Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7662) 18-24 декабря 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОдинокий "Ванечка"КИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ И в предновогоднюю неделю федеральные телеканалы нас не порадуют свежими и качественными отечественными фильмами - в основном нам предлагают рождественские телефильмы сериального класса. И потому как исключение, подтверждающее правило, воспринимается "Ванечка " ("Россия", 28 декабря, 21.15. Россия, 2007). Предыдущий фильм Елены Николаевой "Попса" (2005) с тогда еще студенткой Еленой Великановой в главной роли вызвал восторг как критиков, так и зрителей. И вот снова мелодрама, и снова в главной роли Елена Великанова. Ее героиня - юная провинциалка Надя летом 1998 года приезжает в Москву поступать во ВГИК. Судьба отнеслась к Наде благосклонно, она уже почти студентка, но случилось несчастье: в автокатастрофе погибли ее знакомые, оставив своего ребенка, 8-месячного Ванечку, у нее на руках... Картину можно упрекать за излишнюю сентиментальность, за надуманность сюжетной конструкции и прочие драматургические огрехи. Но есть в ней душевность и теплота, что редкость для современного российского кино, и хороши актеры - как Андрей Панин в роли олигарха, так и Елена Великанова. Из новогодних фильмов можно выделить разве что комедию Ольги Субботиной "Откройте, Дед Мороз !" ("ТВ Центр", 27 декабря, 22.05. Россия, 2007). Действие происходит в самой обыкновенной столичной квартире, где незамужняя Женя (Любовь Толкалина) и ее маленький сын Гриша готовятся к встрече Нового года. Ребенок искренне надеется, что к ним в гости пожалует сам Дед Мороз, и даже оставляет ему под подушкой подарок. У мамы Жени тоже есть мечта: должна же она рано или поздно встретить человека, которого полюбит и который станет отцом ее сыну. К Жене приходят старые друзья - чета Огурцовых (Сергей Баталов и Марина Голуб) и чета Калинкиных (Артем Смола и Ирина Гринева). Все они шумно провожают старый год, после чего Женя пытается уложить сына спать. Но мальчик в постель не идет - он твердо решил дождаться Деда Мороза. И, к огромному удивлению мамы, Дед Мороз (Константин Лавроненко), которого не вызывали, появляется. И с ним в дом приходят неприятности. Зарубежное кино, к счастью, представлено куда более значительными картинами. Это, в частности, "Таксист " ("Первый канал", 26 декабря, 2.50. США, 1976), отмеченный "Золотой пальмовой ветвью" на МКФ в Канне. Пол Шредер, написавший сценарий, говорил, что хотел перенести в контекст американской действительности роман Альбера Камю "Чужой". И этот его замысел достойно реализовали режиссер Мартин Скорсезе и оператор Майкл Чапмен - мало кому удавалось с такой мрачной силой изобразить современные городские джунгли. Реалистичный характер городских пейзажей (в основном ночных) придает ощущение подлинности происходящему, но эти пейзажи - лишь фон для беспощадного показа нью-йоркской "фауны", и в особенности тех, кто оказался выброшенным из жизни. Один из них - ветеран войны во Вьетнаме Трэвис Байкл (одна из лучших ролей Роберта Де Ниро) представляет собой некое анонимное существо, погрузившееся в пустоту огромного города. Работая таксистом в ночную смену и постоянно наблюдая вокруг лишь насилие и несправедливость, Трэвис постепенно превращается в обозленного одиночку. Ему просто физически необходимо выплеснуть накопившиеся внутри эмоции. Завязавшееся знакомство с двенадцатилетней проституткой (Джоди Фостер) приводит его к тому, что полный решимости покончить с пороком и насилием таксист устраивает кровавую бойню тем, кто наживается на торговле "живым товаром". Остается только удивляться, что дебютный фильм экс-документалиста Бенетта Миллера "Капоте " (СТС, 27 декабря, 23.50. США, 2005), удостоенный "Оскара" (плюс "Золотой глобус") за лучшую мужскую роль, не попал у нас даже в ограниченный прокат. В фильме событий как таковых происходит мало, и они служат фоном или точкой отсчета для бесконечных диалогов. Но зато как замечательно играет Филип Сеймур Хоффман. Его герой - реальная личность, знаменитый американский писатель Трумен Капоте, который вошел в историю мировой литературы прежде всего как автор нашумевшего романа "Завтрак у Тиффани" и известный современникам как скандалист, алкоголик, наркоман и гей, поддерживавший близкие отношения с целым рядом выдающихся личностей. В фильме речь идет лишь об одном, но очень важном эпизоде из жизни Капоте - о том, как он собирал материалы для документальной книги "Хладнокровное убийство", которая стала этапной в истории американской литературы. Капоте, работавшего тогда в журнале "Нью-Йоркер", вдруг заинтересовало сообщение о том, что 15 ноября 1959 года двое бродяг, Перри Смит и Ричард Хикок, забрались на небольшую ферму в Канзасе и расстреляли семью из четырех человек. Вместе со своей давней приятельницей Нелли Харпер Ли (Кэтлин Кинер - номинация на "Оскара" за лучшую женскую роль второго плана), которая вскоре издаст "Убить пересмешника" - главную книгу своей жизни, он занялся журналистским расследованием обстоятельств преступления. На это ушло шесть лет его жизни. И эта работа над будущей книгой, и особенно копание в душе приговоренного к повешению, выжала из Капоте жизненные соки: после "Хладнокровного убийства" он утратил способность писать. Самого пристального внимания заслуживает "Доказательство " ("Первый канал", 28 декабря, 1.50. США, 2005). Джон Мэдден и Гвинет Пэлтроу вновь встретились после "Влюбленного Шекспира" (1998), оскароносного триумфатора (победа в семи номинациях, в том числе за лучший фильм и за лучшую женскую роль), и вновь актриса оправдала надежды режиссера. Ее героиня Кэтрин, математик по призванию, никак не может прийти в себя после смерти отца Роберта (Энтони Хопкинс привычно убедителен), гениального математика, которого в последние годы жизни считали сумасшедшим. Девушку мучает возможная перспектива повторить его судьбу. Этот гнетущий страх приводит Кэтрин на грань нервного срыва. Старшая сестра Клэр (Хоуп Дэвис) обращается с ней как с душевнобольной. Все отказываются верить в то, что Кэтрин удалось продолжить дело отца и найти доказательство научной гипотезы, способной совершить переворот в математике. Все, кроме Хола (Джейк Гилленхаал), ученика ее отца, влюбленного в нее... Нечто похожее, где тоже речь шла о совмещении гениальности и безумия, соотношениях рационального начала и эмоциональных порывов и то и дело стиралась грань между реальным и "шизофреническим", мы видели в знаменитых "Играх разума" Рона Хауарда. Но в картине Мэддена, снятой по роману Дэвида Обурна, получившего за него Пулитцеровскую премию и премию "Тони", значительно более статичной и менее событийной, сделан больший крен в сторону психологии гениальности. Значительное место в ней уделено психологии взаимоотношений отца и дочери. Социальная мелодрама "Повернуть время вспять " ("ТВ Центр", 25 декабря, 2.55. Франция, 2004) примечательна прежде всего актерским дуэтом: Жерар Депардье - Катрин Денев. В который уже раз они снялись вместе - и снова у них все получилось замечательно. Французские суперзвезды разыгрывают красивую историю возвращения любви после 30-летней разлуки. Они - немолодой французский бизнесмен, приехавший по делам в Марокко, в Танжер, и экс-парижанка, жена марокканца, - однажды случайно встретились... Андре Тешине, один из самых именитых французских режиссеров, почти все фильмы которого отбирались в конкурс Каннского МКФ - самого престижного в мире, разумеется, не мог замкнуться в рамках мелодрамы. Он снял кино и о столкновении и взаимопроникновении двух менталитетов и двух культур - арабской и европейской. Хороша Катрин Денев и в картине Гаэля Мореля "Жизнь после него " ("Культура", 26 декабря, 0.20. Франция, 2007). На этот раз она неподражаема в роли не находящей себе места от горя матери, потерявшей в автокатастрофе 20-летнего сына. Постепенно ее чувства к сыну перенеслись на его друга (Тома Дюмерше). Бывший муж (Ги Маршан) и беременная дочка (Элоди Буше) не в силах ей помешать. Как отмечал режиссер, "интрига этой истории скорее мистическая, чем психологическая. Например, трудно сказать с определенностью, чего добивается главная героиня. Ею руководят некие силы не только согласно, но и вопреки ее воле. И о природе которых мы можем лишь догадываться". Также в рубрике:
|