Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7667) 29 Января - 4 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ДМИТРИЙ ВДОВИН: Не люблю, когда разрушают воздушные замки

Дмитрий МОРОЗОВ


Профессия педагога по вокалу не принадлежит к числу публичных и особенно благодарных. Даже самых успешных ее представителей знают лишь в узких кругах, а слава, овации, весьма внушительные подчас гонорары, внимание прессы - все это достается ученикам. Но если среди молодых российских певцов, побеждающих на международных состязаниях и выступающих на самых престижных сценах, едва ли не каждый второй оказывается учеником одного и того же педагога, имя этого последнего рано или поздно должно сделаться популярным. Что объединяет между собой, к примеру, трех теноров, представленных на фотографии, - Дмитрия Корчака, Максима Миронова и Сергея Романовского, баритонов Василия Ладюка и Родиона Погосова, баса Николая Диденко и некоторых других певцов, делающих сегодня весьма успешную карьеру? Имя их педагога, профессора Академии хорового искусства, одного из основателей и руководителей Международной школы вокального мастерства Дмитрия ВДОВИНА. Наша беседа о секретах профессии и нынешнем состоянии дел на рынке оперного вокала состоялась незадолго до январского концерта в КЗЧ (читайте о нем на 10-й стр.) Корчака, Ладюка и, как первоначально было заявлено, Екатерины Сюриной, тоже учившейся у него.

Д. Вдовин (третий слева) и его "Три тенора": С. Романовский, М. Миронов, Д. Корчак

- Этот концерт трех восходящих звезд, все активнее заявляющих о себе на мировой арене, вполне можно было бы назвать вашим бенефисом .

- Ну, если честно, я их пока звездами не считаю. Звезды - это Нетребко, Флеминг, Бартоли, Гулегина, Георгиу, Аланья, Вильясон, Кауфман... А эти все же еще достаточно молоды для того, чтобы говорить о них как о звездах. Но, несомненно, у них есть такая перспектива. И, кстати, я должен сказать, что Катя Сюрина - не совсем моя студентка. Она окончила ГИТИС у Эммы Саркисян и пришла ко мне в аспирантуру уже готовой певицей. Но, наверное, у нее были какие-то проблемы, которые она с моей помощью хотела бы решить, и надеюсь, что я ей в этом помог.

- По какому принципу вы вообще отбираете себе учеников? А то среди ваших коллег бытует такая легенда: конечно, он берет себе самые лучшие голоса ...

- Как говорится, первую половину жизни человек работает на имя, а потом уже имя работает на него. Сейчас ко мне приходит много людей, и я имею возможность выбрать. Но когда я начинал, то первым студентом, которого мне дали, был человек, вообще не певший до Гнесинского училища, где я работал. Он пришел по дополнительному набору, не поступив до этого в актерские вузы. И именно он впоследствии стал первым российским певцом, принятым в молодежную программу Метрополитен Опера, а теперь поет на ее сцене. Это был Родион Погосов. Тогда мне никто не создавал каких-то особых условий, может быть, даже с выбором студентов у меня дело обстояло хуже, чем у моих коллег. Ну а сейчас - извините: действительно, хочется работать с талантливыми.

- Мне рассказывал Георгий Агеев, как он долго уговаривал вас взять Корчака, а вы не хотели ...

- Это не совсем так. Там был непростой этический момент. Корчак сотрудничал с Владимиром Спиваковым и Георгием Агеевым еще до того, как начал заниматься со мной. Действительно, он человек талантливый, и они просили меня ему помочь. Он учился у другого педагога, и я начал с того, что позвонил этому педагогу и попытался объяснить ситуацию. Я послушал Корчака на концерте с хором академии в БЗК, и его голос - пусть Дима сейчас не обижается - меня не впечатлил. Тем не менее, относясь с большим уважением к людям, которые меня об этом просили, я начал с ним работать, и мы год занимались, до того как он стал моим официальным учеником. Он был на четвертом курсе академии, я с ним занимался, пока он был на пятом, и три года в аспирантуре. Были ужасные скандалы. Виктор Сергеевич Попов, которому очень не нравилось, что его любимый студент стал заниматься вне стен академии, рвал и метал. Но вот что удивительно: потом, когда случилась беда в Академии хорового искусства, и ушла из жизни заведующая кафедрой вокала, первый, кому он позвонил с предложением прийти туда, был я. А Дима оказался человеком фантастически одаренным, и за него скоро взялись театры. Хотя были год или два какого-то странного затишья, когда он уже достиг очень высокого уровня - и это видел не только я, но и все те люди, которые его поддерживали, - а карьера как-то не двигалась. Видимо, что-то такое накапливалось. И вдруг - какой-то взрыв.

- И уже нет практически ни одной крупной сцены, где его нет ...

- Да, поразительная карьера. Но он очень умный певец.

- Не менее поразительна карьера Максима Миронова. Помнится, года четыре назад, когда он на одном из концертов школы пел арию Россини, я вам сказал: "Прямо хоть сейчас на фестиваль в Пезаро". А вы ответили: "Лет через пять..". Но прошло всего года два, и он там спел !

- Со стороны может сложиться впечатление, что я своих студентов пытаюсь, скажем так, продвигать. Конечно, если меня спрашивают, я отвечаю, что вот тот или иной из них мог бы участвовать в этом проекте. Но на самом деле пение моих студентов мне чаще всего не нравится. Меня многое раздражает: вот это не сделано и это не так. Иногда даже не прихожу на какие-то выступления, чтобы их не травмировать, да и себя тоже. Может быть, из-за этого я подчас упускаю момент, когда человек уже готов. Но, мне кажется, лучше уж недооценить эту готовность, чем ее переоценить, когда человек еще физически не сложился и технически не вооружен в должной мере. В иных ситуациях, когда они явные глупости делают, приходится и кулаком по столу стукнуть. И иногда это приводит к разрывам. Вот недавно я подверг критике своего студента, уже бывшего, и он очень обиделся. Может быть, и я был в чем-то неправ. Но, понимаете, своей работы ведь тоже жалко. Это же годы и, самое главное, надежды. Ты чувствуешь, что человек талантлив, все получается, и сразу начинаешь строить такие воздушные замки. И когда они остаются недостроенными или подвергаются разрушению - это очень неприятно. Ты пытаешься что-то сказать или сделать, и люди обижаются: они уже привыкли к успеху, делают карьеру, о них пишут, приглашают - а тут какой-то дядя Дима, вечно недовольный, со своими замечаниями...

Может быть, с ними надо быть более деликатным. У певца ведь очень сложная жизнь. Это же какую надо нервную систему иметь! Мне представить трудно, как можно выйти на сцену Ла Скала - если говорить о Корчаке или о Романовском, - в столь юном возрасте и петь. Когда Сережа должен был петь прослушивание, агенты мне рассказывали, что многие хорошие певцы, зная, что они выходят на сцену Ла Скала, просто не могут там издать ни одного звука... А сейчас я волнуюсь за Василия Ладюка, потому что ему предстоит дебютировать в Ла Фениче в "Травиате", и это театр крайне сложный.

- Как раз после Хворостовского, который пел Жермона на открытии возрожденного из руин театра .

- Поэтому сравнения неизбежны, и требовательность будет самая высокая. Если не ошибаюсь, это его дебют в Италии, дело очень непростое. Вот сейчас два моих ученика дебютировали в "Путешествии в Реймс" в Тревизо и в Йези - небольшие города, но достаточно большие театры. И это было нелегко, потому что в Италии и публика, и специалисты предпочитают видеть и слышать в итальянском репертуаре своих соотечественников.

- И вместе с тем мы с вами оба помним телетрансляцию "Дон Карлоса" из Ла Скала в 1978 году: Нестеренко, Образцова и примкнувший к ним славянин Гяуров открывали там сезон в итальянской опере, и это было триумфально !

- Ну еще бы, такие певцы! Дай бог кому-либо из нынешних дотянуться до них! И потом, в те годы это был некий эксклюзив - советские певцы, потому что почти никого не выпускали, ездили пять-шесть человек, но зато каких! И в этом был свой позитив. Ведь что там говорить: упал в целом уровень гастролирующих на Западе русских певцов.

- Мне-то кажется, что упал, особенно по сравнению с тем временем, уровень не только русских певцов, гастролирующих на Западе, но уровень певцов вообще, в том числе и западных. Хотя средний уровень при этом повысился, но вот верхушка ...

- Тут я совершенно с вами согласен. На самом деле - и это не только мое наблюдение - все или почти все стали петь достаточно ровно. Вот говорят: школа падает, школа потеряна! А я считаю - ничего подобного. Наоборот, школа, как понятие техническое, даже выросла и не могла не вырасти: благодаря средствам звукозаписи, Интернету, YouTube, ты можешь нажать кнопку и услышать вчерашнее выступление любого из лучших певцов мира. Теперь многое стало проще, доступнее, но... Стали пропадать индивидуальности, а вместе с ними - индивидуальные тембры голосов. И это уже беда. В Америке такая ситуация особенно сильна: средний уровень певцов очень высок, они техничны, но закрываешь глаза, и невозможно отличить одного от другого. В России ситуация немного другая. Голоса, как всегда, у нас лучше, но общая техническая и стилистическая подготовка певцов гораздо ниже. Хотя средний уровень все равно выше, чем 20 - 30 лет назад. А индивидуальностей точно так же не хватает, как и на Западе.

- Актуально ли, по-вашему, сегодня такое понятие, как национальная вокальная школа ?

- Думаю, что да. Вроде бы опера - искусство абсолютно интернациональное, глобализация коснулась ее в полной мере. Идеалы во многом смешиваются: итальянка может иметь в качестве идеала, например, Рене Флеминг, а американка, скажем, Барбару Фриттоли или Нетребко. Вроде бы все перемешано, все не так, как раньше. Но тем не менее антропологию, физиологию и фонетику никто изменить не в силах. Поэтому национальные школы по-прежнему существуют. Однако различаются они между собой не столько за счет технологии, сколько за счет традиций и тех специфических особенностей, которые обусловлены национальным репертуаром.

И кстати, как раз русский репертуар ставит такие колоссальные технические задачи, которые только мы, русские, по большому счету, и можем в полной мере осилить. Я считаю, что русский оперный репертуар для человеческого голоса - один из самых сложных, какие только существуют. Он требует огромной выносливости, не меньшей, чем, скажем, оперы Вагнера или Рихарда Штрауса. И он требует зрелости - физической и человеческой. Музыка Россини или Моцарта, в чем-то, может быть, технически более трудная, виртуозная, рассчитана на молодых. Молодые люди абсолютно вписываются в рамки россиниевского и моцартовского репертуара - так же как, предположим, и генделевского. К русскому же репертуару в значительной его части люди должны приходить, когда им за тридцать, если не больше. Поэтому я стараюсь очень осторожно разрешать своим студентам - насколько они вообще ко мне прислушиваются в таком возрасте - прикасаться к крепкому русскому репертуару. Надо дать им созреть. А на русских сценах, как вы знаете, сейчас самая большая проблема - исполнение русских опер. Невозможно найти Германа, Февронию, Мазепу...

- Это касается не только русской оперы. Дело, мне кажется, еще и в том, что исчезают как таковые драматические голоса. Кстати, и среди ваших учеников я их пока не встречал .

- Были у меня крепкие голоса, но полного комплекса данных у них не было, и большой карьеры они не сделали. Но кумиром моей молодости был Атлантов, и я мечтаю о голосе, который мог бы в какой-то степени наследовать ему. И кажется, голос такого плана у меня сейчас есть. На самом деле, драматические

голоса в 25 лет не появляются. Сейчас вокал помолодел, и если раньше поступали в консерваторию под 30, а то и за 30, то сейчас это, скорее, исключение. Сейчас не только в консерватории поступают, но некоторые певицы уже и карьеру свою начинают в 17 - 18 - 19 лет, что, на мой взгляд, есть перебор в другую сторону, но такова тенденция. И моим студентам, которые оканчивают Академию хорового искусства, года 22 - 23, максимум 24. Раньше в этом возрасте и о поступлении еще не думали. Происходит очень серьезный ментальный и даже, я бы сказал, физиологический перелом в подготовке оперных певцов и в жизни оперного театра, потому что публика требует молодости, красоты, физической формы. А это не всегда сочетается с вокальными возможностями и вокальной зрелостью.

Вообще, сейчас достаточно сложно сделать карьеру: огромное число певцов, рынок перегружен. И те, у кого что-то складывается, нередко теряют здравый смысл и начинают принимать все предложения, петь подряд сразу уйму спектаклей, к которым они физически неспособны и к которым их голос еще не готов. Последствия бывают весьма плачевны.

- Возвращаясь к вопросам школы, технологии и конкретно вашей практики. Бывали ли случаи, когда вам удавалось вытягивать людей, казалось бы, безнадежных ?

- Бывали, хотя и не то чтобы много. Я не хочу сейчас никого обижать, называя конкретные имена, но у меня был студент, к которому, когда он ко мне поступал, у многих было крайне скептическое отношение: дескать, нет у него особых данных для вокальной профессии. А он сделал успешную карьеру, и вы сами очень лестно отзывались о нем и его голосе.

- То есть получается, что сделать можно не только технику, но и сам голос, да так, чтобы он звучал, как будто от природы данный ?

- Ну, может быть, не сделать, а открыть, помочь ему появиться на свет. Возвращаюсь к Атлантову, которого хотели исключать из Ленинградской консерватории. Он сам мне рассказывал, что пришел туда практически безголосым человеком, что усугубилось еще после занятий с первыми его педагогами. И потом какой-то фанатической верой и трудом он смог переломить себя и стал учиться по книжке - это вообще уникальный случай. И родился вот такой голос!

- Кого бы вы могли назвать из ваших нынешних студентов, чьи имена пока неизвестны, но кто в ближайшие несколько лет имеет шанс громко заявить о себе? Как, например, произошло с Романовским, совершившим в нынешнем сезоне такой прорыв, что о нем говорили, пожалуй, даже слишком много. А кто идет следом ?

- Если говорить о тенорах, то есть еще Паша Колгатин, который только что засветился на "Декабрьских вечерах". Может быть, это была моя ошибка, что я допустил его до такой сцены - он еще только на втором курсе, ему 21 год, это такая молодость...

- Ну Миронов дебютировал Петром Первым в "Геликоне", если не ошибаюсь, в 19 лет ?

- Нет, по-моему, в 20. Вот Погосов, действительно, в 19 лет спел Папагено в Новой Опере. Это был мой личный рекорд, которым по идее не надо было бы гордиться. Он хорошо, кстати, пел, но в таком юном возрасте это очень тяжело и опасно...

Возвращаясь к вашему вопросу. Я сейчас активно занят молодым баритоном Евгением Кунгуровым, который работает в Новой Опере. Он пока поет маленькие партии, и хорошо, что в этом театре у певцов есть возможность входить в репертуар постепенно, не торопя событий. Есть еще тенор Сергей Писарев. Есть бас-баритон Дмитрий Орлов, который на недавнем концерте школы, несмотря на свою молодость, пел дуэт с Брунгильдой и Прощание Вотана из "Валькирии". И им сразу же заинтересовалась Эва Вагнер, она думает со временем пригласить его в Байройт. И еще у меня сейчас появилось несколько потрясающих природных голосов, но они слишком молоды, посмотрим, как будут работать. Есть и более зрелые люди, чьи голоса меня просто поразили. При этом они еще и достаточно образованные люди, с высшим музыкальным образованием и от природы одаренные полным сценическим комплексом. Я очень на них надеюсь. И, конечно, надеюсь на двух своих выпускников, которые сейчас в Болонье, в молодежной программе. Это Алексей Якимов и Анна Крайникова. Думаю, что у них тоже будет хорошая карьера. Все они талантливые люди, но очень молодые. Надо еще вызреть.

Знаете, что самое трудное в нашей профессии? Отпустить человека, выпустить из класса. Я помню, когда я первый раз отправил своего ученика в поездку, на стажировку - это мне далось крайне тяжело, как будто действительно от сердца отрывали. И понимаете, это происходит тогда, когда начинает что-то получаться, вот что самое обидное! Только раскатаешь губы: вот сейчас этим репертуаром будем заниматься, этим, который уже стал доступен, и тут он получает работу, и я снова возвращаюсь к вокализам и старинным ариям.

- Кстати, по поводу старинных арий. Сейчас, в связи с бумом аутентичного исполнительства, появилось много специалистов по барочному репертуару, поющих без вибрации. Вы с этой техникой не работаете ?

- Пытаюсь, и на самом деле меня это очень интересует. Но тут есть еще жесткие условия рынка. В нашей стране все это только сейчас стало потихоньку развиваться. Кстати, следующую нашу Школу мы хотим посвятить исполнению Генделя. Я надеюсь, у нас будут больше исполнять Генделя, и не только с приглашенными, но и с нашими певцами. А что касается аутентизма, то мне это представляется своего рода играми взрослых. Порой непоследовательными. Инструменты настраиваются, как те, которые звучали в то время, но концертные залы-то, театры - совершенно другие. Извините, дирижер теперь стоит с другой стороны. Как можно аутентично исполнять музыку Генделя в большом театре? Это же нонсенс. Театры были маленькие, оркестры были маленькие (нынешние "аутентичные", как правило, гораздо больше), и совершенно была другая подача звука. И вообще, надо тогда еще заставить людей есть те продукты, которые ели в XVIII веке, пить то же вино или пиво, чтобы у них физиология голоса была соответствующая...

- И, если уж доводить все до абсурда, должны быть не контратеноры, а натуральные кастраты .

- Надеюсь, до этого не дойдет! Но тогда были не только кастраты, но и фальцетисты тоже. Вообще, это довольно сложная история. Конечно, я сейчас уже не могу позволить ученикам исполнять Генделя с романтических позиций. И в то же время, я не согласен с теми, кто перечеркивает достижения певцов 60 - 70-х годов, например, Беверли Силлз или Сазерленд. Да, они вибрировали, да, они делали портаменто и какие-то еще себе позволяли вольности. Но у них Гендель звучит, как один из самых высоких гениев. И не надо у нас отбирать право пользоваться, помимо прочего, и их исполнительской традицией. Я считаю, главное - чтобы было талантливо.

- А с контратенорами, кстати, вы работать не пробовали ?

- Пробовал. Мне не доставило это удовольствия. Во-первых, опыт у меня по этой части маленький. Во-вторых, это настолько другая планета, что как-то становится страшно: а буду ли я соответствовать, не напорчу ли? Все-таки есть здесь какая-то специфическая тонкость, которой владеют, предположим, англичане, голландцы, американцы, немцы и которая нам пока еще не очень открыта. А в принципе, я люблю со всеми голосами работать. И когда какой-то тип голоса долго отсутствует в классе, начинаю скучать по нему.

- За те годы, что вы в педагогике, менялась ли и насколько существенно, ваша методология ?

- Конечно, менялась и меняется. Вот, например, вместе со мной в академии работает Светлана Григорьевна Нестеренко, у которой тоже много замечательных студентов. Не знаю, как она, а я просто наслаждаюсь интригующей ситуацией, когда сначала мой студент победил на "Operalia" у Доминго, потом спустя два года - ее студентка. Помню, когда она только к нам приехала из другого города и привезла своих первых студенток, я просто обалдел от того, как они пели. Например, Марина Зятькова, которая потом победила на конкурсах в Марселе и в Страсбурге. Я тогда буквально в депрессию впал: я так не могу! И знаете, как это меня подхлестнуло! Когда я впервые приехал работать в Хьюстон и услышал спектакль молодежной программы Оперы, я тоже два дня в тяжелых раздумьях находился, так пели потрясающе. Сейчас я немного поспокойнее стал. Какие-то двери мне удалось открыть в нашем деле и кое-что понять. А какие-то пока не удалось. Это большая работа для ушей и для мозга.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;