Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7192) 9 - 15 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Много шума. А из чего?

Наталия КАМИНСКАЯ


С завидным постоянством театральная общественность страны требует от государства поддержки российского стационарного репертуарного театра. Почти с таким же, с каким федеральные, областные и городские власти все настойчивее утверждают, что денег уже нет, а скоро совсем не будет. На прошедшем в марте с.г. Всероссийском форуме "Театр. Время перемен", а точнее, в его преддверии, страсти вокруг государственного "тришкина кафтана" разгорелись до опасного предела. В подготовленных к форуму документах одни усматривали чуть ли не крестовый поход против уникальной модели стационарного театра, исконно пользующегося государственной поддержкой, другие - продолжение политики некоего "собеса", немыслимого, по их мнению, в новых рыночных условиях. И те и другие хотели как лучше, а действовали как всегда, будто бы не замечая, что все вместе едут по одной и той же скверно укатанной дороге - по ухабам и рытвинам нашей социально-экономической действительности. Прав ли директор старого стационарного театра, который, невзирая на очевидный творческий упадок вверенного ему заведения, всеми правдами и неправдами добивается у соответствующих властей денег на зарплату своим артистам? По-человечески, безусловно, прав. А руководитель процветающего коллектива, добавляющий артистам в "суммы прописью" средства, почерпнутые из "других источников финансирования", разве не имеет при этом в виду и основной источник (федеральный, муниципальный)? Еще как имеет и тоже прав. Одним словом, понятие "государственная поддержка" на постсоветском сценическом пространстве по-прежнему имеет широкое хождение. К слову сказать, не приведи Господь на нынешнем этапе нашего экономического процветания отказаться от такого блага. Поступок будет не то что безответственный, а, прямо скажем, безумный. Однако факт: возможности отеческой поддержки тают с каждым бюджетным годом. И вот Министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей, опираясь на Постановление правительства "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", рассылает руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ письма. В этих письмах рекомендуется расширить перечень ведущих театров за счет театров, находящихся в ведении органов местной исполнительной власти. Цель - предоставить этим театрам право повысить зарплату своим работникам. При этом отмечается, что дополнительные для увеличения окладов средства изыскиваются на местном уровне. Собственно, таким образом Минкульт совместно с СТД всего лишь дает представителям местных администраций благой совет. Правда, с "оплаченным ответом", то есть с требованием направить в Минкульт России свои соображения по этому вопросу. Эта акция носит явно гуманитарный характер. Давая добрый совет, Минкульт вправе интересоваться, вняли ли ему советополучатели. Отдавая материальное решение вопроса на откуп местным властям, власти центральные всего лишь пытаются привлечь внимание городов и областей к своим театрам. А дадут ли актерам Омской, к примеру, или Саратовской драмы более высокие зарплаты - решать будут, соответственно, в Омске или Саратове. Может, и не дадут. Однако при нашей бедности трудно поставить акцию Минкульта и СТД под сомнение. Равно как и посчитать ее судьбоносной. Маленький шажок доброй воли - не более того. Странно, однако, что столь скромное поползновение со стороны Минкульта и СТД вызвало в некоторых СМИ столь мощную и явно не сопоставимую с масштабами деяния волну подозрений. Померещилась очередная кампания по отделению волков от козлищ. Новая эпопея по раздаче "академических слонов". Забавно, однако, что вновь восторжествовала формула "еще ничего нет, но уже что-то есть". Что-то, требующее немедленного разоблачения. Однако, по нашему разумению, в этой истории с письмами просматривается несколько иной сюжет. Театральным языком говоря, тут не "Волки и овцы", а "Где тонко, там и рвется". Постановление "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", подписанное два премьера тому назад Е.Примаковым, не было аннулировано двумя последующими премьерами.

Вместе с тем, по известной традиции, федеральная власть как не спешила осуществлять свою государственную поддержку, так, согласно законам преемственности, и не спешит. За благородным содержанием писем в регионы стоит очередная (не первая уже) попытка спихнуть ответственность за финансирование театров на эти самые регионы. Коль скоро иной губернатор или городской голова, в упор не видевший своих театров, обратит наконец на них свой взор, радоваться надо. Коль скоро не обратит, все останется по- прежнему. И в том и в другом случае вопросы финансирования решаются на местах с той мерой справедливости, которая присуща тем, кто эти вопросы решает. При этом руководители 80 дотационных регионов России долго будут чесать в затылках: где изыскать средства на подтверждение вспыхнувшей в их сердцах любви к своим театрам. Регионы-доноры, как известно, своим театрам помогают и без федеральных писем. И Москва, и, скажем, Самара имеют совершенно очевидную муниципальную культурную политику, в которой находится место и для местных театров. Другое дело, что и в благополучных регионах никто от федеральной, то есть именно государственной, поддержки не откажется хотя бы для того, чтобы не лишить государство возможности исполнить свой долг перед национальной культурой. Подчеркиваю - долг, в очередной раз подтвержденный тем самым правительственным постановлением. Кстати (заметили?), речь идет всего лишь о повышении заработной платы. О такой финансовой статье, как "постановочные расходы", в упомянутой переписке Минкульта с региональными властями и речи нет. Так что театру, вознамерившемуся поставить шекспировскую комедию "Много шума из ничего", никакие письма денег на декорации и костюмы не прибавят.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Ценная информация о полезных качествах noni, купить сок нони, только натуральный