Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7667) 29 Января - 4 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Золотой Орел" на "Диком поле"Национальная академия кинематографических искусств и наук России вручила призы Дарья БОРИСОВА
Невероятно, но факт: члены Национальной академии кинематографических искусств и наук России совпали во мнении с отечественными кинокритиками и признали фильм "Дикое поле" лучшим в ушедшем году. Такого согласия в оценках меж "Золотым Орлом" и "Белым Слоном" мы еще никогда не наблюдали. Критики и киноведы - эти умники и эстеты кинематографического цеха - вечно норовят отметить что-то "эдакое", потрафить новациям, поощрить изыски. Академия же за высокой модой никогда не гналась, старалась держаться "поближе к народу". Когда критики называли лучшим фильм Дмитрия Месхиева "Свои", академики награждали "72 метра" Владимира Хотиненко. Когда главный "Слон" доставался картине "Солнце" Александра Сокурова, "Орел" улетал к "9-й роте" Федора Бондарчука... И прошлогодняя параллель не стала исключением: "Груз-200" Алексея Балабанова был фаворитом критиков, "12" Никиты Михалкова - гран-призером "Золотого Орла". И ничто не предвещало такого расцвета вкуса в академии - ведь на победу в этот раз явно напрашивался кондово-гламурный "Адмиралъ" Андрея Кравчука, произведенный "Первым каналом", раскрученный опытными руками Джаника Файзиева и Анатолия Максимова. Но что-то дало сбой в системе, и главная награда ушла на сторону. VII церемония вручения "Золотых Орлов" состоялась по традиции в первом павильоне "Мосфильма" 23 января. Прошла она в целом гладко, но вяло. В воздухе висела какая-то скованность. Видимо, контекст происходящего в кинематографическом сообществе придал атмосфере некую настороженность. В самом начале действа руководитель академии, режиссер Владимир Наумов, сделал в своей речи характерную оговорку, назвав приветствие Президента РФ Дмитрия Медведева "посланием нашему съезду". Теперь уже всем ясно, что VII съезд Союза кинематографистов РФ, прошедший в декабре, оказался не просто бомбой, но бомбой замедленного действия. Именно сейчас группа деятелей кино, традиционно поддерживающих Никиту Михалкова, ведет судебную тяжбу, цель которой - доказать нелегитимность съезда и продлить полномочия прежнего председателя СК. Владимир Наумов - как раз один из тех, кто инициировал этот иск. Сколько будет тянуться дело и кто победит - совершенно не ясно. Ситуация замерла, но зато в ней четче оформились стороны противостояния - "Золотой Орел", считающийся "михалковской премией", наглядно это проиллюстрировал. Аншлага не наблюдалось. На церемонию не пришло подавляющее большинство академиков - кинематографистов, числящихся (чего греха таить!) в обеих киноакадемиях (в "Орле" и "Нике"). Вели церемонию Мария Шукшина и Леонид Ярмольник. То и дело опуская глаза в бумажку, торопливо, без куража проговаривали текст и как будто стеснялись сами себя. Сколько-нибудь живые реакции зал выдал дважды. Первый раз со стороны зала повеяло искренней симпатией, сочувствием, когда почетный приз академии за вклад в кинематограф вышел получать актер Алексей Петренко. Представляя его, Никита Михалков прочел небольшую лекцию о природе актерского таланта, сказал, что все актеры - люди совершенно ненормальные, в том числе и "эти перцы, ведущие церемонию". Шукшина и Ярмольник проглотили "комплимент" без аппетита. От неловкого момента отвлек всех Петренко. Отсутствие предложений со стороны кинорежиссеров и причисление к разряду получивших "за вклад" обыграл с горьковатым юмором: "Спасибо академии за нашу счастливую старость..." Еще раз публика проявила эмоции, приветствуя на сцене пару "вручантов" в номинации "Лучший зарубежный фильм в российском прокате": боксер-великан Николай Валуев галантно вывел к микрофонам актрису Машу Шалаеву, девушку и без того миниатюрную, а уж в таком соседстве и вовсе похожую на воспитанницу детского сада. Дав людям нахохотаться вволю, Валуев начал речь: "Конечно, зарубежное кино тоже имеет право на жизнь, как и наше..." Веселье продолжилось, а "Орла" отдали представительнице фирмы "Уолт Дисней в России" за прокат фильма "Нефть" Пола Томаса Андерсона. Рената Литвинова, способная разнообразить любую скучищу, и тут проявила свою знаменитую непосредственность. Ей выпало вручать "Орлов" лучшему мини-сериалу (им стал телефильм "Диверсант. Конец войны" режиссера Игоря Зайцева) и сериалу (победила "Ликвидация" Сергея Урсуляка). "Достался мне, как всегда, самый гной... - посетовала Рената. - Столько шлачины на телевидении... Наверное, и среди этого перегноя встречаются шедевры, но вот я, снявшись в "Границе", сказала: больше ни-ког-да!" Народ порядком оторопел, и в те секунды, пока на сцену за призом поднимались создатели "Диверсанта", даже пахнуло скандалом. Но, видимо, восторжествовала привычка воспринимать Литвинову как шута, который нет-нет да и брякнет что-то грубое, но так похожее на правду. Кстати, с номинацией "Лучший телесериал" произошла вообще интересная вещь: в ней были представлены три фильма, и все три созданы компанией "Централ Партнершип", даже набор продюсеров один и тот же: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз. Взяв "Орлов" за лучшие работы художника по костюмам, оператора и звукорежиссера, "Адмиралъ" остановился на планке "Лучшая мужская роль". Принимая приз в этой номинации, исполнитель роли адмирала Колчака Константин Хабенский красиво, поэтично поблагодарил "экипаж", то есть съемочную группу и тех, "кто ждал на берегу". Дальше картина Андрея Кравчука не пошла. Лучшей актрисой стала Ксения Раппопорт, исполнительница роли заблудшей оперной дивы в фильме Кирилла Серебренникова "Юрьев день". "Золотой Орел" в номинации "Лучший сценарий" достался ушедшим из жизни соавторам Петру Луцику и Алексею Саморядову, приз принял за них продюсер картины "Дикое поле" Андрей Бондаренко (он же принимал потом и Гран-при, режиссер Михаил Калатозишвили представлял в это время свой фильм на фестивале в Роттердаме). Лучшим режиссером, по версии академиков, стал Карен Шахназаров с "Исчезнувшей империей". "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, таким образом, вообще остался незамеченным академией. Зато на церемонию была выписана Фэй Данауэй, она терпеливо просидела в зале два часа и вышла на сцену под конец, дабы получить очередной приз за вклад в мировой кинематограф. Ее сопровождал и представлял публике Андрей Кончаловский. Сведенные на одной сцене в одной церемонии братья Михалковы-Кончаловские снова продемонстрировали фамильные особенности: они "на ты" со всем миром, они запросто греются в лучах славы звезд мирового кино, они сами зажигают звезды! "Дорогая Фэй! Мы тебя любим. Ты - легенда. Ты была легендой уже тогда, когда я снимал свой первый фильм в Средней Азии. Я говорил там: найдите мне героиню, похожую на Фэй Данауэй!" - так просто, по-свойски ворковал Андрей Сергеевич со знаменитой лауреаткой "Золотого Орла". Та, в свою очередь, продемонстрировала выучку западного воспитания и дружелюбия, поблагодарила Россию за Станиславского и выразила желание сыграть в паре с "господином Петренко" - так он ей понравился. В финале все лауреаты со своими "Орлами" поднялись на сцену и выстроились в ряд, как на школьной фотографии. Не было ощущения, что их много, большинство держали по нескольку призов - за себя и за того парня, который не пришел на церемонию. Особой цеховой радости и братаний тоже не было. Зато энтузиазм и темперамент наконец-то нашли выход в очереди на банкет, который был дан при содействии "Bosco di ciliegi" в соседнем мосфильмовском павильоне. Также в рубрике:
|