Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7667) 29 Января - 4 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительК юбилею ИоселианиКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ 2 февраля Отару Иоселиани исполнится 75 лет, и это событие, как ни странно, оказалось незамеченным на нашем телевидении. Исключение - канал "Культура". К сожалению, нам не покажут "Листопад", "Пастораль" и другие ранние шедевры выдающегося грузинского режиссера, но и три "французские" его картины доставят немало радости благодарным зрителям. Открывает мини-ретроспективу комедия-притча " Фавориты луны " ("Культура", 2 февраля, 23.55. Франция - Италия - СССР, 1984. В ролях: Катя Рупэ, Алекс де Монтегю, Франсуа Мишель, Жан-Пьер Бовиала, Паскаль Обье, Кристиан Бэйли). Первый зарубежный фильм Иоселиани получился одновременно и грузинский, и французский, и непонятно, чего в нем больше. Его название позаимствовано у Шекспира. В "Генрихе IV" Фальстаф, обращаясь к своему собутыльнику, говорит: "Когда ты станешь королем, смотри не позволяй чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, фаворитами Луны". Действие развивается в трех временных пластах. В XVIII веке гончарных дел мастер из сырой глины создает уникальный чайный сервиз. В XIX веке художник пишет портрет молодой женщины. В конце прошлого века история сервиза и картины подходит к концу. Сервиз после каждого аукциона все убывает и убывает, а картину раз за разом воруют, варварски вырезая холст из рамы, так что в конце концов от нее остается лишь маленький кусок холста. Таким образом, режиссер выражает суетность и бренность жизни людей, которые не умеют ценить прекрасное. Сложный, ассоциативный язык грузинского режиссера оказался непонятен европейскому зрителю, а вот профессионалам он пришелся по вкусу, о чем говорят Большой специальный приз жюри Венецианского МКФ и целый ряд наград рангом пониже. Одновременно смешная и забавная, ироничная, грустная и даже трагическая экзистенциальная притча " И стал свет " ("Культура", 3 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1989. В ролях: Сигалон Санья, Сали Баджи, Бинта Сиссе, Мари-Кристин Даяме, Фату Сайди) переносит нас в экзотичную туземную африканскую деревушку. Жизненный уклад ее обитателей, живущих удивительно дружной и насыщенной жизнью, мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми... Сюжета как такового нет, нет и членораздельной человеческой речи: на экране сама жизнь, но она художественно так организована, что представляет собой глубокие философские размышления о смысле всего сущего. Под неожиданным ракурсом Отар Иоселиани взглянул на окружающую действительность и по-своему осмыслил ее и в " Охоте на бабочек " ("Культура", 4 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1992. В ролях: Нарда Бланше, Пьеретт Помпом Байаш, Александр Черкасов, Александра Либерман, Тамара Тарасашвили). Действие происходит в старинной французской усадьбе в наши дни. Эта усадьба и является главной героиней фильма, вокруг которой развиваются основные события. Умирает старая хозяйка замка. Исчезает прежняя привычная жизнь, опустошается будущее. Но даже в необратимых утратах есть своя гармония, печальная красота и, может быть, высший смысл. Усадьба перейдет в наследство московской барышне, которая, прилетев во Францию, с легкостью от нее избавится. И тут же появятся новые владельцы особняка: обнесут его новым забором, поставят добротные ворота с автоматическим замком, приладят свой герб... Это третий полнометражный фильм Отара Иоселиани, снятый во Франции, - опять поэтичный, с глубоким философским подтекстом, в нем вновь отчетливо просматриваются вечные иоселианевские темы, своеобразный и тонкий юмор выдающегося режиссера, его ностальгия об ушедшем добром старом времени. В триллере " И пришел паук " (ТНТ, 8 февраля, 16.20. США - Германия, 2001) пожилого чернокожего следователя Алекса Кросса, который пытается разоблачить коварного и кровавого маньяка и освободить похищенную им из закрытой школы маленькую дочь сенатора, играет замечательный американский актер Морган Фримен. Нечто похожее он играл в триллере "Целуй девочек", но здесь у него куда больше возможностей проявить свое незаурядное актерское дарование. Не зря говорят, что новозеландский режиссер Ли Тамахори, автор знаменитого полицейского боевика "Скала Малхолланд" (1996), свое дело великого ремесленника знает на пять с плюсом. Кино получилось круто закрученное и крайне напряженное, почти до самого финала даже искушенного зрителя ждут сюрпризы. И еще один качественный коммерческий фильм: боевик " Тренировочный день "("ТВ Центр", 5 февраля, 0.30. США, 2001. Режиссер Антуан Фукуа. В ролях: Дензел Вашингтон, Итан Хоук, Ева Мендес, Том Беренджер, Скотт Гленн). Голливуд нам предлагал, предлагает и будет предлагать великое множество полицейских боевиков, где фигурируют коррумпированный или живущий "по понятиям" коп-ветеран и его молодой напарник - честный желторотый новичок (как в данном случае), свято верящий в торжество закона, или просто еще неопытный парень. Антуану Фукуа ("Убийцы на замену") в общем-то удалось уйти с проторенной дорожки и избежать набивших оскомину шаблонов. Тут сыграл свою роль первоклассный сценарий: ситуации, в которые попадают герои, довольно нестандартны, действие изобилует неожиданными поворотами. Немалое значение для успеха картины имели умение режиссера мастерски нагнетать саспенс и его принципиальное решение избегать дешевых (не в смысле стоимости) спецэффектов. Но, пожалуй, главное достоинство фильма - превосходный актерский дуэт Дензел Вашингтон - Итан Хоук, особенно впечатляет Вашингтон, чья работа по достоинству была отмечена "Оскаром". Также в рубрике:
|