Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7685) 11 июля - 17 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияДиктует дух местаВ Нижнем возвращаются в строй здания-музеи НАСЛЕДИЕВера ЗВЕЗДОВА
В советские времена самые красивые городские здания обычно отдавались под учреждения культуры, чаще всего - под музеи. Но, к сожалению, дома стареют, ветшают, требуют ремонта и реставрационных работ, а денег на реставрацию в Российском государстве постоянно не хватает, поэтому уникальные архитектурные памятники выпадают из культурной жизни на целые десятилетия. И каждое возвращение такого дома к людям - долгожданный праздник. В Нижнем Новгороде вот-вот распахнут свои двери сразу три знаменитых здания-музея: особняк Д.В. Сироткина, дворец С.М. Рукавшиникова и Арсенал. Нижегородский купец первой гильдии Дмитрий Васильевич Сироткин, заказывая молодым архитекторам Леониду, Виктору и Александру Весниным дом на Верхне-Волжской набережной, сразу поставил условие: "Чтобы после моей смерти он мог быть музеем". И талантливые зодчие с этой задачей блестяще справились: сравнительно небольшой двухэтажный особняк в стиле русского неоклассицизма - одно из красивейших зданий Нижнего Новгорода. Он обладает идеальными пропорциями, но при всей строгости архитектурной композиции образ дома невероятно поэтичен. Особую прелесть ему придают лоджия с ионическими колоннами над парадным входом и овальная полуротонда со стороны западного бокового фасада. Строительство особняка продолжалось 635 рабочих дней в период с 1913-го по 1916 год. В 1924 году дом Д.В.Сироткина, как и мечтал его хозяин, был передан художественному отделу Нижегородского государственного областного историко-художественного музея, прослужив любителям изящного верой и правдой до 1992 года, когда его, впервые за долгую жизнь, закрыли на капитальный ремонт. Реставрация продвигалась мучительно: денежные средства поступали нерегулярно, подрядчики менялись. Но в 2007 - 2008 годах был сделан решительный рывок: в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области" на дом Д.В. Сироткина выделили 70 миллионов рублей (для сравнения - за весь предыдущий период финансирование из различных источников, в том числе из федерального бюджета, составило в семь раз меньше). Так что уже в сентябре руководство Нижегородского государственного художественного музея планирует открыть в неоклассическом творении братьев Весниных масштабную экспозицию зарубежного искусства, сопоставимую по составу и уровню с самостоятельным музеем. На Верхне-Волжской набережной что ни дом, то произведение искусства, даже среди них особняк С.М. Рукавишникова - особенный. Получив после смерти отца, владельца сталелитейного завода, деньги и свободу действий, сын задумал удивить родной город дворцом стоимостью миллион рублей: "Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются". И действительно, в 1877 году возвел огромное здание в духе ренессансных палаццо - с кариатидами, атлантами, декоративными вазами по фасадам. Самое дорогое и представительное в Нижнем. Для осуществления замысла были приглашены известные мастера - архитектор П.С.Бойцов и скульптор М.О.Микешин. Вот только жить в новом доме оказалось неудобно: использование во внутренней планировке анфилад привело к тому, что все комнаты получись проходными. Зато после национализации здание идеально подошло для Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, который с 1924 года получил в нем постоянную прописку. К концу ХХ столетия дворец С.М. Рукавишникова пришел в аварийное состояние и в 1993 году был закрыт для посетителей. Четырнадцать лет памятник архитектуры стоял брошенным и стремительно разрушался. Еще год-два - и восстановить его было бы невозможно. Но в 2007-м наконец-то был объявлен конкурс на проведение работ по реконструкции уникального здания, а из областного бюджета на реставрационные работы выделено финансирование - более 400 миллионов рублей. Сегодня, спустя два года, взорам гуляющих по Верхне-Волжской набережной вновь открылся восхитительный фасад с символическими каменными фигурами. Возвращая первозданную красоту старинным интерьерам, специалисты совершают находки - как ожидаемые, так и неожиданные. Например, в одной из малых гостиных под поздними наслоениями штукатурки и краски была обнаружена красивая мраморная облицовка. Открытие историко-архитектурного музея-заповедника должно произойти в 2011 году. Здание Арсенала спроектировано в 1834 году архитектором А.Л.Леером по высочайшему повелению Николая I. На всем протяжении своего существования оно принадлежало военному ведомству. В советское время до 1943 года здесь располагался склад вооружения и амуниции, а с 1943 года - картографический отдел Министерства обороны. Объект был секретным и, естественно, недоступным для широкой публики. В 2003-м здание было передано Нижегородскому филиалу ГЦСИ и, несмотря на то, что находилось в руинированном состоянии, вплоть до 2006 года функционировало как полноценная выставочная площадка. Одновременно с экспозиционной деятельностью в Арсенале шла реконструкция, направленная на окончательное преобразование бывших военных складов в Центр современного искусства. В ходе реставрационных работ был открыт вход в нижний ярус Пороховой башни, о существовании которого знали только специалисты и который долгое время считался утраченным. Другого входа - ни изнутри кремля, ни снаружи - в башню не существует. А поскольку кремлевскими стенами и башнями ведает Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, два музея, по выражению директора Приволжского филиала ГЦСИ А.М.Гор, обречены на партнерство. Совместный проект двух культурных институций назвали "Genius Loci" ("Дух места"), подали заявку на конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" и выиграли грант Фонда В.Потанина. Проект посвящен ровно тому месту, на котором стоит Арсенал вместе с куда более древней Пороховой башней. Дух места, по мысли авторов, должен явиться через ось времени, то есть через четыре башенных яруса. Самый нижний отдадут под экспозицию археологических находок XIV - XVI веков, обнаруженных на месте Арсенала во время раскопок; на втором ярусе будут представлены артефакты периода строительства самой Пороховой башни; на третьем - история Арсенала. Ну а четвертый ярус - это выход на смотровую площадку, откуда открывается вид в настоящее. Помимо подлинных предметов и документов, планируется широкое использование современных методов визуализации и мультимедийных технологий. Открытие экспозиции запланировано на 18 июля 2010 года, но уже в конце мая было решено запустить "пробный шар": на трех уровнях Пороховой башни разместилась трехчастная инсталляция "Слепое пятно" берлинской художницы Клаудии Шмаке. Вместе с коллегой Робертом Шайпнером в конце прошлого года она исследовала историко-культурные, топографические и архитектурные особенности Нижнего Новгорода. Результаты этого художественного исследования и представлены в новом выставочном пространстве. Также в рубрике:
|