Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7191) 30 августа - 8 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВоплощенная в бронзе мечта ЛеонардоКонь в Милане через пятьсот лет По материалам зарубежной прессы подготовила Мариам АРКАДЬЕВА Иногда мечта живет одну минуту, порой - всю жизнь. Или целых пятьсот лет, - в том случае, если найдется человек, способный воплотить в жизнь то, о чем мечтал другой пять столетий назад. Особенно, если он гений, имя которому Леонардо да Винчи. Шел 1482 год. Миланский герцог Людовико Моро призывает к себе Леонардо, своего придворного инженера, художника и скульптора, и поручает ему создать конную скульптуру - в память отца Франческо Сфорца. Великий Леонардо решает отлить самого большого бронзового коня, который когда-либо создавался человеком. Изваяние должно было иметь восемь метров в высоту и столько же в длину. Настоящий колосс. И сделать его предстояло в одну отливку! Это поразило всех, кто был в курсе планов Леонардо: современники не понимали, как можно отлить такую огромную фигуру в один раз. И еще не могли понять современники Леонардо, как будет стоять многотонная скульптура - ведь бронзовый колосс, по замыслу Леонардо, должен был иметь всего две точки опоры: он замыслил показать скакуна в движении, хотя никто прежде не рисковал создавать подобные фигуры с двумя точками опоры - обычно их было три. Шестнадцать лет отдал да Винчи разработке проекта. Придумал специальную глиняную смесь, из которой была вылеплена копия в натуральную величину. Была почти готова огромная форма, в которую предполагалось вылить расплавленную бронзу... Но тут Людовико Моро распорядился приостановить работы: итальянцы были на грани войны с французами, и все имевшиеся в распоряжении средства направили на вооружение армии, а из приготовленной бронзы отлили пушки... В сентябре 1499 года французы заняли Милан. В замке Сфорци, где работал Леонардо, разместились французские стрелки. Они нанесли большой ущерб глиняному коню, которого сделали мишенью для стрельбы из арбалетов. Начатое захватчиками докончили дожди. Леонардо был в отчаянии, твердил, что шестнадцать лет его жизни потрачены зря. Говорят, на смертном одре он плакал из-за того, что не смог создать, по его словам, самое главное произведение своей жизни... 1977 год, Америка, штат Пенсильвания, город Фогелсвилл. В его окрестностях живет пилот авиакомпании "Юнайтед эйрлайнз" Чарлз Дент. Он только что ушел на пенсию, у него нет ни семьи, ни детей, он убежденный холостяк. Но есть одна пламенная мечта... Увлекшись искусством итальянского Возрождения, он прочитал где-то печальную историю о неосуществленной мечте Леонардо да Винчи. И решил: огромную статую создаст он - конечно, не один. Пригласил друзей - таких же увлеченных и влюбленных в классику. "Мы и в мыслях не держали, что сможем создать такой же шедевр, какой создал бы Мастер, даже несмотря на то, что у нас были все его эскизы и расчеты, - говорит Милиан Кралик, один из скульпторов, решивших вместе с Чарлзом осуществить в Америке то, что было задумано в далекой Италии пять столетий назад. - Мы прекрасно понимали, что никто из смертных не может даже приблизиться к тому, что замышлял создать гений Леонардо". Чарлз Дент решил, что если им удастся осуществить проект Леонардо, это будет своеобразным подарком американцев итальянскому народу. Благодарность за два века красоты, которые подарила эта страна всему человечеству. Изваяние будет передано Милану - городу, где родилась эта необыкновенная идея. Чарлз ездил по всему свету три года. Искал тех, кто хорошо знал все, что касается творчества Леонардо, и всем задавал один и тот же вопрос: возможно ли претворить его проект? Да, ответили многие. В Мадриде в "Кодексах Леонардо" он нашел множество рисунков с изображением лошади. Но сохранился лишь один авторский эскиз монумента размером 2,5 х 2,5 см. Понятно, что деталей рассмотреть на таком наброске невозможно. Осталось лишь выбрать те, что наиболее соответствовали описаниям, оставленным историками. "На территории своего ранчо Дент построил специальную мастерскую высотой почти в двадцать метров, - продолжает Милиан Кралик, - чтобы можно было создать модель скульптуры в натуральную величину. И только после того как мы создали эту замечательную форму, выяснилось, что ни одна литейная мастерская не берется делать отливки таких размеров, и нам пришлось создавать еще одну - высотой в два с половиной метра, а мастера пообещали, что сами сумеют увеличить ее до необходимого размера. Стало быть, Денту вовсе не надо было строить такую огромную мастерскую. Я это рассказываю, чтобы все поняли: Чарлз и в самом деле был дилетантом. Именно поэтому его решение осуществить проект Леонардо вызывает и удивление, и восхищение. Для работы Чарлз пригласил меня и еще семь скульпторов. С самого начала было ясно одно: наши имена не будут фигурировать на постаменте, никто из нас не "подпишет" это произведение искусства. - Если вы принимаете мое предложение, - сказал нам Чарлз, - то должны будете забыть о самолюбии и вообще о всяких амбициях. Скульптура, которую мы создадим, - это произведение Леонардо да Винчи! Глиняная модель была готова в 1992 году. Встал вопрос о том, где взять деньги, чтобы оплатить отливку. Мы потратили немало времени на то, чтобы найти спонсоров. В 1994 году ради рекламы даже привезли нашего замечательного "земляного" коня в Вашингтон, на всемирные футбольные игры, - он "представлял" там Италию. Дело вроде бы двигалось, нужные средства нашлись, а тем временем над нами сгущались тучи... Внезапно тяжело заболел Чарлз. Болезнь оказалась неизлечимой и скоротечной - он ушел от нас через шесть месяцев после того, как врачи вынесли свой приговор. Чарлз глубоко страдал - не от боли, а оттого, что уходит, так и не совершив, как он сказал, главного дела своей жизни. Незадолго до кончины попросил нас всех прийти к нему в больницу. Мы сидели в его палате, пытались успокоить... А он попросил нас - каждого - торжественно поклясться, что мы доведем до конца нашу общую работу. И мы это сделали. Мы отвезли нашу глиняную модель в Бикон - небольшой городок недалеко от Нью-Йорка. Здесь находится одно из самых известных и самых лучших американских литейных предприятий, на котором работают замечательные профессионалы. Они выполнили наш проект за семь месяцев: по нашей модели - 2,5 х 2,5 м - отлили скульптуру в натуральную величину. Согласно документам, которые удалось разыскать Чарлзу, Леонардо предполагал создать своего коня в одну отливку. Он долго и кропотливо работал над этой частью своего проекта, продумал все, до малейшей детали. Однако расчеты и необходимые чертежи великого автора не сохранились. Никто из профессионалов - наших современников - не был в состоянии даже предположить, как Леонардо мыслил осуществить задуманное. А ведь судя по отрывочным заметкам на страничках его записных книжек, которые дошли до нас - всего сохранилось семь тысяч листков, - он разработал схему отливки до малейших деталей. Предполагалось, что в глубокий ров, заполненный особым грунтом - состав его он сам же и разработал, - в "опрокинутом" виде, головой вниз, будет помещена форма, которую должны "подпирать" снизу мощные конструкции, способные выдержать вес отливки. Вокруг рва расположатся несколько плавилен. Расплавив бронзу, мастера доведут металл до нужного градуса и в определенный момент одновременно выпустят его. Расплавленные потоки вольются в форму через четыре копыта и через голову. "Нет, мы не смогли произвести отливку так, как предполагал Леонардо, - закончил свой рассказ Кралик. - Авторитетные специалисты объяснили, что, несмотря на самые совершенные компьютеры, которые контролируют подобные работы, и прочее техническое обеспечение, сделать то, что было по плечу Леонардо да Винчи пятьсот лет назад, сегодня не может никто". Это не удивительно. В свое время Леонардо был знаменит и ценим больше как великий ученый и инженер. Он изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, проводил многочисленные эксперименты, которые подталкивали к гениальным конструктивным догадкам, опережавшим его время. Создал проекты металлургических печей и прокатных станов, печатных машин, подводной лодки, танка. Некоторые механизмы и аппараты, чертежи которых сохранили записные книжки гения, не построены до сих пор. Все это дало повод современным ученым высказать предположение, что Леонардо да Винчи на самом деле - путешественник во времени. Потерпев крушение на Апеннинах в эпоху Возрождения, он одарил будущее человечество необыкновенными открытиями и уникальными произведениями искусства. Одно из них - скульптурное изображение великолепного коня, отлитое под Нью-Йорком. Отливку произвели по частям, затем они были укреплены на стальной основе и сварены. Скульптор Нина Акамо, руководившая работами последние два года, назвала монумент "Изваянием, верно передающим характер и дух замысла Леонардо". Огромный - весом в 15 тонн - бронзовый скакун был выставлен на всеобщее обозрение в Биконе. В сентябре в пятисотлетнюю годовщину со дня оккупации Милана французскими войсками скульптура будет установлена в этом городе. Также в рубрике:
|