Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7685) 11 июля - 17 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

НАТАЛИЯ КАСАТКИНА: Твори любовь, а не войну!

Елена ФЕДОРЕНКО


Н.Касаткина

Наша беседа с Наталией КАСАТКИНОЙ состоялась за несколько дней до празднования ее юбилея на сцене Большого театра. Наталия Дмитриевна - неукротимая оптимистка и человек стремительных реакций, рассказывала о многом и о многих. Самым сложным оказалось исключить из интервью полностью ряд тем. Выпали, к примеру, ее рассказы о трогательном и обидчивом Араме Хачатуряне, который хотел, чтобы все пять часов его музыки обязательно звучали в балете. Не в пору газетному формату вместить и воспоминания о предках, от одного упоминания имен которых просто кружится голова: среди близких родственников юбиляра - Фаворские, Серовы, Шаховские, более дальнее родство - с Львом Толстым и Чеховым, а одна из бабушкиных сестер Наталии Дмитриевны вышла замуж за историка Сергеева - внебрачного сына Станиславского. Вот уж действительно, "вопросы крови - самые сложные вопросы в мире!" А рассуждения о молодых артистах, для каждого из которых Касаткина находила свои слова: и об актерском таланте Наталии Огневой, и о скифских позах Людмилы Даксомовой, и о надеждах, которые возлагает на юных танцовщиц - Дарью Лякишеву и Вику Смирнову. С особым теплом - о Николае Чавычелове - "любимце Москвы", о замечательных Алексее Орлове и Артеме Хорошилове и о других солистах труппы, "чьи имена еще не известны широкой публике, но у них, несомненно, есть будущее". Мудрость в Наталии Дмитриевне не поработила умения удивляться и радоваться новому - она с благодарностью рассказывала о студентах-вокалистах ГИТИСа, которые готовят для концерта в ее честь арии и дуэты из опер, и у всех них "дивные голоса". Еще. Очень странно разговаривать с Касаткиной одной, потому что ее дуэт - в жизни и в искусстве - с Владимиром Василёвым уникален. Они все делают вместе, и никто не присваивает себе пальмы первенства. Просто Владимир Юдич, как истинный джентльмен, уходит на второй план, уступая место даме сердца. Тем более что у нее - юбилей, с которым мы от души ее поздравляем.

- Все свои творческие вечера вы всегда придумываете сами. Так было и на этот раз ?

- Сначала задумывали капустник, потому что всякие чопорные торжества с велеречивыми словами всегда скучны. Но замысел, честно говоря, не получился. Тогда решили пригласить Святослава Бэлзу в качестве ведущего - он все о нас знает, но его в эти дни не будет в Москве. Начали искать выход, пересматривая старые записи. Оказалось, есть замечательные интервью. Например, Андрей Петров рассказывает о нашем творчестве. Нашли интервью с Володей Малаховым, показались интересными высказывания Алекса Прайера.

- Юного композитора-вундеркинда и потомка Станиславского ?

- Да. Мы поставили его балет "Маугли". Вы знаете, в нем очень сильны русские гены прапрадеда Константина Сергеевича. Алекс вырос в Лондоне, но не любит этот город, восхищается Россией и всем русским и, главное, музыку пишет очень русскую, хотя и по-европейски. Хорошо говорит о нас как о русских людях, как о русских балетмейстерах. Просмотрев все записи, подумали - а что еще надо? О нас будет все сказано нашими же соратниками - людьми разных поколений, в зале будут многие из тех, кто танцевал наши спектакли, и фрагменты записей этих танцев мы покажем.

Отрывки из этих же балетов исполнят молодые артисты нашей труппы. Фрагмент "Сотворения мира": на экране Миша Барышников, Юра Соловьев, Ира Колпакова, Катя Максимова и Володя Васильев, а в зале - Людочка Семеняка. Она пришла в Кировский театр сразу после школы и получила первую роль - одного из маленьких ангелов. Была необыкновенно хороша, и Миша Барышников на репетициях, гоняясь за ангелами, говорил: "Не ставьте в ангелы Семеняку, я ее все-таки догоню". "Весна священная" записана с фантастической парой - Ниной Сорокиной и Юрой Владимировым. Очень надеюсь, что они придут.

Нам хочется динамики, чтобы не было никаких поклонов, приветствий, поздравлений. Все знают любимый нами постулат: "Все жанры, кроме скучного!" Поэтому мы портим и переделываем классику, оставляя в шедеврах только лучшее.

- Хоть вы и отказались от идеи капустника, но во всех ваших вечерах всегда присутствовали розыгрыши и сюрпризы. Их не будет ?

- Будут как минимум два. Помните, на одном из наших юбилеев в Кремле мы познакомили зрителей с будущей премьерой, показав фрагмент еще не существующего "Спартака" - без костюмов, с деревянными мечами. Сейчас пригласим на открытую репетицию "Лисистраты" - следующего нашего спектакля.

На второй сюрприз вдохновила стихотворная фраза Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток и с места им не сойти". В случае с "Маугли" они сошлись: написал сказку англичанин, автор музыки - наполовину русский, наполовину англичанин, в нас - много всего перемешано, исполнителем же будет японский артист Чихару Киетаки.

- Он специально приезжает ?

- Он - наш стажер. Министерство культуры Японии дало ему грант с разрешением на эти деньги стажироваться там, где захочет. И из всех театров мира он выбрал наш балет. Конечно, не просто так. В Токио он учился у нашего солиста Ильгиза Галимулина, который посоветовал ему: "Если для биографии тебе нужна отметка о стажировке, то можешь ехать, куда хочешь, а если желаешь по-настоящему приобрести опыт, то поезжай в "Классический балет", там умеют делать звезд". И Чихару приехал к нам. У него великолепная техника, он фантастически артистичный и безумно старательный, как все японцы.

- Вернемся к сюрпризу ...

- Финал первого действия будет японским. Много лет назад, будучи самой молодой артисткой Большого театра, на концерте в Токио я танцевала танец "Сакура". Аранжировку сделал Альфред Шнитке, а за пультом оркестра Большого театра стоял Геннадий Рождественский. Остались мои фотографии в кимоно, которые увидят зрители. Японский сенсей - учитель в самом высоком смысле - внимательно со мной работал, и я даже выучила японскую песенку. Не знаю, хватит ли у меня наглости спеть ее в Большом театре, но, думаю, должно. Затем Чихару на рояле сыграет виртуознейший этюд Шопена, а три японочки, которые работают в нашем театре, станцуют фантазию на японские темы.

- Этот номер ставите вы с Владимиром Юдичем ?

- Да. Оказалось, что наши японки - классические балерины - не умеют танцевать свои национальные танцы. Обучение японок японским танцам было самым трудным, больше всего сил они тратили не на пируэты и прыжки - этим-то они владеют отлично, а на медленные японские движения.

- Почему основой для своего нового балета вы взяли комедию Аристофана ?

- Тема современна. Помните, был лозунг у хиппи: "Make love, don't war". Если переводить дословно: "Занимайся любовью, а не войной". В комедии Аристофана женщины не хотят, чтобы их мужья уходили на войну, и борются, как могут, - отказывают им в ласках. Сюжет позволяет выстраивать разные пластические шутки и даже некие - не без изысканности - скабрезности. Опять нас назовут эротоманами. Но мы уже привыкли.

- По-моему, это пошло с Екатерины Фурцевой: это же она называла вас модернистами, обвинив в увлечении эротикой, и попросила: "Наденьте на девочку юбочку". Атакам подверглось "Сотворение мира "?

- Эротику увидели раньше - даже в балете "Геологи". Мы-то этих претензий не понимали: ведь красивая эротика - не пошлость. Это важная часть жизни, а уж искусство, тем более балет, на этом держится. За эротику подвергался опале Касьян Голейзовский, за это же клеймили Якобсона. Страдал от этого и Григорович: открытые ноги в "Легенде о любви" объявлялись эротикой. Не знаю, кто властям объяснял все это? На самом деле, это была вторая позиция - одна из шести основных позиций в балете.

В Большом театре шел самый, кстати, эротический "Спартак" - спектакль Якобсона. Ничего крамольного не было, за эротику принимали скульптурные греко-римские положения тел.

Но клеймо приклеилось накрепко. Помню такую историю. У Якобсона я танцевала Фригию, и мне полагались билеты. За ними я и пришла к заведующему кассами Большого театра, очаровательному человеку по фамилии Лахман. Такой, знаете, типаж Фили из "Театрального романа". Сижу в кабинете Лахмана и пережидаю его телефонные разговоры. Он серьезно отвечает в трубку: "Да, товарищ генерал! Давайте на "Спартака". Хотите только на "Лебединое озеро"?" А потом комментирует диалог с шутками-прибаутками. "Представляешь, я ему предлагаю билеты на "Спартака", где полный аншлаг, для его подчиненных, а он мне говорит, что хочет только на "Лебединое". Боится, что после "Спартака" солдат трудно будет привести в чувства. А в "Лебедином" все-таки что-то абстрактное". И действительно, в глазах партийного руководства все, что не "Лебединое", было эротикой, которую надо было запрещать.

А мы не понимали - почему. Нас поддерживали, и это просто удивительно, наши коллеги по Большому театру: завлит Александр Медведев, Галина Уланова, о нас замечательно писали Анна Илупина, Елена Луцкая, Наталья Шереметьевская, Борис Львов-Анохин, Михаил Габович. Трудно всех перечислить и жаль кого-то забыть.

Ограждал нас и Михаил Иванович Чулаки, под чьим руководством Большой театр переживал золотой век. Когда он ушел, то по плохому радио сказали, что вместо композитора Чулаки директором Большого театра стал полковник товарищ Муромцев.

- Ведь это Чулаки поручил вам "Весну священную "?

- Сначала постановку предложили нашим старшим коллегам: Игорю Моисееву, Алексею Ермолаеву, Александру Радунскому. Они побаивались этой непривычной музыки. Мы же влюбились в нее сразу, впервые услышав в Париже. Геннадий Рождественский уже посвятил нас в ее тайны, а от Николая Каретникова мы знали, что такое современные музыкальные приемы.

В то время нам, истинным шестидесятникам, казалось, что все можно, и вообще тогда дышалось по-другому. Нас было много - поэтов, композиторов, художников, мы все были знакомы, хотя никакого сообщества не было, просто жизнь бурлила, мы встречались на вечерах, концертах, премьерах.

Когда наступили иные времена, то кому-то повезло, кому-то - нет. Альфреду Шнитке удалось продолжить свою карьеру, а Каретникову пришлось писать мелодии для кино, его серьезная музыка не звучала. В конце жизни он написал "Мистерию апостола Павла" - запредельно прекрасное сочинение, но не дожил до премьеры. В больнице его навещал Алексей Парин, и они разговаривали о премьере. На следующий день Коли не стало. Премьера состоялась через полтора месяца в Ганновере - руководил шестью хорами и несколькими оркестрами Валерий Гергиев.

Недооцененным оказался, как ни странно, популярнейший Андрей Петров. Все знают мелодии из "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве". Когда с ним встречалась Майя Плисецкая, то каждый раз говорила: "Большие батманы делаю под вашу музыку" - таперы играли петровские мелодии на балетных уроках. Внешне у Андрея Петрова вроде все было хорошо: его песни поет страна, сам он много лет возглавлял Союз композиторов Ленинграда-Петербурга. Защищал композиторов, и они под его опекой могли спокойно работать. А самому ему было трудно. В нем жили как бы два Петровых: песенник и автор музыки духовной, симфонической, инструментальной, фортепианной - такой мощный и настоящий русский композитор. Но никто этого не слышал. Сейчас жена Наталья Ефимовна при содействии Союза композиторов проводит фестивали, концерты, где играют в основном киномузыку и сюиту из "Сотворения мира" - иного репертуара продюсеры и директора концертных залов не берут.

Не люблю слово "гениальный", оно слишком затрепано - многих объявляют гениями. Скажу иначе: они - неповторимые. Андрей Петров - единственный. Коля Каретников - единственный. Как и Юра Буцко, и Арам Хачатурян.

- Среди тех, кому помогал Петров, оказались и вы ?

- Именно Андрей Петров после нашего простоя длиною в шесть лет, когда нам после "Весны священной" не давали ставить, вытащил нас в Ленинград. Мы должны были притереться к городу, а город - к нам. Потому что после Горского москвичи в Петербурге не ставили. Наоборот, петербуржцы ставили в Москве. Москва питалась Петербургом. И тут вдруг приехали какие-то мальчишка и девчонка - мы-то тогда совсем молодые были! Сначала была "Весна

священная", и был колоссальный успех. В Большом театре за несколько лет "Весна" прошла всего восемь раз, причем последний спектакль танцевал Саша Годунов. В его биографии он тоже оказался последним - больше в России он не выступал. А в Петербурге за год состоялось 58 показов! Такая статистика.

- Ваше "Сотворение мира" Андрея Петрова знают все. Но вы же ставили и его оперы ?

- Должна сказать, что на оперную режиссуру благославил нас Борис Александрович Покровский. И если бы мы не увидели его прокофьевского "Игрока", не было бы наших опер. Когда мы отправлялись в Петербург, то спросили совета Бориса Александровича. И услышали: "Самое гениальное, что создало человечество, - это опера. Но, создав ее, люди не знают, что с ней делать. Попробуйте, может, у вас получится".

При постановке опер Петрова "Петр Первый" и "Маяковский начинается" мы столкнулись с советской цензурой. Хотя в Петербурге и Петров, и Юра Темирканов нам очень помогали. Как ни странно, и обком партии, на который нам приходилось оглядываться, нас тоже защищал. Там встречались светлые головы, интеллигентные люди. Другое дело, что они не все могли, поэтому просили что-то переделать, смягчить, изменить акценты. Они это говорили с тем, чтобы спасти спектакли. Хотя и желающих уничтожить их было немало. Даже балет "Пушкин" неоднократно рецензировали. "Не дай мне бог сойти с ума. / Нет, легче посох и сума", - кому в советское время такие стихи нужны? А они звучали в нашем спектакле. А строки: "Мне не спится, нет огня; / Всюду мрак и сон докучный" казались авангардизмом, модернизмом. Для меня в них есть что-то от Серебряного века, но Пушкин еще долго будет "руководить" всеми поэтами.

На репетиции оперы-феерии "Маяковский начинается" прислали замечательную женщину, Валентину Лебедеву специалиста по поэзии Маяковского, с целью уничтожить спектакль, а она его спасала. Были и другие - те, кто из Маяковского знал только стихи о советском паспорте. Они и не подозревали, что у него есть изумительная лирика: "Должно быть ты легла / А может быть / и у тебя такое..."

Марк Розовский написал либретто по своей же пьесе "Страсти по Владимиру". Заканчивался у нас спектакль так: плакаты на заднике закрывались, и в полной темноте звучали слова героини: "Огнестрельная рана - это совсем не больно, это как будто кто-то окликнул". И в тишине - занавес. Но, естественно, такого финала нам не разрешили.

- Это какая-то метафора выстрела... Чьи это слова? Самого поэта ?

- В самом начале прошлого столетия прошла волна моды на самоубийства. Одна из поэтесс хотела покончить с собой, но не получилось. Маяковский приходил к ней в больницу, чтобы узнать, что она чувствовала после выстрела. И услышал от нее эту фразу.

Еще одна сцена была испорчена. Помните у Маяковского: "Выбежала смерть и затанцевала на падали, балета скелетов безносая Тальони". Актер в противогазе, сапогах и тальониевской тюнике носился среди умерших и раненых. "Это уже слишком", - сказали нам. И сцену убрали. Андрею пришлось музыку переписать, а нам поставить эпизод "Умирающий солдат".

Считаю, что и "Петр Первый", и "Маяковский" сейчас очень своевременны. Во-первых, есть интерес к советскому времени, во-вторых - к отечественной истории. И, наконец, сейчас можно ставить откровенно, без купюр - так, как задумывалось. Мы предлагали, но театры отказываются: "Спасибо, но публика не пойдет". Уверена - пойдет.

- Как сейчас складываются ваши отношения с властями? Нынешняя свобода чем-то отличается от свободы шестидесятых годов ?

- Вы понимаете, ведь свобода внутри человека, а не вовне, мы ее никогда не теряли. Хотя, конечно, срабатывал внутренний цензор. С властями отношения были разные. Про Фурцеву уже говорили. Как известно, наш коллектив создал Игорь Александрович Моисеев, и когда он решил его оставить, то неоднократно просил Екатерину Алексеевну нас туда назначить, но она не хотела. А Петр Нилович Демичев нас благословил. Тогда, после "Петра Первого", мы получили сразу два приглашения: возглавить Кировский театр, и оперу, и балет, и "Классический балет". Оказались в Москве.

Демичев был на первом нашем спектакле "Гаянэ", когда уже по привычке представители министерства решили - вот, мы этот спектакль разгромим, а он не дал. И дальше уже к нам не приходили и не мешали работать.

Да и ЦК партии - это не обобщенная черная фигура, там были люди разные. Мы дружили с работником ЦК Анатолием Фроловым, и он нас всегда верно "ориентировал". Помогла Наталья Дементьева, когда была министром культуры. Они нас наставляли.

- В чем заключались их наставления ?

- Помните, Пушкин писал Бенкендорфу: "Будучи совершенно чужд ходу деловых бумаг"? Вот и мы были чужды ходу деловых бумаг, не умели разговаривать с чиновниками в министерстве. Родион Щедрин мне лично говорил: "Ты должна выучить их язык, он - особый. Когда ты говоришь, они тебя не понимают. Я вот выучил. С ними говорю не так, как с тобой".

Дементьева перед нашей поездкой в Индию, где в это же время должен был находиться Борис Ельцин, говорила: "Если вы не подойдете к нему и не скажете, что вам надо, то я вас перестану уважать". Но мы не встретились.

- Разве вы с Борисом Николаевичем не дружили ?

- Это театральная легенда. В Свердловске шли четыре наших спектакля, на которые Ельцин приходил. Когда, уже став президентом, он вручал мне орден Дружбы народов, то при множестве народа подчеркнуто громко произнес: "Наталия Дмитриевна, передайте привет вашей матушке!" Уверена, что сделал он это специально, - знал, что после этих слов перед нами будут открыты многие двери. Так и было несколько месяцев. Спасибо ему за это.

Сейчас новое Министерство культуры оказывает нам действенную поддержку. Нас обещали включить в государственную программу, то есть мы наконец станем легальным театром, а не каким-то подпольным "летучим голландцем". Мы получили два письма от президента в поддержку нашей идеи Центра балетного искусства. Появилась надежда, что сложная ситуация разрешится.

- Вы имеете в виду долгие земельные споры: кому принадлежит земля на Скаковой улице, давно выделенная на постройку театра, - Москве или федералам ?

- Поддержка президента и Министерства культуры позволяет к этому не возвращаться.

Сейчас нам бы очень хотелось организовать Попечительский совет нашего театра. Мы знаем о таких советах по Америке, где ставили спектакль. Схема такова: в совет входили люди разные - те, кто мог внести деньги; люди со связями, которые могли какие-то документы продвинуть; балетоманы, знающие, кто мог бы пригласить потенциальных помощников театра. Главное, чтобы все эти люди действительно любили балет как искусство и наш театр в частности. Конечно, под лежачий камень вода не течет. И мы начинаем призывать людей, которые могут помочь. Это не значит, что они нас выберут. Но будем обращаться и искать.

- То есть вы будете искать меценатов ?

- Мы надеемся, что время меценатов вернется. Говорят, правда, что у первого мецената были грязные деньги. Он разбогател, выращивая овощи и фрукты на кладбище, где хоронили рабов. Его действительно звали Меценат, и он покровительствовал искусствам при императоре Августе. Так что меценат стало именем нарицательным по фамилии реального римлянина.

Начало каждого века отмечено вспышкой интереса к искусству. И у меня есть какое-то ощущение, что вот-вот это произойдет и в нашем, XXI... Для этого нужно, чтобы искусство стало снова престижным и модным.

- А что для этого нужно сделать ?

- Ничего. Этот процесс, как болезнь роста, - неуправляем. Вспомните первых "новых русских" в зеленых и малиновых пиджаках с золотыми цепями. Их уже нет. Сегодня они одеты элегантно и строго. Они уже не женятся на длинноногих красотках, их спутницы - умные интеллигентные дамы. Детям они дают отличное образование. У них уже есть машины, острова, дворцы. Чего им не хватает? Я считаю - только балета.

- Давайте вернемся к теме, которая прозвучала в начале нашего разговора. Даже в Японии знают, что ваш театр - кузница балетных звезд: родом из вашего коллектива Ирек Мухамедов, Владимир Малахов, Галина Степаненко и многие другие. В чем секрет ?

- Ну, естественно, в талантах артистов. Из бездарного звезды не сделаешь. Из ленивого - тоже. Мы их не называем "звездами", для нас это люди с яркой индивидуальностью. Для наших спектаклей они необходимы, и ничего бы у нас не получилось, если бы не наши блистательные балетмейстеры-репетиторы. Наума Азарина, который воспитал наших первых конкурсных лауреатов, мы давно потеряли, но всегда помним. В конце прошлого года ушла Татьяна Попко, тоже педагог от Бога, и это для нас колоссальная потеря.

Опора на Наталию Таборко и Марину Колпакчи-Кузнецову - в прошлом балерин Большого театра. Наш ученик Сергей Белорыбкин един в трех лицах: артист, балетмейстер-репетитор и заведующий балетной труппой. Преподают Ильгиз Галимулин, Володя Муравлев, Айдар Ахметов - кто-то из них еще танцует, поэтому они меняются: уезжают на личные гастроли, возвращаются - во всяком случае, театр без педагогов не остается никогда. И недавно - и в этом огромная наша удача - у нас появилась Надежда Павлова. Та самая!

- Она дает уроки ?

- И уроки дает, и репетирует с солистами и корифеями. Мы говорим с ней на одном языке, потому что она, как и мы, - тоже ученица Марины Тимофеевны Семеновой по Большому театру. С девочками она легко находит контакт - многие наши артистки, как и сама Павлова, окончили Пермское училище.

- Раньше ваши спектакли можно было видеть на сцене Кремлевского дворца, теперь ваш театр там - гость редкий. Где вы теперь танцуете свои спектакли ?

- В Москве - на сцене Новой Оперы и в Мадриде - в Театре "Гранд виа". Полгода из полутора мы проводим в Испании. С каждым разом гастрольная афиша расширяется. Везде в мире популярна балетная классика, и мы, конечно, показываем испанцам "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро", "Жизель" и "Щелкунчика". Но наша импресарио - молодчина: каждый раз она в гастрольную программу вкрапливает несколько наших личных спектаклей. В последний приезд показывали "Даму с камелиями".

Импресарио решила, что "Травиата" всем известна и зрители пойдут. А этого не случилось. Вдруг сейчас она звонит и просит "Даму с камелиями", потому что те зрители, кто увидел балет, рассказали о нем, и публика просит. С "Сотворением мира" она была осторожной - поставила только три спектакля и на выходные дни, когда испанцы ходят в театр семьями. Были полные залы и огромный успех - "Сотворение мира" везем вновь. В Испании мы знаем публику, она нас ждет...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;