Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7685) 11 июля - 17 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Диктует дух места

В Нижнем возвращаются в строй здания-музеи

НАСЛЕДИЕ

Вера ЗВЕЗДОВА
Нижний Новгород


Главный фасад Нижегородского государственного областного историко-художественного музея

В советские времена самые красивые городские здания обычно отдавались под учреждения культуры, чаще всего - под музеи. Но, к сожалению, дома стареют, ветшают, требуют ремонта и реставрационных работ, а денег на реставрацию в Российском государстве постоянно не хватает, поэтому уникальные архитектурные памятники выпадают из культурной жизни на целые десятилетия. И каждое возвращение такого дома к людям - долгожданный праздник. В Нижнем Новгороде вот-вот распахнут свои двери сразу три знаменитых здания-музея: особняк Д.В. Сироткина, дворец С.М. Рукавшиникова и Арсенал.

Нижегородский купец первой гильдии Дмитрий Васильевич Сироткин, заказывая молодым архитекторам Леониду, Виктору и Александру Весниным дом на Верхне-Волжской набережной, сразу поставил условие: "Чтобы после моей смерти он мог быть музеем". И талантливые зодчие с этой задачей блестяще справились: сравнительно небольшой двухэтажный особняк в стиле русского неоклассицизма - одно из красивейших зданий Нижнего Новгорода. Он обладает идеальными пропорциями, но при всей строгости архитектурной композиции образ дома невероятно поэтичен. Особую прелесть ему придают лоджия с ионическими колоннами над парадным входом и овальная полуротонда со стороны западного бокового фасада. Строительство особняка продолжалось 635 рабочих дней в период с 1913-го по 1916 год.

В 1924 году дом Д.В.Сироткина, как и мечтал его хозяин, был передан художественному отделу Нижегородского государственного областного историко-художественного музея, прослужив любителям изящного верой и правдой до 1992 года, когда его, впервые за долгую жизнь, закрыли на капитальный ремонт.

Реставрация продвигалась мучительно: денежные средства поступали нерегулярно, подрядчики менялись. Но в 2007 - 2008 годах был сделан решительный рывок: в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области" на дом Д.В. Сироткина выделили 70 миллионов рублей (для сравнения - за весь предыдущий период финансирование из различных источников, в том числе из федерального бюджета, составило в семь раз меньше). Так что уже в сентябре руководство Нижегородского государственного художественного музея планирует открыть в неоклассическом творении братьев Весниных масштабную экспозицию зарубежного искусства, сопоставимую по составу и уровню с самостоятельным музеем.

На Верхне-Волжской набережной что ни дом, то произведение искусства, даже среди них особняк С.М. Рукавишникова - особенный.

Получив после смерти отца, владельца сталелитейного завода, деньги и свободу действий, сын задумал удивить родной город дворцом стоимостью миллион рублей: "Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются". И действительно, в 1877 году возвел огромное здание в духе ренессансных палаццо - с кариатидами, атлантами, декоративными вазами по фасадам. Самое дорогое и представительное в Нижнем. Для осуществления замысла были приглашены известные мастера - архитектор П.С.Бойцов и скульптор М.О.Микешин. Вот только жить в новом доме оказалось неудобно: использование во внутренней планировке анфилад привело к тому, что все комнаты получись проходными. Зато после национализации здание идеально подошло для Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, который с 1924 года получил в нем постоянную прописку.

К концу ХХ столетия дворец С.М. Рукавишникова пришел в аварийное состояние и в 1993 году был закрыт для посетителей. Четырнадцать лет памятник архитектуры стоял брошенным и стремительно разрушался. Еще год-два - и восстановить его было бы невозможно. Но в 2007-м наконец-то был объявлен конкурс на проведение работ по реконструкции уникального здания, а из областного бюджета на реставрационные работы выделено финансирование - более 400 миллионов рублей.

Сегодня, спустя два года, взорам гуляющих по Верхне-Волжской набережной вновь открылся восхитительный фасад с символическими каменными фигурами.

Возвращая первозданную красоту старинным интерьерам, специалисты совершают находки - как ожидаемые, так и неожиданные. Например, в одной из малых гостиных под поздними наслоениями штукатурки и краски была обнаружена красивая мраморная облицовка. Открытие историко-архитектурного музея-заповедника должно произойти в 2011 году.

Здание Арсенала спроектировано в 1834 году архитектором А.Л.Леером по высочайшему повелению Николая I. На всем протяжении своего существования оно принадлежало военному ведомству. В советское время до 1943 года здесь располагался склад вооружения и амуниции, а с 1943 года - картографический отдел Министерства обороны. Объект был секретным и, естественно, недоступным для широкой публики. В 2003-м здание было передано Нижегородскому филиалу ГЦСИ и, несмотря на то, что находилось в руинированном состоянии, вплоть до 2006 года функционировало как полноценная выставочная площадка.

Одновременно с экспозиционной деятельностью в Арсенале шла реконструкция, направленная на окончательное преобразование бывших военных складов в Центр современного искусства. В ходе реставрационных работ был открыт вход в нижний ярус Пороховой башни, о существовании которого знали только специалисты и который долгое время считался утраченным. Другого входа - ни изнутри кремля, ни снаружи - в башню не существует. А поскольку кремлевскими стенами и башнями ведает Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, два музея, по выражению директора Приволжского филиала ГЦСИ А.М.Гор, обречены на партнерство. Совместный проект двух культурных институций назвали "Genius Loci" ("Дух места"), подали заявку на конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" и выиграли грант Фонда В.Потанина. Проект посвящен ровно тому месту, на котором стоит Арсенал вместе с куда более древней Пороховой башней.

Дух места, по мысли авторов, должен явиться через ось времени, то есть через четыре башенных яруса. Самый нижний отдадут под экспозицию археологических находок XIV - XVI веков, обнаруженных на месте Арсенала во время раскопок; на втором ярусе будут представлены артефакты периода строительства самой Пороховой башни; на третьем - история Арсенала. Ну а четвертый ярус - это выход на смотровую площадку, откуда открывается вид в настоящее. Помимо подлинных предметов и документов, планируется широкое использование современных методов визуализации и мультимедийных технологий.

Открытие экспозиции запланировано на 18 июля 2010 года, но уже в конце мая было решено запустить "пробный шар": на трех уровнях Пороховой башни разместилась трехчастная инсталляция "Слепое пятно" берлинской художницы Клаудии Шмаке. Вместе с коллегой Робертом Шайпнером в конце прошлого года она исследовала историко-культурные, топографические и архитектурные особенности Нижнего Новгорода. Результаты этого художественного исследования и представлены в новом выставочном пространстве.

Также в рубрике:

НАСЛЕДИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ФЕСТИВАЛЬ

ХРОНИКА

ТЕАТР

МУЗЫКА

  • За роялем вдвоем
    В Вологде прошел Конкурс фортепианных дуэтов имени А.Г.Бахчиева
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;