественно, вызывая живую реакцию зрительного зала. К непреклонному же максимализму трогательно-пылкого юноши, не продающего совесть и не поступающегося человеческим достоинством, здесь относятся с полным пониманием и сочувствием, особо акцентируя внимание на его искренней вере в то, что лишь человек, который живет по правде, является истинным патриотом своего отечества. И, несмотря на явное поначалу противостояние "отцов" и "детей", театр словно протягивает ниточку от одного поколения к другому, не позволяя порваться связи времен. Потому Платон и Поликсена, робко объясняющиеся в любви, поют ту же песню, которую так душевно затягивают Сила Ерофеич и Мавра Тарасовна, с нежностью склонившаяся к плечу все так же дорогого ей человека. Так словно перекликаются жизнь, только начинающаяся, и жизнь, почти прожитая, но по-прежнему озаренная истинной любовью и счастьем взаимопонимания.

Режиссер из Белоруссии Модест Абрамов, поставивший "Банкрота" в Академическом русском театре имени Евгения Вахтангова Республики Северная Осетия - Алания, снабдил свой спектакль внушительным песенно-романсовым лейтмотивом. Однако, несмотря на хорошее исполнение, музыкальные отступления выглядели не вполне уместными вставными номерами, ничего существенно не добавляющими ни к сюжету, ни к характерам. Концертно-эпизодический принцип постановки отчасти уподобил драматические сцены неким фарсовым дивертисментам, сведя многоцветную жанровую палитру пьесы к прямолинейному гротеску и практически сняв драматизм финала. Оттого и персонажи спектакля оказались излишне спрямленными и упрощенными. А это особенно обидно, поскольку об актерских возможностях владикавказской труппы мы знаем не понаслышке. Неслучайно показанный в 2000 году в рамках того же фестиваля спектакль "Василиса Мелентьева" запомнился надолго прежде всего благодаря выдающимся актерским работам. Также минскому режиссеру, увы, не всегда удавалось сохранять чувство меры и держаться в рамках хорошего вкуса. Правда, все это не умаляет заслуг самого коллектива, в крайне непростых условиях продолжающего хранить традиции русской культуры, что и было отмечено в приветственных словах в адрес театра.

Белгородский академический драматический театр имени М.С.Щепкина, как и Ульяновский, пригласил для постановки "Леса" московского режиссера - Бориса Морозова, отличающегося умением вносить в свою трактовку современные ритмы и придавать хрестоматийным характерам новые оттенки, не разрушая при этом ни жанровую, ни стилистическую структуру пьесы. Во многих постановках "Леса" чаще всего возникает резкое противостояние двух жизненных позиций: жизнь в театре как добровольно исповедуемая форма бытия для одних и театр в жизни как способ лицемерного существования для других. Не уходя полностью от этой традиционной версии, режиссер словно несколько размывает границу, разделяющую два эти полюса. Оттого и заметно помолодевшая Гурмыжская (М.Русакова) отнюдь не выглядит такой уж сластолюбивой и расчетливой ханжой, чье стремление купить себе в мужья мальчишку вызывает лишь смех. Вина этой и впрямь кроткой и беспомощной Раисы Павловны лишь в том, что от недостатка то ли ума, то ли опыта она искренне влюбилась в услужливо-трусливого недоросля Буланова (И.Ткачев), беспросветная глупость которого соединилась с наполеоновскими амбициями. Соответственно и далеко еще не старая Улита (Н.Пахоменко), с болью говорящая о своем тоскующем живом сердце, имеет в виду совсем не что-то давно прошедшее и легко увлекается первым встреченным ухажером, проявляющим к ней далеко не бескорыстный интерес. Счастливцев (И.Нарожный) здесь и впрямь не так уж добродушен и искренен: в его бесшабашном свободолюбии слишком много расчета и напористой жажды обогащения, а за наивным простодушием то и дело прорываются озлобленность и ожесточение. Для него игра как на сцене, так и в реальности - это лишь вынужденный способ выживания, а не добровольно избранный принцип существования. Да и решительной, импульсивной Аксюшей (В.Васильева), согласившейся броситься на сцену, как в омут, движет совсем не вспыхнувшая вдруг любовь к театру. Лишь поддавшись отчаянию и неосознанно откликнувшись на жаркий призыв Несчастливцева, она пытается таким образом обрубить концы и забыть своего горячо любимого, отчаянно заводного Петра (С.Пименов). И даже сам Несчастливцев (В.Стариков), несмотря на свое искреннее увлечение искусством, отнюдь не воспринимает служение ему как единственно возможный для себя путь. В обыденной жизни он входит в пафосную роль трагического героя лишь в силу крайней необходимости. Благородство же его врожденное, а не перенесенное в реальность только со сценических подмостков. В белгородском спектакле театр и жизнь рассматриваются как понятия взаимопроникающие, а не противостоящие, и почти каждому герою дается право как на ошибку, так и на оправдание. Впрочем, в одних только привозимых на московские смотры постановках за пятнадцать лет открылось столько неожиданных нюансов и новых поворотов, что о дальнейшей фестивальной судьбе нестареющего классика можно не беспокоиться.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;