Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7662) 18-24 декабря 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияВЛАДИМИР ОРЕНОВ: Провинциальные труппы теперь бывают лучше столичныхТЕАТРНаталия КАМИНСКАЯ
Владимир ОРЕНОВ, режиссер и театральный критик, лауреат премий "Золотая Маска", "ТЭФИ", имени Кугеля, автор популярной телевизионной программы "Фрак народа", поставивший немало спектаклей в российских театрах, стал художественным руководителем Челябинского ТЮЗа и выпустил два новых спектакля: "Возмутитель спокойствия" Леонида Соловьева и "Twoрандот" по сказке Карло Гоцци. - Вы встретились с Челябинским театром примерно год назад. Как это произошло ? - Я пришел сюда до того, как стал главным режиссером. Точнее моя должность называется так: "главный режиссер - художественный руководитель творческих проектов". Но еще прежде своего назначения я приехал в Челябинск, которого совсем не знал. И увидел чудный город, весь в чугунном каслинском литье. Я гулял по улицам и думал: что за люди здесь живут и что надо для них поставить? Как вдруг заметил одну удивительную вещь - чуть ли не на каждом доме красуется изображение... верблюда. А когда увидел верблюда, гордо реющего над зданием городской администрации, то почувствовал, что мне здесь очень нравится. Может быть, оттого, что мое детство прошло в Ташкенте? Позже я узнал, что крепость Челяба стояла когда-то на караванных путях, и верблюды с грузом шли через нее аж из Китая. Мне очень понравилось, что символом этого города стал не какой-то идеологический знак, а замечательное, терпеливое восточное животное. Вот и решил поставить здесь "Ходжу Насреддина". После премьеры мне предложили стать худруком Челябинского ТЮЗа. В это время у меня были предложения еще от нескольких театров. Но город решил для меня все дело. К тому же я влюбился в здание нашего театра, стоящее на главной городской площади. - Кажется, вы привели с собой в труппу много новых молодых актеров ? - Театр не испугался принять десять моих учеников, выпускников Новосибирского театрального института. Для них нашлись и деньги, и жилье - это дорогого стоит. На такой шаг пошли министерство культуры области, директор театра Роза Орлова. Между прочим, ее муж, Наум Юрьевич Орлов, был известным режиссером и его именем ныне назван Академический театр драмы. Челябинск вообще - редкий город, где к режиссерам относятся не потребительски: театр кукол здесь тоже назван именем прекрасного режиссера Вольховского. Город, не лишенный чувства благодарности к своим выдающимся землякам, - это замечательно. - В каком творческом состоянии вы застали ТЮЗ ? - Здание хорошо содержится. В театре фантастический свет - его еще до кризиса успели поставить. Профессионал поймет, что такое на сцене более двух десятков "голов", управляемых компьютерами. А вот творчески театр к тому времени был рассыпан: менялись режиссеры, не было ясной программы, таяла популярность у зрителей. Но, как известно, приходить надо именно в "отстающую бригаду". Хотя у этого театра славная история, в нем ставили такие мастера, как Тенгиз Махарадзе, Феликс Берман, Алексей Бородин, Анатолий Праудин, Борис Цейтлин... Но к тому времени, когда я пришел, наступила промежуточная ситуация, чреватая напряжением и конфликтами. И тут я понял одну очень важную вещь. Может быть, потому что "года к суровой прозе клонят"? Если раньше я принимался рушить все до основания, то теперь понял - никого нельзя увольнять. Жизнь сама расставит все по местам. Кто-то не выдержит заданного темпа. А другой, напротив, возьмет его и раскроется с новой стороны. Сразу сообщил свое решение труппе и услышал общий выдох. Кроме того я решил не ломать прежних планов театра. Три спектакля, вполне достойных, вышли своим чередом. А в августе приехали мои ребята, труппа обновилась почти на треть. - Почему вы решили поставить "Турандот" - пьесу с такой хрестоматийной историей? И почему у вас в названии возникло "Two" - "два" в переводе с английского ? - А я однажды подумал: что за странная пьеса? Написано - "сказка", а волшебств нет. Стал читать и замер от ужаса: первые две картины - прямо какой-то триллер! Я не мог понять, над чем, собственно, смеялись великие вахтанговцы? Калаф - измученный человек, за ним погоня, он потерял свой дом, пришел в город, где торчат окровавленные головы на колах... Обхохочешься! Поэтому мы с Вадимом Жуком, печальным поэтом, которого по ошибке считают юмористом, решили убрать старые загадки-разгадки. Жук написал новые, где разгадками стали одиночество, пытка, измена, смерть. По сюжету Калаф потрясен портретом принцессы. Но я подумал: какое лицо должно быть на портрете у Турандот, на счету которой сотни убийств? По сравнению с ней Дориан Грей покажется образцом добродетели. Так что Калаф, ужаснувшись, пошел отгадывать загадки для того, чтобы смерти прекратить, и потому, что ему нечего терять. Человек, которому нечего терять, отгадывает загадки той, которая ни во что не верит. Вот вам трагедия первого акта. А вторая часть несказочной сказки очень смешная. Это уже потом я прочитал у самого Гоцци, что первая часть - искусно созданные трагические обстоятельства, вторая - комическое приключение. И вот первую часть у меня играют опытные актеры Ольга Телякова, Максим Терлецкий, Андрей Гаврилюк, Наталья Антонова, Борис Черев, а во второй, когда смерть никому не грозит, происходит "буратинизация всей страны": тех же героев играют молодые ребята. Так сама пьеса подсказала возможность соединить в спектакле старожилов и вновь прибывших артистов. Трагедия и комедия, опыт и юношеский азарт, два состава, в общем - "Twoрандот". - У тех, кто застал расцвет ТЮЗов, еще на памяти высокие творческие достижения. А сейчас дело явно захирело, и не всегда понятно, нужно ли оно вообще. С этого года даже действует специальная государственная программа поддержки театров для детей - это попытка вернуть утраченные внимание и сам смысл ТЮЗовской деятельности. Каков ваш взгляд на проблему ? - Я из тех, кто успел увидеть самое лучшее - например, Ленинградский ТЮЗ времен Зиновия Корогодского. Конечно, надо понимать, за какое дело берешься. Я влюблен в детство. Мы уже начали работу по созданию нового репертуара. У нас будет и "Добрый доктор Айболит", который репетирует молодой режиссер из Новосибирска Анна Зиновьева. "Сказку о золотом петушке" поставит, на мой вкус, мастер уникальный - это худрук Объединения детских театров Хабаровска Константин Кучикин. И басни Крылова будут у нас. И "Снегурочка", причем во взрослом и детском вариантах. Собираюсь репетировать "Короля Матиуша" Корчака, соединенного с поэмой Галича "Кадиш". Для молодежи выпустим "Игры любви" по рассказам Чехова, Бабеля, Олеши, Окуджавы, Довлатова, Искандера... Единственная проблема, которую я пока не решил: наш театр не должен оставаться без имени. Мы знаем, что владивостокский ТЮЗ стал Камерным театром, новосибирский - "Глобусом", орловский - "Свободным пространством", самарский - "САМАРТом". У нас тоже должно быть свое имя. Надеюсь, оно скоро появится. - Приглашать режиссеров будете? Есть кандидатуры ? - Дело не в фамилиях. Есть, конечно, мечта о выдающихся мастерах, но достойных денег на такие проекты сейчас нет. Очень хочу группировать в театре режиссерские силы провинции. Я совершенно уверен, что вне столиц работают люди, которые мощно могут строить театр. Да и актеры теперь во многих провинциальных труппах сильнее, чем в иных московских, дезориентированных сериалами, стертых коммерческими постановками. Есть целые столичные коллективы, которые значительно уступают целым провинциальным и в таланте, и в выучке, и в отношении к работе. Другое дело, что вкусы провинции развращает бессовестный антрепризный "чес", из-за которого местные зрители теряют критерии. Все это вредит здешним театрам, а они-то пытаются работать серьезно, не халтурить. Мы предпринимаем серьезные усилия, чтобы привлечь внимание челябинцев к своему ТЮЗу. Премьеры идут с аншлагами. Когда я приезжаю домой в Москву, то уже через несколько дней начинаю отчаянно скучать по своим актерам, по теперь уже моей Челябе. И все твержу окуджавские строчки: "Чем дальше от Москвы, тем чище дух пространства, тем голубей вода, тем ближе к небесам..." Также в рубрике:
|