Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7192) 9 - 15 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Всяк сущий нам язык

В.Иванов. "Московские сезоны театра "Габима". Москва. 1999

Инна ВИШНЕВСКАЯ


С большим удовольствием прочитала я только что вышедшую в свет книгу В.Иванова. Она интересна по самым разным соображениям, обращена к самым разным слоям общества - к художественной интеллигенции, профессиональному читателю и широкой публике, умеющей ценить прекрасное, и, наконец, к самим представителям власти, которые должны бы вынести из чтения этой книги серьезнейшие нравственные, политические уроки. Книга В.Иванова вышла действительно "кстати", как любили говорить еще в XVIII веке о наиболее современных произведениях искусства и литературы. Рассказывая о создании в 20-х годах в России еврейского театра "Габима", играющего на древнееврейском языке иврит, автор приходит к заключению: нет языков устаревших, если на них говорит высокое искусство, если обращено оно не только к своей диаспоре, не только к далекой эмиграции, но сразу ко всей планете, в вечном фокусе которой - и классическая Греция, и монументальный Египет, и загадочный Восток, и европейский Ренессанс, и прибежище расселенных по миру - Библия, и всепрощающее Евангелие, и старорусская письменность, и таинственная клинопись детства цивилизации. Словом, все, чем одарило само себя человечество. Молодой театр "Габима" хотел включить еврейский народ в мировой этнос, мировую культуру, хотел поведать не о несчастных местечковых нищих, вся радость которых в светлой субботе, но о гордых людях с прямой спиной, которые вместе с другими народами ищут и строят свои обетованные земли. И сейчас, когда бушуют распри, низвергающие нас с высот цивилизации в низины дикости, появление такой книги, зовущей к единению народов и языков, братской дружбе вместо братоубийственных войн, необычайно важно. Важно и то, что корни "Габимы" и ее прославленного спектакля "Гадибук" зародились в недрах русской культуры, у истоков этого вдохновенного спектакля стояли Станиславский и Вахтангов, Горький и Шаляпин, Михаил Чехов и Алексей Дикий, многие другие деятели русского искусства, не знавшие узких национальных ограничений, видевшие таланты там, где национальная почва была лишь начальной станцией успеха, конечной станции не было. Книга о "Габиме" - это и книга о великом русском режиссере Вахтангове, первом пришедшем на помощь молодому театру, это его фантастический гений вложен в спектакль "Гадибук", потрясший сначала Москву, затем Россию, а потом все страны, куда театр выезжал на гастроли. Совершенно по-новому раскрывается на этих страницах фигура Вахтангова, наиболее известного русской театральной культуре другим своим замечательным творением - "Принцессой Турандот". Только соединив в сознании людей два этих спектакля - трагедию и комедию, миф и сказку, жесткий гротеск и озорные маски, - мы поймем, как считает автор этой книги, величие вахтанговского таланта, оставившего театральному Олимпу целостный театр, Театр имени Вахтангова плюс "Габима", "Габима" плюс Театр имени Вахтангова. В.Иванов выбрал, по-моему, неизбитый, оригинальный путь исследования, строго отобранные факты читаются как увлекательное повествование, факт не давит на фантазию, документ не глушит гипотезу. Каждая свободно написанная глава, где воссозданы габимовские спектакли, чередуется с главой фактологии, подкрепляющей реалии происходившего, закрепляющей летучее, уносимое временем искусство театра. Примечательно, что в книге этой нет и тени альковной, эротической развлекательности, как это принято в наших новых трудах о театре. Оказывается, великие тайны искусства разгадывать куда интереснее, нежели мелкие тайны личной жизни художников, драма на профессиональном поприще куда серьезнее для постижения актерского творчества, чем драмы бытовые, с бесконечными браками, вечными разводами, постоянными беременностями, а если уж очень повезет - и с нетрадиционными сексуальными ориентациями. Ничего не скрыто автором из истории "Габимы" - ни тяжкое давление набирающей силу молодой советской власти - все новое, оригинальное представлялось недостаточно советским, ни наличие более мрачных событий - борьбы самих художественных коллективов друг с другом, столкновения тщеславий, жажды нового места под новым солнцем. С одинаковым ужасом, подлинным сердечным волнением читаются и протоколы "средневековых" обсуждений тех или иных спектаклей, и письма-доносы вроде бы "своих" коллег по художественному цеху, мечтающих что-то непременно закрыть, противопоставить своей политической благонамеренности. Звучит горькое предупреждение современным деятелям искусства, кто черпает свои радости не в собственном творчестве, но в обличении других мастеров, не в создании единого культурного пространства, но как раз в губительном его разрушении. Из истории "Габимы" вырисовывается здесь поразительная картина: в голодной, холодной Москве 20-х годов расцветает великое театральное искусство, звучат не сходящие отныне с уст имена режиссеров и артистов, уже прошедших часть творческого пути и начинающих свои искания. Беспримерное, поистине моцартовское дарование вахтанговцев. Новые и новые лики Арлекина советской сцены - Мейерхольда. Изящно-хрупкие декадентские спектакли-цветы Таирова. Трагикомический гений Михаила Чехова. В уже прославленный этот хор вплетаются голоса новые, голоса габимовские. А над всем молодым этим Олимпом царят Боги: Аполлон - Станиславский, Зевс - Немирович-Данченко. И становится ясной еще одна странная, диалектическая истина: высоты духа и житейское, и государственное спокойствие далеко не всегда совпадают. Напротив, именно искусство зачастую помогает людям скорее обрести полноту существования. В этом смысле книга В.Иванова прямо перекликается с современностью - бытование многоцветного искусства ни тематически, ни эстетически не совпадает с общественными коллизиями времени. Хорошо ли это, дурно ли, покажет будущее. Но определяющее расхождение искусства и существования людей есть. Из вахтанговско- габимовской эпохи мы выносим еще и то, что не тождественное совпадение сцены с жизнью, но как раз острое от нее отторжение дает иногда искусству сильные собственные соки. История "Габимы" непроста, драматична, во многом печальна. История театра всеобщего всегда оптимистична, устремлена к потомкам.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;